Милкина Юлия
«Развитие социального интеллекта детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
▼ Скачать
истоков педагогический композиторов воспитателя
Милкиной Юлии Сергеевны.
Тема опыта : «Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста через экологию».
Актуальность:
Активная модернизация образования, реализация подходов,
Публикация «„Развитие социального интеллекта детей дошкольного возраста“ (из опыта работы)» размещена в разделах
обозначенных в основном документе отечественной системы образования – Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральных государственных образовательных стандартах, закономерно ведет к постановке и поискам решения новых задач для образовательных организаций. Особую значимость они приобретают сегодня, что связано с тенденциями глобализации, интеграции, массовой информатизации, межкультурной коммуникации, поскольку изменяется окружающее пространство, а также роль и значимость человека в нём. В век информации всё большее значение приобретает такое свойство личности как умение эффективно общаться, объективно воспринимать информацию и реагировать на все изменения окружающего мира. Развитие социального интеллекта – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе освоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация – это процесс, во время которого ребёнок осваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности. Социальный интеллект важен для детей дошкольного возраста. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным. Актуальность проблемы исследования развития социального интеллекта детей дошкольного возраста через экологию определяется недостаточной изученностью этой проблемы в психолого-педагогической литературе и несомненной ее теоретической и практической значимостью.
Основная идея:
Социальный интеллект преобразуется при развитии личности, ее социализации и освоении опыта социального взаимодействия. Не вызывает сомнений, что нужно уделять целенаправленное внимание развитию социального интеллекта, а особенно важно делать это в процессе образования. Уже в первичных социальных институтах (семья, ясли, детский сад, школа и т. д.) нужно создавать благоприятные условия для развития социального интеллекта у детей. Не случайно новые ФГОСы для всех ступеней образования, в которых определены четкие установки на то «зачем», «чему» и «как» учить как непременное условие и достижимый результат включают в себя социально-интеллектуальные ориентиры. Словосочетание «развитие социального интеллекта» по определению содержит цель и механизм достижения результата (цели). Цель подразумевает социальный аспект : человек живет в природе, среди людей, в некоем обществе, к которому нужно приспособиться, адаптироваться, осмыслить и перенять нормы поведения, а также учесть ценности, принятые в этом обществе. Интеллект тут выступает специальным механизмом, обеспечивающим процесс познания и усвоения окружающего мира, как внешнего, так и внутреннего. В связи с этим психологи изучают по большей части механизм познания (то есть психические процессы, а педагоги ориентируются на использование получаемых знаний в окружающем мире и сообществе.