Марина Груша
Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми.
Публикация «Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада» размещена в разделах
Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что процесс приспособления, т. е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьезных нарушений поведения и общего состояния.
Адаптация как приспособление организма к новой обстановке включает широкий спектр индивидуальных реакций ребенка в зависимости от его психофизиологических и личностных особенностей, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду. Состояние аффекта в первые дни посещения детского сада выявляется у 44% детей (49% мальчиков и 37,5% девочек, по данным Захарова, 1988)
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском дошкольном учреждении зависит от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают себя хорошо чувствовать только через 1-2 недели или даже позже. В среднем в яслях адаптация длится 7-10 дней, в среднем дошкольном возрасте 2-3 недели и в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц.
У детей младшего дошкольного возраста, подверженных невротическим расстройствам при помещении в детский сад, скорее всего, будут проявляться беспокойство, страх и депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность). В детском саду (а чаще дома, как своеобразная эмоциональная разрядка сдерживаемого в детском саду психического напряжения) у таких детей могут преобладать повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство, негативизм. У эмоционально чувствительных, впечатлительных детей, у детей, зависимых от матери и у детей с проблемами еды. дневного сна, туалета, преобладает в начале посещения детского сада неблагоприятное состояние. Адаптационный стресс вызывает различные нарушения у детей. Больше проблем с адаптацией у нервно-соматически ослабленных детей, у единственных и поздних детей, у детей, привыкших к исключительному вниманию в семье (гиперопеке, у детей с проблемами общения.
Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода :
легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течении месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Цель программы : психологическая поддержка детей дошкольного возраста, предупреждение и коррекция нервных расстройств, вызванных проблемами адаптации в детском саду, развитие внимания ребенка к себе, своим чувствам, переживаниям, повышение самоуважения.
Задачи:
1. Воспитание саморегуляции, самозащиты и самокоррекции при помощи направленных игр.
2. Снижение у детей внутреннего напряжения.
3. Создание у детей мотивации на изменения себя в лучшую сторону (самокоррекция).
4. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
5. Обучение рефлексивным умениям.
6. Способствование повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
7. Создание возможностей для самовыражения.
8. Формирование чувства принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.
Курс коррекционно-развивающих занятий состоит их 2-х разделов.
Первый раздел занятий «Игры, направленные на проявление реальных чувств, спонтанные психолого-терапевтические игры»
Цель занятий этого раздела – это уменьшение внутреннего напряжения в период адаптации, повышение игровой активности и контактов, создание мотивации на участие в совместных играх и игровых упражнениях.
Второй раздел занятий «Игры на знакомство и представление себя»
Цель этого раздела занятий - это эмоциональная разрядка, повышение настроения ребенка, уменьшение беспокойства, развитие внимания к себе, своим чувствам, переживаниям, повышение самоуважения, формирование чувства принадлежности к группе
Организация занятий
Занятие состоит из нескольких частей.
1 часть. Вводная.
Цель вводной части занятия – это настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.
2 часть. Основная
На эту часть приходится основная работа. В неё входят этюды, упражнения, игры направленные на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка. В этой части используются элементы сказкотерапии, психодрамы, рисование.
3 часть. Заключительная
В этой части занятия происходит закрепление положительных эмоций от проведенной совместной работы, обучение детей приемам саморасслабления и саморегуляции.
Во время занятий дети сидят в кругу. Эта форма дает возможность открытого общения, позволяет видеть всех участников, облегчает взаимодействие и позволяет ощутить детям особую общность.
Адресат: дети 3-4 лет, поступившие в детский сад.
Занятия проводятся в группе один раз в неделю, продолжительность одного занятия для детей 3-4 лет – 15-20 минут. Оптимальное количество участников в группе – 6-8 человек. Количество занятий может варьироваться, в среднем составляет 10 занятий.
Методические средства, используемые в программе :
• Ролевые игры;
• Психогимнастические игры;
• Коммуникативные игры;
• Игры и задания, направленные на развитие произвольности;
• Игры, направленные на развитие воображения.
• Рисуночные методики
Ресурсы.
Кадры: педагог-психолог.
Оборудование:
- ковровое покрытия;
- стульчики;
- магнитофон;
- аудиокассета с записью спокойной, веселой, грустной музыки.
Материалы
-альбомы для рисования для каждого ребенка;
-цветные карандаши, краски, фломастеры, мелки;
-набор игрушек на руку;
- игровые маски;
- театральные игрушки бибабо;
- шарфы, платки
-ножницы
-бумага
- магнитофон и кассета с записью спокойной музыки.
Содержание программы
Тематический план занятий
Раздел Тема занятия Содержание занятия
Игры, направленные на проявление реальных чувств, спонтанные психолого-терапевтические игры Занятие № 1 1. Знакомство с помещениями групповой комнаты и детьми.
2. Упражнение «Каракули»
3. Спонтанные игры по желанию детей.
4. Уборка игрушек, прощание
Занятие № 2 1. Знакомство с уголками групповой комнаты.
2. Упражнение «Свободный рисунок»
3. Спонтанные игры по желанию детей.
4. Уборка игрушек. Прощание
Занятие № 3 1. Знакомство с природным уголком групповой комнаты.
2. Упражнение «Свободный рисунок»
3. Упражнение «Драматизация свободных рисунков»
4. Прощание.
Игры на знакомство и представление себя
Занятие № 4
1. Упражнение «Кто в домике живет?»
2. Упражнение «Паровозик»
3. Упражнение «Цветок»
4. Упражнение «Рисование ладошки»
5. Упражнение «Аплодисменты»
Занятие № 5
1. Упражнение «Ласковое имя»
2. Упражнение «Спаси птенца»
3. Упражнение «Я – мама зайчиха»
4. Рисунок на тему «Мое настроение сейчас»
5. Упражнение «Тихий час для мышат»
Занятие № 6
1. Упражнение «Здравствуй, я котик»
2. Упражнение «Котик ласкает»
3. Упражнение «Тише»
4. Рисование на тему: «Рисунок имени»
5. Упражнение «Спящий котенок»
Занятие № 7
1. Упражнение «Здравствуй. я лисичка»
2. Упражнение «Морщинки»
3. Упражнение «Дерево»
4. Рисунок на тему «Дерево»
5. Упражнение «Доброе животное»
Занятие № 8
1. Упражнение «Здравствуй, я зайчик»
2. Упражнение «Зайчик ласкает»
3. Упражнение «Холодно-жарко»
4. Рисование на тему «Сказочный персонаж»
5. Упражнение «Фея сна»
Занятие № 9
1. Упражнение «Здравствуй, я мишка»
2. Упражнение «Медведь после спячки»
3. Упражнение «Любящие родители»
4. Рисунок на тему «Моя семья»
5. Упражнение «Отдых»
Занятие № 10
1. Упражнение «Любимая игра»
2. Упражнение «Ладошка-шарик»
3. Упражнение «Рассмотри, кто перед тобой»
4. Упражнение «Потерялась
девочка»
5. Рисунок на тему «Моя группа»
Конспекты коррекционно-развивающих занятий
Первый раздел «Игры, направленные на проявление реальных чувств, спонтанные психолого-терапевтические игры».
Занятие № 1.
Цель: познакомить ребёнка с помещениями групповой комнаты. Обеспечить комфортную обстановку для ребёнка в группе. Содействовать снятию психоэмоционального напряжения. Способствовать переводу негативных эмоции в позитивные.
Материалы:
- магнитофон и кассета с записью спокойной музыки;
- альбомы для рисования;
- карандаши;
- игровые маски;
- театральные игрушки бибабо.
Ход занятия:
1. Дети входят в комнату и рассаживаются на стульчики в круг.
Здравствуйте! Я рада вас видеть. Психолог представляется детям.
Беседа о детском саде. Знакомство с помещениями групповой комнаты и детьми.
2. Упражнение «Каракули». Психолог и ребенок сначала рисуют рукой каракули в воздухе, затем на спинах друг у друга, потом на бумаге.
3. Спонтанные игры по желанию детей : игры с масками, театральными игрушками бибабо. Ребенок выбирает игры по своему желанию, взрослый присоединяется к этим играм.
4. Уборка игрушек. Прощание «Передай улыбку соседу» - дети. Стоя в круге передают свою улыбку соседу.
Занятие № 2.
Цель: обеспечить комфортную обстановку для ребёнка в группе, содействовать снятию психоэмоционального напряжения, способствовать переводу негативных эмоции в позитивные.
Материалы:
- магнитофон и кассета с записью спокойной музыки;
- альбомы для рисования;
- карандаши;
- игровые маски;
- театральные игрушки бибабо.
Ход занятия:
1. Дети входят в комнату и рассаживаются на стульчики в круг.
Здравствуйте! Я рада вас видеть. Далее психолог знакомит детей с уголками групповой комнаты.
2. Упражнение «Свободный рисунок». Ребенку предлагают нарисовать все, что он хочет.
3. Спонтанные игры по желанию детей : игры с масками, театральными игрушками бибабо. Ребенок выбирает игры по своему желанию, взрослый присоединяется к этим играм.
4. Уборка игрушек. Прощание «Передай улыбку соседу» - дети. Стоя в круге передают свою улыбку соседу.
Занятие № 3.
Цель: создание атмосферы психологической безопасности для ребёнка, учить взаимодействовать детей группы с новым ребёнком, оказывать ему помощь (введение в коллектив детей, способствовать переводу негативных эмоции в позитивные.
Материалы:
- магнитофон и кассета с записью спокойной музыки;
- альбомы для рисования;
- карандаши.
Ход занятия:
1. Дети входят в комнату и рассаживаются на стульчики в круг.
Здравствуйте! Я рада вас видеть. Далее психолог знакомит детей с природным уголкам групповой комнаты. Беседа о комнатных растениях, рассматривание рыбок в аквариуме.
2. Упражнение «Свободный рисунок». Ребенку предлагают нарисовать все, что он хочет.
3. Упражнение «Драматизация свободных рисунков». После выполнения свободного рисунка взрослый предлагает его оживить, превратившись в главных героев рисунка. Ребенок выбирает, кто или что в его рисунке самое главное, психолог помогает придумать и разыграть взаимодействие между героями.
4. Прощание «Передай улыбку соседу» - дети. Стоя в круге передают свою улыбку соседу.
Второй раздел «Игры на знакомство и представления себя».
Занятие №4.
Цель: развивать чувство принадлежности к группе, развивать навыки позитивного социального поведения.
Материалы:
- магнитофон и кассета с записью спокойной музыки;
- альбомы для рисования;
- карандаши.
Ход занятия:
Приветствие
1. Упражнение «Кто в домике живет?». Дети «забираются» в домики – для этого каждый ребенок смыкает руки уголком над головой в виде крыши. Ведущий «стучится» в каждый домик со словами: «Кто-кто в домике живет?». Ребенок называет свое имя. Ведущий спрашивает: «Что ты любишь больше всего? Какой ты? Что ты не любишь?»
2. Упражнение «Паровозик». Дети встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. «Машинист» ведет паровоз в разных направлениях, то быстро, то медленно, он пыхтит, свистит. В конце «крушение», все падают на пол. Обсуждение
-Понравилось вам играть?
-Кому было не удобно? Почему?
3. Этюд «Цветок».
Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляя теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем.
Движения: на корточках, голову и руки опустить, поднимается голова, распрямляется корпус, руки медленно поднимаются в стороны – цветок расцвел. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, глаза полузакрыты, улыбка, расслаблены.
4. Упражнение «Рисование ладошки». Ребята, а теперь давайте нарисуем в своих альбомах свою ладошку. Разукрасьте ладошку цветными карандашами. Обсуждение рисунков:
-Посмотрите, какие красивые у вас получились ладошки.
-Ребята, у вас получились одинаковые ладошки?
- А как вы думаете, почему ладошки получились разные?
Это потому, что мы с вами разные.
5. Упражнение «Аплодисменты».
Мы будем хлопать (аплодировать) тихо, затем сильнее и сильнее. Психолог подходит к одному и хлопает ему. Он начинает хлопать и поворачивается к следующему ребенку. И так по кругу.
Занятие №5.
Цель: предупреждение и коррекция нервных расстройств, вызванных проблемами адаптации в детском саду, развитие произвольности движений, навыков саморегуляции, повышение уровня адаптации.
Материал:
-альбомы и карандаши;
- магнитофон с записью спокойной музыки.
Ход занятия:
1. Здравствуйте ребята! Рада вас видеть!
Давайте начнем наше занятие с приветствия, а поможет нам в этом игра «Ласковое имя». Ведущий спрашивает имя ребенка, затем просит всех детей хором назвать его ласково. Если дети не могут придумать ласковое имя, ведущий помогает им.
2. Упражнение «Я – мама зайчиха». Ведущий изображает какое-либо животное со словами «Я – мама зайчиха» (лисица, волчица и т. д.). дети должны вслед за ведущим превратиться в зайчат, лисят, волчат – в детей своей мамы. Ведущий-мама показывает, как она любит своих детей.
3. Этюд «Спаси птенца».
Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным и спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам
4. Рисование на тему «Мое настроение сейчас». Ребята, возьмите теперь свои альбомы и попробуйте нарисовать рисунок на тему: «Мое настроение сейчас».
Просмотр рисунков. Обсуждение.
-Понравилось вам рисовать?
-Что было трудно?
-Что общего вы увидели в наших рисунках?
5. Упражнение «Тихий час для мышат». Ведущий предлагает детям превратиться в мышат. Показать, как они откусывают кусочки сыра – обедают. Гладят свои животики – наелись. Показывают сонным писком, что хотят спать. Затем дети-мышата укладываются на коврик «спать». Включается музыка для релаксации.
Занятие №6.
Цель: обучение положительному самоотношению и принятию других людей, обучение рефлексивным умениям, содействие росту, развитию ребенка.
Материалы:
-альбомы, карандаши, краски, фломастеры, мелки, лак для ногтей;
- детские журналы с иллюстрациями;
- игрушка на руку «котенок»;
- музыка Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).
Ход занятия:
1. Здравствуйте ребята! Рада вас видеть.
Упражнение «Здравствуй, я котик». Ведущий надевает на руку куклу-котенка (можно использовать обычную игрушку) и предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, я котеночек» - «Здравствуй, я Сашенька»
2. Упражнение «Котик ласкает». Ведущий из роли котенка по очереди ласкает каждого ребенка (лапкам и гладит их по головке) со словами «Хороший (ая) Сашенька, Машенька» и т. д. затем дети по очереди надевают на руку котенка и ласкают друг друга. Ведущий помогает им произносить фразу «Хороший Сашенька…»
3. Этюд «Тише! Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит
котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают
друг другу: «Тише!» Выразительные движения. Шею вытянуть вперед,
указательный палец приставить к сжатым губам, брови поднять вверх.
4. Рисование на тему «Рисунок имени». Ведущий пишет на листах бумаги имена детей печатными буквами и просит разукрасить своё имя. По желанию рисунок имени можно украсить вырезками из журналов.
Обсуждение.
-Давайте посмотрим, что у вас получилось.
-Какие у нас получились рисунки?
-Кто захотел изменить свое имя?
4. Упражнение «Спящий котенок». Ребенок исполняет роль котенка, который
ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик. Упражнение сопровождается музыкой Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).
Занятие № 7.
Цель: обучение положительному самоотношению и принятию других людей, обучение рефлексивным умениям, содействие росту, развитию ребенка.
Материалы:
-альбомы и карандаши;
- игрушка на руку «лисичка»;
-магнитофон с записью спокойной музыки.
Ход занятия:
1. Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть.
Упражнение «Здравствуй, я лисичка». Ведущий надевает на руку куклу-лисичку (можно использовать обычную игрушку) и предлагает детям по очереди поздороваться с лисичкой. Каждый ребенок жмет лисичке лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, я лисичка» - «Здравствуй, я Сашенька»
2. Упражнение «Морщинки».
Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох – выдох, вдох – выдох. И последний раз вдох – выдох. Отлично… широко улыбнемся своему соседу справа, а теперь - соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. Молодцы!
3. Упражнение «Дерево».
Встаньте рядом со своим стулом и выпрямите спину. Сделай глубокий вдох, и закройте глаза. Почувствуйте свои ноги, ощутите, как крепко они стоят на земле. Представьте. Что ты дерево и твои корни врастают глубоко в землю. Некоторые из них толстые и сильные, другие тонкие, они опоясывают все пространство земли вокруг тебя. Представьте, что эти корни крепко держат твой ствол, и ты стоишь на земле твердо и уверенно. Если хочешь, можешь раскинуть руки и представить, что это ветви, которые тоже раскинуты во все стороны. На ветках растут листья. Сквозь твои ветви дует легкий ветерок, они легко колышутся. Твои мощные корни поддерживают ствол, и никакой ураган не нанесет тебе вреда…
Начинается ужасная буря, которая раскачивает деревья. Твой ствол наклоняется из стороны в сторону, могут сломаться некоторые ветки, но ты так крепко врос в землю, что буря тебя не сломает…
Почувствуй свои корни, ствол, ветви, почувствуй, какой ты крепкий и гибкий. Пусть дует ветер – твои ветви сгибаются под его силой, но не ломаются». (1 минута)
Постепенно ветер прекращается. Солнце выходит из-за туч, и ты наслаждаешься спокойствием… Ты, снова становишься самим собой. Потянись, сделай глубокий вдох и открой глаза…
4. Рисунок на тему «Дерево». А теперь нарисуй свое дерево, его корни ствол, ветви. Обсуждение.
-Какие деревья у вас получились?
-У кого получилось сильное дерево?
-Для чего дереву нужен мощный ствол и крепкие корни?
-Что нужно дереву, чтобы оно росло сильным, крепким?
5. Упражнение «Доброе животное».
Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох – выдох, вдох – выдох и еще раз вдох – выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз тук – шаг вперед, тук – шаг назад.
Занятие №8.
Цель: обучение положительному самоотношению и принятию других людей, обучение рефлексивным умениям, снятие напряжения, содействие росту, развитию ребенка.
Материал:
-альбомы и карандаши;
- игрушка на руку «зайчик»;
-магнитофон с записью музыки «Колыбельная» К. Дуйсейкеева.
Ход занятия:
1. Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть!
Упражнение «Здравствуй, я зайчик». Ведущий надевает на руку куклу-зайчика (можно использовать обычную игрушку) и предлагает детям по очереди поздороваться с зайчиком. Каждый ребенок жмет зайчику лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, я зайчик» - «Здравствуй, я Сашенька»
2. Упражнение «Зайчик ласкает». Ведущий из роли зайчика по очереди ласкает каждого ребенка (лапкам и гладит их по головке) со словами «Хороший (ая) Сашенька, Машенька» и т. д. затем дети по очереди надевают на руку зайчика и ласкают друг друга. Ведущий помогает им произносить фразу «Хороший Сашенька…»
3. Этюд «Холодно - жарко» (на напряжение и расслабление мышц туловища).
Мама-зайчиха ушла. Подул холодный северный ветер. Зайчата замерзли. Они
сжались в маленькие клубочки - греются. Стало жарко. Зайчата развернулись.
Опять подул северный ветер. Повторить игру 2 — 3 раза.
4. Рисование на тему «Сказочный персонаж». Ребята, а какая у вас любимая сказка? (Дети отвечают по очереди)
-Какая сказка вам не нравится? (Ответы детей).
Представьте себе, что вы встретили волшебника. Подумайте, в какого сказочного персонажа превратит вас волшебник.
Возьмите свои альбомы и нарисуйте, в кого превратил вас волшебник.
Сейчас мы посмотрим на ваши рисунки и попробуем угадать, в какого же сказочного героя превратил вас волшебник и почему.
-Что общего у вас с вашим героем?
У вас получились замечательные рисунки!
6. Упражнение «Фея сна». Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на
достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная» К. Дуйсейкеева. К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке — это фея сна (мальчик — волшебник). Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Фея обходит всех детей, касаясь их волшебной палочкой. Фея смотрит на них: все спят, она улыбается и тихонько уходит.
Занятие №9.
Цель: обучение положительному самоотношению и принятию других людей, обучение рефлексивным умениям, снятие напряжения, содействие росту, развитию ребенка.
Материалы:
- игрушка на руку «мишка»;
-магнитофон с записью спокойной музыки;
-альбом, губки, гуашь.
Ход занятия:
1. Здравствуйте, ребята!
Упражнение «Здравствуй, я мишка». Ведущий надевает на руку куклу-мишку (можно использовать обычную игрушку) и предлагает детям по очереди поздороваться с мишкой. Каждый ребенок жмет мишке лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, я мишка» - «Здравствуй, я Сашенька»
2. Упражнение «Медведь после спячки». Вы уже знаете, что медведи впадают в зимнюю спячку. Они сворачиваются калачиком в своей берлоге, и когда начинает падать снег и в лесу дует холодный ветер, им снятся спелые ягоды, сладкий мед. Представьте, что каждый из вас – медведь. Ложитесь на пол и свернитесь калачиком, пока вам не станет достаточно тепло. Вы можете спать всю зиму вплоть до самой весны.
Наступила теплая весна. Солнце светит ярче, и снег начал таять. Медведи медленно просыпаются. Они ложатся на спину. Вы еще совсем-совсем сонные и усталые. Очень медленно вытяните вперед одну руку. Протяните ее в сторону… А теперь назад…
Поднимите другую руку и протяните ее вперед… в сторону…и назад…
Медленно, очень медленно, как медвежата, встаньте на четвереньки. Надавите обеими руками на пол и почувствуйте, как он устойчив.
Покачайтесь назад и вперед; сделайте это четыре раза…
Упираясь руками в пол, качнитесь назад так далеко, как только сможете. Растяните спину. Вы почувствовали, как растягиваются ваши мышцы. Проснуться вам помогут движения ногами. Пусть обе руки упираются в пол, поднимите вверх одно колено и медленно потяните ногу назад…
Растяните таким же образом вторую ногу… теперь ложитесь на живот. Вытяните обе руки далеко вперед, а ноги – назад… Продержитесь так как можно дольше. Теперь вы можете расслабиться.