Ирина Костина
Развитие сенсорных способностей детей 3–4 лет посредством дидактических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №47»
Программа самообразования
«Развитие сенсорных способностей детей 3-4 лет посредством дидактических игр и упражнений»
Костина И. В.
Воспитатель
Образование высшее
Пед. стаж 29 лет
Дата начала работы над темой: сентябрь 2015
Предполагаемая дата окончания: май 2016
Арзамас, 2015-2016
Актуальность
Публикация «Развитие сенсорных способностей детей 3–4 лет посредством дидактических игр и упражнений» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Богатство ощущений и восприятий - предпосылка для полноценного познания окружающего мира, развитие мыслительных процессов, т. к. «Внешние чувства составляют материал для всех рассудительных работ».
К. Д. Ушинский.
Проблема: недостаточно развиты сенсорные способности детей.
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.
Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. В младшем дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Основным средством сенсорного воспитания младших дошкольников являются дидактические игры, основная задача которых – накопление разнообразного сенсорного опыта.
Цель: Систематизация знаний по методике сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, изучение учебной и научно-методической литературы.
Задачи:
Повысить педагогическую компетентность по данной теме; Создать в группе развивающую предметно-пространственную среду,
способствующую развитию сенсорных способностей детей;
Способствовать формированию у детей представления о сенсорных эталонах, через дидактическую игру;
Повысить уровень знаний родителей по теме «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет».
Этапы Содержание работы Способы трансляции педагогического опыта
Диагностический Изучение методической литературы:
• Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия. /Н. Ефремова //Дошкольное воспитание. -2012-№12.
• Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, рекомендации. «Детство-Пресс», СПб. : 2005.
• Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] : кн. для воспитателей детского сада / - М. ,2004.
• Использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста. bibliofond.ru/view.aspx.
• Поделки из природных материалов [Текст] / О. П. Куликова. - М. : Издательский дом МСП, 2008.
• Собран дополнительный материал по сенсорному развитию детей раннего возраста из Интернет – источников.
Изучение литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.
Прогностический 1. Проведение наблюдения и выявление уровня сенсорного развития детей в ходе применения специализированных дидактических игр.
2. Анкетирование и индивидуальные беседы с родителями. Составление картотеки дидактических игр по сенсорному развитию детей 3-4 лет
Практический 1. Формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр, проведение НОД
Рекомендация для родителей «Роль развивающих игр для детей».
Регулярное обновление информации для родителей в соответствии с проведением сенсорных игр и упражнений для воспитанников.
Обобщающий Подведение итогов.
Выявление индивидуального уровня сенсорного развития детей на конец учебного года
Написание программы саморазвития.
Представление материалов.
Выступление на педагогическом совете с презентацией.
Сентябрь Д/и «Собери урожай», рисование «Овощи», д/и «Спрячь зайчика», д/и «Магазин».
Октябрь Д/и «Составь фигуру», д/и «Матрёшкино новоселье», д/и «Сбор фруктов», аппликация «Лебёдушка».
Ноябрь Лепка «Фрукты», д/и «Чего не хватает», д/и «Чудесный мешочек».
Декабрь Д/и «Найди все фигуры, как эта», д/и «Чем похоже, чем отличается», д/и «Украсим ёлочку».
Январь Д/и Домино, д/и «Кто скорее соберёт», д/и «Что лежит в мешочке».
Февраль Д/и «Придумай сам», д/и «Сравнение шарика и куба», геометрическое лото, окраска воды.
Март Аппликация «Украсим салфетку», найди предмет такой же формы, конструирование «Башня», аппликация «Узор по кругу».
Апрель Д/и «Орнамент», д/и «Чудесный мешочек», лепка «Миски трёх медведей».
Май Д/и «Цвет и форма»,д/и «Посади огород», д/и «Составь предмет», конструирование из песка.
Перспективный план
Литература
1. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия. /Н. Ефремова //Дошкольное воспитание. -2012-№12.
2. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, рекомендации. «Детство-Пресс», СПб. : 2005.
3. ВенгерЛ. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] : кн. для воспитателей детского сада / - М. ,2004.
4. Использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста. bibliofond.ru/view.aspx.
5. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М. : «Просвещение», 1988.