Ирина Альпатова
Программа «Развитие звуковой культуры речи детей средней группы с использованием дидактических игр и упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская программа: «Развитие звуковой культуры речи детей средней группы с использованием дидактических игр и упражнений»
Обоснование актуальности выбранного направления
Публикация «Программа „Развитие звуковой культуры речи детей средней группы с использованием дидактических игр и упражнений“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Одной из важнейших задач развития речи в детском саду является воспитание звуковой культуры речи дошкольников. В норме к 4-5-летнему возрасту ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков родного языка. Но, как показывает практика, многие дети к началу школьного обучения не до конца овладевают умением правильно и чётко произносить некоторые звуки речи, не могут произвести фонематический анализ и синтез слов. Не все из них имеют возможность заниматься у логопеда, поэтому данная проблема становится очевидна в затруднении чтения и грубых нарушениях письма.
Так как дошкольный возраст является наиболее сенситивным для развития всех способностей детей, необходимо максимально использовать это время для формирования произносительной стороны речи, воспитания речевого слуха, интонационной выразительности. Это возможно при полноценной деятельности слухового и речедвигательного анализаторов. Развитие звуковой культуры речи требует наибольшего времени для реализации поставленных перед детьми задач во всей методике развития речи, поэтому необходимо уделять большее внимание этому вопросу как можно раньше.
В дошкольном детстве ведущим видом деятельности является игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения дошкольников, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учётом возрастных психофизиологических особенностей детей.
Система работы
Сроки реализации программы: 2015-2016 учебный год.
Направления работы: первое заключается в целенаправленном воздействии на дошкольников;второе – во взаимодействии с родителями.
Разработанная программа опирается на психолого-педагогическую характеристику детей 4-5 лет и особенности фонетической стороны их речи, а также строится с учётом задач воспитания звуковой культуры речи дошкольников. Реализуется на протяжении всего учебного года в режимных моментах в течение дня (утренние беседы, прогулки, индивидуальная работа) по 5-10 мин.
При работе с детьми воспитатель учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка: зону ближайшего развития, умственные и психофизиологические особенности, эмоциональное состояние.
Работа с дошкольниками средней группы строится по трём направлениям: совершенствование речедвигательного аппарата, формирование фонематического слуха и развитие познавательных способностей детей посредством системы дидактических игр и упражнений. В ходе работы решаются задачи:
1) развитие речедвигательного аппарата;
2) совершенствование навыков звукопроизношения;
3) овладение средствами выразительности речи;
4) развитие познавательных процессов;
5) развитие фонематических процессов.
Работа с детьми предполагает поэтапное усложнение содержания игр и упражнений и целей воздействия.
Самым трудным разделом в методике развития речи является воспитание звуковой культуры речи, где ставятся следующие цели:
- формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения;
- воспитание орфоэпически правильной речи;
- формирование выразительности речи;
- выработка дикции;
- воспитание культуры речевого общения.
Для того чтобы ребёнок мог безошибочно воспроизводить звуки речи (фонемы, ему необходимо уметь их узнавать в потоке речи и не смешивать ни в восприятии, ни в воспроизведении. Ему также нужно осуществлять слуховой контроль за собственной речью и речью других, уметь принимать правильные артикуляторные позиции звуков, необходимых для их воспроизведения.
В логопедии обучение правильному звукопроизношению принято осуществлять в несколько этапов. I этап – подготовительный. Его целью является подготовка речеслухового и речедвигательного аппаратов к правильному восприятию и воспроизведению звука. II этап - постановка звука. Цель его заключается в том, чтобы добиться правильного звучания изолированного звука. III этап - автоматизация звука. На этом этапе добиваются правильного произношения звука в фразовой речи. IV этап - дифференциация звука. Его цель – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в речи.
Работу по развитию звуковой культуры речи в данной возрастной группе целесообразно проводить по трём направлениям: развитие речедвигательного аппарата, познавательных процессов и формирование фонематического слуха. Работу по постановке (если это необходимо, автоматизации и дифференциации звука, а также формирование операций анализа и синтеза предполагается продолжить в старшей и подготовительной к школе группе.
Исходя из поставленных задач и учитывая цели воспитания звуковой культуры речи, было решено классифицировать дидактические игры и упражнения следующим образом:
1. Развитие речедвигательного аппарата:
1) упражнения на развитие речевого дыхания: «Задуй свечу» (формирование диафрагмального дыхания, «Пусти лодочку по воде» (формирование координации выдоха, «Загони мячик в ворота» (формирование направленной воздушной струи, «Самолёт» (координация выдоха и начало речи) и др. ;
2) базовые статические и динамические упражнения, «Сказки о Язычке» (развитие артикуляционной моторики);
3) упражнения на развитие силы и высоты голоса, интонационной выразительности, темпа, ударения: «Оркестр» (развитие речевого внимания, фонематического слуха и голосового аппарата (силы голоса и темпа, «Капитошка» (формирование ин-тонационной выразительности; развитие силы и высоты голоса, «Ритмическое путешествие» (формирование ритмического рисунка, интонационной выразительности, «Эхо» (развитие полётности голоса, «Барабанщик» (развитие чувства ритма, «Ты завтра встречаешь сестру» (постановка логического ударения) и др.
Для эффективности развития артикуляционной моторики статические и динамические упражнения артикуляционной гимнастики полезно проводить ежедневно в их различных сочетаниях (не более 3-х, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились прочнее.
2. Развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения) посредством таких игр и упражнений, как: «Что изменилось?» (развитие внимания, памяти, «Определи на ощупь» (развитие памяти, внимания, наблюдательности, восприятия формы и качества предмета, «Найди недостающие детали» (развитие внимания, диалогической речи, «Кто больше знает?» (развитие памяти, находчивости, сообразительности; закрепление знаний о предметах, «Словесный художник» (развитие памяти, внимания, речи, творческого мышления, расширение словарного запаса, «Что лишнее?» (развитие мышления, умения находить сходство и различие в свойствах предметов) и др.
Игры и упражнения на развитие познавательных процессов можно проводить на протяжении всего периода работы с детьми.
3. Формирование фонематического слуха:
1) игры и упражнения на различение неречевых звуков: «Покажи звук» (развитие слухового восприятия по акустическому свойству – длительность, «Угадай на слух» (развитие внимания, слуховой памяти сначала на звучащих музыкальных инструментах, затем, используя разные предметы: звук ударяющегося мяча об пол, звук разорванной газеты и т. п., «Близко – далеко» (развитие слухового восприятия по акустическому свойству – громкость, и др. ;
2) игры и упражнения на различение звуков речи: «Кто позвал?» (развитие фонематического восприятия, памяти, «Волшебный телефон» (развитие умения различать на слух с опорой на зрительный элемент слова, произносимые в различном темпе (быстро, медленно) и с различной силой голоса (громко, тихо, «Утки и окуни» (научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У, «Куклы заблудились» (научить выделять в слове звук, произносимый с утрированной интонацией) и др.
Другое направление работы - взаимодействие с родителями. Мы решаем следующие задачи: повышение компетентности родителей по вопросам развития речи (в частности воспитания звуковой культуры речи) дошкольников; развитие заинтересованности семьи в воспитательно-образовательном процессе; активизация совместной деятельности родителей, педагогов и воспитанников; укрепление детско-родительских отношений. Учитывая поставленные задачи, необходимо разделить данное направление работы на две формы, традиционно принятые в педагогике: групповые и индивидуальные.
Групповые формы работы предполагают реализацию поставленных задач через следующие мероприятия:
1) дни открытых дверей;
2) родительские собрания (стандартные и в нетрадиционной форме, круглые столы;
3) открытые просмотры занятий и других видов детской деятельности;
4) совместное проведение досугов, праздников;
5) информационные стенды, папки-передвижки, мини-газеты.
Индивидуальные формы работы с родителями реализуются в таких видах деятельности, как беседы и консультации.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Ребёнок умеет: - направлять воздушную струю и соизмерять силу выдоха;
- соизмерять громкость голоса в зависимости от ситуации;
- говорить в размеренном темпе;
- правильно произносить слова с точным употреблением в них ударения;
- правильно произносить звук изолированно и в слогах;
- чётко и правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата;
может: - различать речевые и неречевые звуки на слух;
- различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук.