МААМ-картинки

Взаимодействие детского сада и семьи в двигательно-игровой деятельности

Тузикова Ксения
Взаимодействие детского сада и семьи в двигательно-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это не только желание родителей, но и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией. Доказано временем, что воспитание будет иметь успех тогда, когда просвещение семьи опережает просвещение ребенка.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров. Педагогу важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общих интересов.

Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи в двигательно-игровой деятельности» размещена в разделах

Необходимо найти такие пути, которые, с одной стороны, будут способствовать оказанию реальной помощи родителям в повышении их педагогической компетентности, обучению способам взаимодействия со своим ребенком, выработки родительской позиции. С другой стороны, они помогут педагогу овладеть способами общения с родителями, приемами активизации родителей, гармонизировать отношение детей, родителей и педагога.

Налаживания партнерских взаимоотношений сделает процесс воспитания и развития ребенка двусторонним и более качественным. Именно поэтому сотрудничество семьи и детского сада нашло свое отражение в различных направлениях воспитательной работы. Эффективны такие формы работы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка с целью гармонизации семейных отношений.

Взаимодействие с семьей способствует не только формированию потребности в здоровом образе жизни у детей и их родителей, но и позволит снизить дефицит положительных эмоций у дошкольников и обеспечить преемственность методов и приемов воспитания детей в семье и в детском саду.

Пояснительная записка

В современных условиях дошкольного образования педагогу сложно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни группы и детского сада. Именно в процессе сотрудничества педагога детского сада с родителями можно добиться полноценного развития ребенка, правильного его воспитания. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности педагога, родителя и ребенка. При этом целью семейного воспитания, так же, как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребенка.

Для координации совместной с родителями двигательно – игровой деятельности в детском саду, необходимо:

1. Установление доверительного контакта с взрослым, участвующим в воспитании ребенка;

2. Внедрение новых форм и методов работы с семьей в совместной деятельности;

3. Устанавливать единые требования к процессу физического воспитания ребенка в семье и в детском саду;

4. Строить всю работу на основе взаимопомощи педагога и родителя;

5. Формировать целостный чувственный опыт совместной двигательно – игровой деятельности взрослых и детей.

Что бы выяснить представления родителей о средствах развития ребенка, сохранения их эмоционального и физического здоровья, целесообразно использовать анкетирование (см. Приложение№1).

Что бы познакомить родителей со способами взаимодействия с детьми, можно предлагать информацию в виде консультаций, практических рекомендаций, организовывать в дошкольном учреждении совместные с родителями спортивно – массовые мероприятия

(см. Приложение 2-8).

Цель: создание единого пространства воспитания и развития ребенка в детском саду и семье.

Задачи:

• Содействие формированию у родителей и их детей навыков партнерского доверительного взаимодействия друг с другом.

• Способствовать совместному созданию позитивного психологического климата как в детском саду, так и в семье.

• Обогащения социального опыта детей, формирование способов межличностного общения со взрослыми и сверстниками.

• Приобщение детей и взрослых к нормам здорового образа жизни путем активизации двигательной активности.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь - май). Первая среда каждого месяца

Место проведения: спортивный зал детского сада

Субъекты проекта:

- дети старшего дошкольного возраста

- родители

- инструктор по физической культуре

Направление: совместная спортивно – игровая деятельность, направленная на гармонизацию детско – родительских отношений.

Примерная структура совместной деятельности

Этапы занятия/задачи Содержание Роль взрослых, действия детей

Подготовительная часть

Начальная организация участников, ознакомление с предстоящей работой и создание необходимой психологической установки и мотивации. Постепенная функциональная подготовленность участников процесса к повышенным физическим нагрузкам («разогревание»); создание эмоционального фона Приветствие; различные виды построений и перестроений; различные варианты ходьбы, бега, прыжков, игр ритмики; дыхательные упражнения; зрительная гимнастика, профилактические упражнения для формирования правильной осанки и. т. д Взрослые выполняют упражнения вместе с детьми и следят за правильностью их выполнения; оказывают помощь детям, дают рекомендации.

Основная часть

Реализация образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, предусмотренных планом текущей работы; гармонизация общего и специального развития опорно – двигательного аппарата, сердечно – сосудистой и дыхательной систем; формирование и поддержание правильной осанки; формирование необходимых знаний в области двигательной деятельности, совершенствования двигательных навыков и умений, развитие двигательных способностей; воспитание у детей моральных, интеллектуальных и волевых качеств. Парные общеразвивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры, игровые спортивные упражнения, игры – соревнования; игры задания; элементы танцевально – ритмических движений; игрогимнастика: свободная игровая деятельность. Взрослые выполняют задания вместе с детьми, осуществляют страховку; принимают активное участие в играх, организуют свободную игровую деятельность.

Заключительная часть

Совершенствование навыков приведения организма в оптимальное состояние: снижения возбуждения сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной системы, излишнего напряжения отдельных групп мышц; ознакомление со способами регулирования эмоционального состояния; рефлексия полученных навыков Различные варианты ходьбы и других естественных движений, направленных на постепенное снижения напряжения; упражнения на расслабления и формирования осанки; специальные упражнения на внимание; танцевальные упражнения, малоподвижные игры; элементы игрового массажа; элементы игрового массажа, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, взаимное общение участников, ритуал прощания; уборка спортивного оборудования Выявления интересных моментов занятия; родители делают детям игровой массаж, вместе с ними наводят порядок в зале, обмениваются добрыми пожеланиями, комплементами

Общая структура деятельности включает в себя следующие элементы:

1. приветствие – формирование позитивного интереса к встрече, сплочение группы;

2. мотивация – сообщение цели совместной двигательно – игровой деятельности;

3. разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, поднятия настроения либо снятия чрезмерное возбуждения;

4. основная часть – развитие двигательных умений и навыков : комплекс общеразвивающих упражнений, спортивных игр и заданий, направленных на решение задач занятия, свободная игровая деятельность;

5. рефлексия – оценка занятия в эмоциональном аспекте (как участники чувствуют себя здесь и сейчас)

6. прощание – эмоциональное сплочение группы, настрой на следующую встречу.

В основу содержания совместной деятельности легла система физических упражнений и игр, которые:

1. доступны для совместного выполнения взрослым и ребенком;

2. разнообразны по своему физическому воздействию;

3. обеспечивают тактильный контакт;

4. направлены на развитие эмоциональной сферы, партнерских и доверительных отношений родителей и детей.

Совместная деятельность построена по принципу воздействия на эмоционально – волевую сферу детей с учетом их половозрастных особенностей развития, для формирования целостного чувственного опыта, действенного выражения отношения родителей и детей друг к другу и их эмоциональному сближению. В результате у родителей и детейвырабатываться умения настраиваться друг на друга, чувствовать партнера для успешности в совместной деятельности.

Для эффективности проведения в структуре каждого занятия используется музыкальное сопровождение. Физическая нагрузка в совместной двигательно – игровой деятельности соответствует нагрузке обычных физкультурных занятий дошкольников.

Основные правила для проведения совместной деятельности :

1. Формирование группы происходит на добровольной основе.

2. Вместе с ребенком занятия посещает кто – то из родителей или членов семьи

3. Занятия проводиться один раз в месяц

4. Совместная игровая деятельность рассчитана на 45-60 минут.

5. Каждое занятие включает в себя такие виды спортивной деятельности, для которых характерно выполнение заданий в паре, в которой функции лидера и «ведомого» разделяются между родителем и ребенком

6. Совместная деятельность проходит в спортивном зале, где созданы все условия для успешной работы с родителями и детьми.

Прогнозируемые результаты:

1. Родители имеют представление о качественном преобразовании психомоторной сферы старших дошкольников на основе совершенствования органов чувств и движений, развития двигательных качеств, осознанного отношения к своим действиям, достижения точности и управляемости.

2. У взрослых сформированы представления о роли подвижных игр в развитии личности детей старшего дошкольного возраста, их творческой активности, физического «Я», работоспособности

3. У детей и взрослых сформированы представления о физкультуре как о деятельности, необходимой для укрепления здоровья и физического развития, физической подготовленности, для развития физических качеств, необходимых в жизни.

4. Дети и взрослые демонстрируют желание принимать активное участие в совместных играх с родителями.

5. Участники владеют способами самоконтроля и самооценки в совместных упражнениях.

План работы

п\п Месяц\

неделя Форма проведения\

тема встречи Задачи

1 2 3 4

1

Сентябрь Игровая деятельность «Раз, два, три, четыре, пять – мы идем играть!» Способствовать гармонизации отношений родителей и детей; формирования умении чувствовать партнера, работать в паре; активизировать двигательную активность детей и взрослых; познакомить родителей воспитанников с простейшими игровыми упражнениями, направленными на повышение эмоционально волевой сферы дошкольников в условиях детского сада, приемлемых для использования в домашних условиях.

2 Октябрь Сюжетная деятельность «Путешествие в осеннюю тундру» Обогащать опыт вербального и невербального взаимодействия родителей и детей; формирование умений родителей открыто и искренние выражать свои чувства (хвалить, благодарить, обнимать, целовать ребенка); развитие у детей умений ориентироваться в пространстве; способствование повышению двигательной активности детей и взрослых; совершенствования ловкости и быстроты; обобщение знаний об осенних изменениях в природе

3 Ноябрь Совместная деятельность с одним пособием «Мой веселый, звонкий мяч» Повышать физкультурную грамотность родителей; обогащение двигательного опыта детей и взрослых; познакомить детей и взрослых с разными способами игры с мячом в совместных играх; формирование правильной осанки, навыков правильного дыхания; развитие мелкой моторики мышц кисти и пальцев, ориентировку в пространстве, быстроту и координацию движений в игровой деятельности.

1 2 3 4

4 Декабрь Игровая деятельность с элементами погружения в образ «Северные заигрыши» Расширить представление детей и взрослых о северных народных играх; раскрыть перед родителями возможности физической культуры, ее роль в физическом и психическом развитии ребенка; ориентировать участников на традиции родного края; активизировать двигательную активность детей и взрослых

5 Январь Совместная деятельность с одним пособием «Простые игры с обручами» Повышение физкультурной грамотности родителей; обогащение двигательного опыта детей; познакомить детей и взрослых с разными способами игры с обручем; способствование формированию дружеских взаимоотношений участников в совместной игровой деятельности; поддерживание интереса детей и взрослых к здоровому образу жизни

6 Февраль Познавательно – игровая деятельность «Мальчишки и девчонки» Способствованию германизации детского – родительских отношений в совместной игровой деятельности; познакомить родителей воспитанников с простейшими игровыми упражнениями, направленными на формирование эмоционально – волевой сферы дошкольников в условиях детского сада, приемлемых для использования в домашних условиях

7 Март Оздоровительная деятельность «Игры для здоровья» Формирование дружеских взаимоотношений родителей и детей в совместной игровой деятельности; поддержания интереса детей и взрослых к здоровому образу жизни; познакомить родителей с системой дыхательных упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания; обогащение двигательного опыта детей.

1 2 3 4

8 Апрель Сюжетно – игровая деятельность «Космические приключения» Расширение представлений родителей о содержании детских подвижных игр; уточнить знания детей о разнообразии подвижных игр и разных способов их проигрывания; обогащение двигательного опыта детей; способствование укреплению основных мышечных групп для формирования правильной осанки; формирования умений ориентироваться в пространстве; развитие воображения, мышления, творческих способностей

9 Май Сюжетная совместная деятельность «Путешествие на Банановый остров» Способствование эмоциональному сближению родителей с детьми; обогащение и развитие у детей двигательного опыта в разнообразных игровых ситуаций, координацию движений, ориентировку в пространстве.

Приложение 1

Анкета

Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, анкету.

1. Какие формы совместной спортивной деятельности Вам были интересны и почему?

а) свободная деятельность;

б) игровая организационная деятельность;

в) соревновательная деятельность.

2. Играете ли Вы с ребенком в игры, которые узнали на совместной спортивной деятельности? Где и когда?

а) да;

б) нет;

в) другие варианты (пояснить)

3. Что полезного Вы видите в совместной спортивной деятельности детей и взрослых?

а) получить возможность испытать радость общения с детьми и родителями;

б) узнать о том, какие упражнения и игры можно использовать для физического развития ребенка в домашних условиях;

в) пронаблюдать работу детского сада по физическому воспитанию детей;

г) другие варианты (пояснить).

4. Занимаетесь ли Вы с ребенком утренней гимнастикой?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

5. Есть ли у вас дома какое-либо оборудование (спортивный инвентарь) для занятия физкультурой и спортом?

Нужно подчеркнуть: мяч, обруч, скакалка, гимнастическая лестница, массажеры, гантели, канат, велосипед, шашки, шахматы,другие варианты (можно перечислить).

6. Какие вопросы физического воспитания и оздоровления детского организма вас интересуют?

Нужно подчеркнуть: спортивные упражнения, игры, совместные занятия с детьми, организация спортивного досуга ребенка в семье, упражнения для предупреждения нарушения осанки, упражнения для закаливания, другие варианты (можно перечислить).

Спасибо за сотрудничество.

Приложение 2

Памятка для родителей «Играем вместе»

Уважаемые родители, Вам интересно, в какие игры можно поиграть с ребенком дома, в транспорте, на улице, используя простые предметы, которые всегда под рукой? Тогда это памятка для Вас.

Игра «Хитрая мышка»

Положить на стол веревочку (ленточку, шнурок, кусочек проволоки, варежку на резинке или даже зарядное устройство от мобильного телефонаи т. д., сделав на конце не большой узелок, или прикрепить к узелку резинку для волос, заколку или даже маленькие ключик, при этом сказать ребенку, что это будет мышкин хвостик. Положить один конец с узелком на стол, а другой взять в руку. Объяснить ребенку, что его задача – по команде накрыть ладошкой (поймать) хвостик, а задача взрослого – успеть его убрать. Начинать игру можно со слов: «Ну – ка, мышка, не зевай, поскорее убегай!».

Игра «Шалашики»

В кошельках родителей всегда найдутся дисконтные карты, из которых можно предложить ребенку сделать шалашики (две карточки приставляются с наклоном друг к другу). Кто больше сделает шалашиков и у кого они не упадут, тот и выигрывает. Можно предложить ребенку прокатить через шалашики какой – ни будь круглый предмет так, чтобы шалашики не развалились, или в конце игры представить, что налетел ураган, и посоревноваться друг с другом, сдувая шалашики. Чьи шалашики устояли, тот и выиграл или, наоборот, кто быстрее их сдует.

Игра «Ключик и замочек»

Возьмите несколько ключей из своей связки и положите их на лист бумаги. Каждый ключ надо обвести, сильно прижав к листу, можно раскрасить силуэты по цвету. Эти силуэты ключей будут замочными скважинами, около них можно нарисовать дверцы, то же разные по цвету. Затем перемешайте ключи и предложите ребенку определить, какой ключ к какой двери подходит. Ключи лучше выбирать разные, максимально отличающиеся друг от друга. В дальнейшем меняетесь ролями или устраивайте соревнования, кто быстрее найдет ключик.

Приложение 3

Дыхательная гимнастика для здоровья

(рекомендации для родителей)

Выполнение упражнений дыхательной гимнастики поможет выработать у детей старшего дошкольного возраста способность к ритмическому дыханию в сочетании с физическими и эмоциональными нагрузками на организм и не позволит в различных ситуациях задерживать дыхания, нарушая его ритм.

Дыхательные упражнения подразделяются на три фазы:

1-я фаза – выдох. С него начинаются все упражнения:

«ку–ка–ре-ку», «м-м-м», «ш-ш-ш» и далее. Выдоху уделяется особое внимание.

2-я фаза – пауза, требования к которой индивидуальны, зависят от состояния организма ребенка (физического и эмоционального)

3-я фаза – вдох (возврат ритма дыхания, который должен быть естественным, непринужденны и только через вдох).

Можно использовать схему:

«звук – дыхание – образ – движение – среда обитание» при имитации звуков, издаваемых различными животными, птицами, современными видами техники.

ПРИМЕРЫ дыхательных упражнений с использованием загадок:

• Серый, зубатый, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк)

И. П. : основная стойка, руки согнуты в локтях, ладони у груди.

1-вдох; 2-выдох, туловище слегка наклонить вперед, правую руку вытянуть перед собой; 3-вдох, вернуться в и. п. ; 4-выдох, то же левой рукой, вернуться в и. п. Повторить до 6 раз.

• Он несет на лбу не зря два развесистых куста. (Олень)

И. П. : стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисти рук у лба.

1-вдох; 2-выдох, руки вперед; 3-вдох, руки в стороны; 4-выдох, вернуться в и. п. Повторить до 6 раз.

• У него огромный нос, будто нос лет тыщу рос. (Слон)

И. П. : сед с прямыми ногами, руки опущены.

1-вдох; 2-выдох, туловище наклонить вперед, коснуться руками носков; 3-вдох; 4-выдох, вернуться в и. п. Повторить до 6 раз.

• Лежит веревка, шипит, плутовка. (Змея)

И. П. : лежа на животе, руки под подбородком, ладонь на ладонь.

1-2-вдох; 3-4-выдох, рукивперед: «ш-ш-ш-ш!»; 5-6- вдох; 7-8-выдох, вернуться в и. п. Повторить до 6 раз.

Будьте здоровы!

Приложение 4

Консультация для родителей

«Как обеспечить ребенку хороший старт двигательно – игровой деятельности в семье»

До того, как ребенку исполниться 6 лет, родители должны сделать все зависящее, чтобы он овладел широкой гаммой двигательных навыков. Для этого необходимо ввести в семье регулярные игровые паузы продолжительностью от 10 до 20 минут в день.

Игровые упражнения, развивающие чувства равновесия, смелость и ловкость.

«Зайчик». Пусть ребенок имитирует заячьи прыжки: сначала прыгает, как маленький зайчонок, а потом – как большой заяц. Вы можете разнообразить это упражнение, превратив ребенка в кенгуру, лягушку, лошадь и т. д. Учите ребенка прыгать в разных направлениях, возвращаясь обратно на место старта.

«Веселый мяч». Ребенок ударяет мячом о пол так, чтобы после удара он ка можно выше подпрыгнул в воздух, делает поворот кругом и ловит мяч. Прекрасное упражнение для развития общей координации движений и чувства равновесия.

Игровые упражнения для укрепления мускулатуры ног и свода стопы.

«Танец на канате» Начертите на полу линию ил положите веревку. Пусть ребенок попробует пройти по этой линии, удержав равновесие (руки разведены в стороны). Одну ступню надо ставить вплотную перед другой (колени сгибать нельзя).

«Катаем мячик» Посадите ребенка на пол или на стул и поставьте его ступню на теннисный мячик. Пусть ребенок катает мячик то к носку, то к пятке.

Парные упражнения.

«Фламинго» Встаньте лицом к лицу с ребенком, и пусть каждый поднимет ногу и останется стоять на другой ноге. Постепенно учите ребенка держать подошву поднятой ноги на внутренней стороне бедра опорной (чем выше, тем сложнее) Пусть ребенок столько сколько он сможет.

Играйте вместе!

Литература

1. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семьяединое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/ Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е Жичкина, С. И. Мусиенко. : Линка – Пресс, 2001

2. Казина О. Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы/ О. Б. Казина. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2005.

3. Филиппова С. О. Теория и методика физической культуры дошкольника: учебное пособие для студентов академии, университетов, институтов физической культуры педагогических вузов / С. О. Филиппова, Г. Н. Пономарев. – СПб. : Детство – Пресс, 2010.

4. Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей : диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, сценарии, мониторинг / А. В. Козлова. – м. : ТЦ Сфера, 2005. – (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»)

Публикации по теме:

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст. 18. п. 1определяется,.

Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи в контексте ФГОС» Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании здорового ребёнка» Здоровье ребёнка зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры.

Обобщение опыта работы «Взаимодействие детского сада и семьи в современном обществе» Взаимодействие детского сада и семьи в современном обществе К сожалению, в настоящее время, когда большинство семей озабочено ре-шением.

Проект «Взаимодействие детского сада и семьи» Тимощенко Ирина Юрьевна, старший воспитатель МБДОУ детский сад №12 «Солнышко» город-курорт Анапа. Проект «Взаимодействие детского сада.

Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка Современный мир диктует свои правила жизни. Осваивать их приходится как взрослым, так и детям. Поэтому одна из самых главных задач взрослых.

Взаимодействие детского сада и семьи по приобщению детей к здоровому образу жизни Актуальность и социальная значимость опыта. Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов,.

Взаимодействие детского сада и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Выписка из протокола №1 родительского собрания группы детей 7-го года жизни «Кораблик» от 27.09.2017 года Председатель: Шелякина Ю. П. Секретарь:.

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития ребёнка На пятом году жизни речь ребёнка становится разнообразной, правильнее, богаче, увеличивается активный словарь, который к этому возрасту.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из приоритетных задач общества. Обеспечение безусловного соблюдения прав ребенка на охрану.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие детского сада и семьи в двигательно-игровой деятельности
Опубликовано: 29 мая 2018 в 12:38
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие детского сада и семьи в двигательно-игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Тузикова Ксения в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД