Ирина Ямалиева
Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие речи детей
в условиях семьи и детского сада».
Цели:
1. Повысить педагогическую грамотность родителей (законных
представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.
2. Заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью
Публикация «Родительское собрание „Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
данной темы, вовлечь родителей (законных представителей) к
сотрудничеству.
Задачи:
• Дать информацию родителям о речи, о ее значении во всестороннем
развитии ребенка; повышать компетентность родителей в развитии и
воспитании ребенка.
• Актуализировать знания родителей (законных представителей) о значении
различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого
развития воспитанников.
• Познакомить с разновидностями дидактического материала для развития
мелкой моторики и методической литературы по теме.
Предварительная работа:
Информирование родителей о предстоящем семинаре-практикуме
(объявление).
Экспресс-интервью «Для чего нам нужна речь?»
Информационно-техническое обеспечение:
Раздаточный материал для родителей :
Информационные буклеты «Памятка по развитию речи ребенка»
Материал:
Карточки платочек, мячик, видеоролик «Артикуляционная
гимнастика», выставка литературы бумажные
салфетки, ножницы, клей-карандаш
Ход собрания
Воспитатель :
Добрый вечер! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что
нашли время и пришли на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам
будут служить следующие строки. (Слайд 1)
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красива.
Тема нашей встречи «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».(слайд№2)
Передавая друг другу мячик, продолжите, пожалуйста, фразу: «Мой
ребёнок начал говорить … .»
Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с 2
до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка речевого развития.
Многие родители отметили, что их дети начали говорить в возрасте от 8-9
месяцев до года 2 мес. Это является физиологической нормой.
Речь - форма общения. (слайд №3) В дошкольном возрасте она развивается по двум
взаимосвязанным направлениям:
- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и
сверстниками;
- речь становится основой перестройки мыслительных процессов и
превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей :
- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для
каждого возраста;
- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со
взрослыми.
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к
не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в
себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь
немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо
целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному
языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи
непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети
овладевают нормами общественного поведения, что способствует
нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком
необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных
видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на
других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в
повседневной жизни.
речи».
Я вас приглашаю в страну «Развития речи»(слайд №4)
Путешествие состоит из станций, на которых надо
выполнять определенные задания. Итак, начнем. (слайд №5)
1. Станция «Разминочная» (каждый сидящий за столом берет карточку со
словом, читает и подбирает эпитеты)
Подберите эпитеты к словам (карточки со словами) :
- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)
- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
- луна (яркая, растущая и т. д.)
2. Станция «Сказочная» (слайд №6)
Сказка нужна всем – и большим и маленьким.
Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с
нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и
проиграть.
Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о
себе сказать.. Родители читают по очереди текст загадок с карточек (Приложение 1)
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с
моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя
моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что
активизирует речь (слайд №7)
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову,затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
3. Станция «Игровая» (слайд №8)
Родители представляют присутствующим подготовленный дома самомассаж
(устно, фотографии, презентация, видеоролик и т. д.). Затем берут карточки с
текстами игр и проводят с присутствующими. (Приложение 2)
4. Станция «Пальчиковая» (слайд №9)
Многие специалисты считают, что на развитие ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. (пальчиковая гимнастика «Мы капусту солим»)
Мы капусту солим, солим
Мы капусту трем, трем
Мы капусту мнем, мнем
5. Станция «Язычковая» (слайд №10)
Нередко ребенок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока еще «непослушный язычок» .Есть простые упражнения,которые помогут отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется в игровой форме перед зеркалом 10-15 минут. (слайд №11)
6 Станция Звуковая. (слайд №12)
Часто дети неправильно произносят звуки
Речевая игра «Вьюга»(слайд №13)
Вьюга начинается, ребенок тихо говорит У-У-у, по сигналу «сильная вьюга» говорит громче, «вьюга утихает»-постепенно замолкает
Чистоговорки (слайд №14)
Жа- жа-жа есть иголки у ежа
уп -уп-уп мама варит суп
Лежит ежик у елки, у ежа иголки
Просим вас оставить свое впечатление на лепестках и у нас соберётся
«Цветик – речецветик» (Рефлексия)
Упражнение «Аплодисменты» (Приложение 3)
Приложение 1.
Загадки о сказках
Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать. (Теремок)
Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь —
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел? («Волк и семеро козлят»)
Чтобы вырвать этот овощ,
Не хватило деду сил.
Но пришли ему на помощь
Все, кого он попросил. («Репка»)
Добрый доктор говорит:
- Побеждаем мы бронхит,
Корь, простуду и ангину,
Дифтерит и скарлатину,
И конечно, с Бармалеем
Тоже справиться сумеем! («Айболит»)
Текст для родителей.
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может
обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и
дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И
каждому хочется меня съесть …
2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребё тся: мол,
помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только
чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда
моя помощь нужна!
3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет
в поле стою! Мечтал, я конечно, чтобы кто-нибудь во мне поселился да
пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я
не выдержал и рухнул!
4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деда не
сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий
момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!
Приложение 2
Массаж. Массируя пальцы, активизируем работу внутренних органов.
Большой - отвечает за голову;
Указательный - желудок;
Средний - печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
1-2-3-4-5 (загибаем, начиная с большого).
Маме осенний букет отнесём («шагают» по ладошке).
Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом)
(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)
Пальчиками можно рассказывать стихи.
«Жили-были зайчики
На лесной опушке.
Жили-были зайчики
В маленькой избушке.
Мыли зайки ушки,
Мыли зайки лапочки.
Наряжались зайчики –
надевали тапочки».
«Рисунок на крупе»
Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по
нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая
контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько
произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие-нибудь предметы
(забор, дождик, волны, буквы.
«На лыжах»
На столе пред ребёнком лежат резьбой вверх две пробки от пластиковых
бутылок – это лыжи. Ребёнок ставит в них указательный и средний пальцы,
как ноги. Двигается на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
«Котёнок кусается»
Приложение 3
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.
Педагог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю
представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не
ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
До новых встреч!