Светлана Сидорова
Развитие словаря детей раннего возраста в совместной деятельности детского сада и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Публикация «Развитие словаря детей раннего возраста в совместной деятельности детского сада и семьи» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
С повышением уровня информатизации в мире значительно снижается уровень речевого развития детей. Отмечается бедный словарный запас, обилие грамматических ошибок, трудности в построении простых предложений. К числу значимых причин снижения уровня речевого развития специалисты относят неблагоприятную среду в семье. К сожалению, занятые родители часто пускают процесс развития речи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых, редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы и папы.
В ФЗ «Об Образовании в РФ» говорится, что только семья и дошкольное учреждение являются двумя важнейшими институтами развития и социализации детей.
Актуальность данной темы подтверждает недостаточная компетентность родителей (законных представителей) в вопросе речевого развития детей раннего возраста, необходимости обогащения его словаря.
Изучению формирования словаря у детей раннего возраста посвящены многочисленные работы как отечественных, так и зарубежных психологов, педагогов и лингвистов: Л. С. Выготского, В. В. Гербовой, В. А. Крутецкого, Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохина и др. Результаты их исследований создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач по проблеме формирования словаря у детей раннего возраста.
В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчёркивается, что предпосылки развития речи у детей раннего возраста определяются двумя процессами.
Одним из этих процессов является неречевая, предметная деятельность самого ребёнка, т. е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира.
Вторым важнейшим фактором развития речи у детей раннего возраста, в том числе и развития словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком. В связи с этим развитие лексики ребёнка раннего возраста во многом определяется семьёй и социальной средой, в которой воспитывается ребёнок.
Актуальность выбранной темы определила цель и задачи моей работы.
Цель: Обогащение словаря детей раннего возраста посредством взаимодействия с семьями воспитанников.
Работа по реализации поставленных целей и задач была построена в несколько этапов:
Подготовительный этап:
1. Выявление уровня активного и пассивного словаря,
с применением наглядно-дидактического пособия
Л. Н. Павловой «Раннее детство : развитие речи и мышления»
для детей от 1 до 3 лет»;
2. Мониторинг компетентности родителей в вопросе необходимости обогащения словаря детей с целью речевого развития детей раннего возраста в форме бесед, анкетирования родителей;
3. Мониторинг условий ППРОС группы по критериям ФГОС ДО
Основной этап:
1. Обогащение словаря детей раннего возраста посредством взаимодействия с
семьёй.
2. Разработка системы взаимодействия с родителями по вопросу обогащения словаря детей раннего возраста.
Итоговый этап:
1. итоговый мониторинг уровня сформированности словаря детей раннего возраста.
2. Анкетирование родителей, анализ ППРОС
Для выявления активного словаря ребенку показывалась предметная картинка, и задавались вопросы: «Что нарисовано на картинке, Какого цвета, Для чего нужно, Что делает девочка? ,Из каких частей состоит?», беседы по темам «Игрушки», «Посуда»
Выявление пассивного словаря, т. е. понимание речи, в ходе диагностической беседы.
Результаты мониторинга уровня активного и пассивного словаря,
показали недостаточный уровень сформированности.
Анкетирование родителей также показало недостаточный уровень осведомленности родителей в вопросе речевого развития детей, они не владеют приемами работы по развитию речи, но хотят их освоить.
Мониторинг ППРОС по критериям ФГОС ДО показал необходимость обогащения среды актуальными и эффективными играми и пособиями, способствующими обогащению словаря детей раннего возраста.
По результатам проведенного мониторинга я выбрала наиболее эффективные формы работы с детьми и формы взаимодействия с семьями воспитанников с целью обогащения словаря детей раннего дошкольного возраста.
Работа с детьми по обогащению словаря решала следующие задачи:
1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, новых значений слов, уже имеющихся в лексиконе
2. Закрепление и уточнение словаря (углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием)
3. Активизация словаря. 2 категории слов :
а) пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, но не употребляет в своей речи,
б) активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но и активно употребляет в своей речи)
Работу на закрепление и активацию словаря, развитие его смысловой стороны проводила, используя следующие: методы
• рассматривание игрушек, предметных картинок, картин с хорошо знакомым содержанием;
• дидактические игры и пособия «Кто что ест?», «Мы едем, едем.», «Игруша», «Потешкина книжка», «Умные пальчики», «Чей домик», «Весёлый паровозик», «Чудо крышечки» и т. д.
• Чтение художественных произведений (любимых сказок, потешек, стихов А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой и др.)
• словарные упражнения, пальчиковая гимнастика
• прогулки, наблюдения, экскурсии и т. д.
В работе над обогащением словаря важно соблюдать последовательность:
• обогащение знаний и словаря на основе, обследования признаков предметов, их свойств, качеств.
• уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, употребление слов в разных ситуациях общения.
• использование словаря в активной речи, в процессе бесед, разговоров, рассказов.
Вся работа с родителями осуществлялась в групповой и индивидуальной формах, соблюдая принципы:
• Целенаправленность
• Системность
• Плавность
• Учет специфики каждой семьи
• Доброжелательность, открытость
• Ежедневно в информационном блоке для родителей размещается текущая информация о планируемой деятельности с детьми на день, консультации и рекомендации для родителей по развитию словаря детей раннего возраста.
• Несколько раза в месяц поводятся мастер-классы и вечера встреч, Здесь родители имеют возможность познакомиться с пальчиковыми играми, с играми на развитие слухового внимания, речевого дыхания, на развитие мелкой моторики и словаря, в которые они могут поиграть с ребенком дома, а так же обменяться опытом с другими родителями. Кроме того, все родители имеют возможность самостоятельно принять участие в изготовлении игр и пособий на обогащение словаря детей и речи в целом.
• Для родителей проводим семинары-практикумы по таким темам как: «Учимся играть с детьми», «Общение с ребенком», «Умные картинки», «Природа для ребенка» и др.
• Здесь организуем игры на развитие речи детей раннего возраста, игры на развитие мелкой моторики и обогащение словаря.
• Вниманию родителей предлагается картотека литературы для чтения детям с примерными вопросами и игровыми ситуациями, способствующими обогащению словаря и развитию речи малыша.
Формы взаимодействия с родителями:
Родительские собрания, консультации «Читаем вместе», «С чего начинать, развивая речь малыша?», «Речевые игры для малышей», «Что ребенку показать на прогулке», «Индивидуальный подход» и др.
Открытые занятия, Совместные мероприятия, вечера встреч
Круглые столы, мастер-классы
Родительский клуб «Азбука для мам и пап»
Видеофрагменты организации различных видов деятельности с детьми, занятий
Фотоотчеты
Выставки детских работ
Папки-передвижки
Библиотека для родителей
Для определения эффективности взаимодействия был проведен:
итоговый мониторинг словаря детей раннего возраста с применением наглядно-дидактического пособия Л. Н. Павловой; анкетирование родителей, анализ ППРОС; которые показали положительную динамику
У детей наблюдается активный процесс обогащения и активизации словаря словами-названиями, глаголами, прилагательными;
Отмечается умение соотносить словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек Кукла спит, машинка едет, мама работает ; ребенок свободно использует в речи слова обозначающие признак предмета, согласуя их с глаголами Кубик зеленый … лежит, Большой дом стоит, Кашу вкусную сварила …отмечается умение ребенка выполнять речевые инструкции взрослого, подражать его речи, использовать речь по собственной инициативе в общении со взрослыми и сверстниками.
За счет накопления пассивного словаря, у ребенка идет стимулирования его активной речи. У него появилась потребность спрашивать у взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мир Что это, Какой, Как, Зачем, Что делать, Где? что является основой для дальнейшего развития диалогической речи.
Объединение интересов семьи и детского сада привело к повышению компетентности родителей в вопросе развития словаря у воспитанников
Родители научились:
изготавливать дидактические пособия, дидактические игры, способствующие обогащению словаря и развитию мелкой моторики;
развивать мелкую моторику у детей при помощи пальчиковых игр;
заниматься по ним и в домашних условиях, использовать словесные игры и беседовать с ребенком во время прогулок;
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда обогатилась новыми играми и пособиями, в том числе многофункциональными, картотеками игр по обогащению словаря детей раннего возраста, укрепила свою динамичность и полифункциональность.
В перспективе я планирую продолжить начатую работу по развитию речи у детей раннего возраста посредством эффективных методов;
Продолжать привлекать родителей к сотрудничеству в вопросе развития детей
продолжить обогащение ППРОС группы новыми игровыми пособиями, в том числе изготовленными родителями воспитанников;
Представить опыт работы по данному вопросу на сайте ДОО, личном сайте и других интернет сообществах и средствах информации
Участвовать в конкурсах педагогического мастерства различного уровня.