Татьяна Кулаженкова
Развитие связной речи посредством обучения старших дошкольников пересказу произведений и рассказыванию
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие связной речи через обучение детей старшего дошкольного возраста пересказу литературных произведений, рассказыванию по картине и игрушкам»
Слайд 2
Развитие связной речи протекает вместе с развитием мышления и связано с усложняющимся процессом деятельности и формами общения ребенка.
Публикация «Развитие связной речи посредством обучения старших дошкольников пересказу произведений и рассказыванию» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, формулировать вопросы. Ими освоены различные типы связных высказываний – описание, повествование с опорой на наглядный материал. Но есть ещё затруднения в отборе фактов для рассказывания. Нарушается логика повествования, недостаточно хорошо языковое оформление.
Эти особенности и определяют задачи и содержание работы по развитию связной речи.
Старшая группа (5-6 лет) Подготовительная группа (6-7 лет)
Связная речь :
Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи :
Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринужденную беседу.
Обучение монологической речи :
Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.
Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану, придумывать концовки к незнакомым сказкам.
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.
Формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками.
Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты и драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Практиковать составление коллективного письма заболевшему человеку (взрослому, ребёнку)
Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему; пробовать составлять простые небылички и загадки.
Слайд 3
Пересказ литературного произведения
План занятия по пересказу произведения выглядит так :
Детей старш. дошк возраста учат связно рассказывать и пересказывать небольшие сказки и рассказы. Сначала произведение (отрывок) читают детям (1-2 раза, затем организуют беседу, способствующую запоминанию текста. Она обязательно должна содержать 1-2 вопроса, побуждающих детей воспроизвести отрывки, содержащие наиболее интересные описания события.
В начале года многие дети нуждаются при пересказывании в помощи взрослого. Он должен начать рассказ, а ребенок его продолжить. Уместно подсказать ему в процессе пересказа фразу, если в этом будет необходимость.
Во второй половине года дети учатся пересказывать текст вдвоем.
В подготовительной группе дети пересказывают художественное произведение вдвоем и даже втроем, решают, кто начнет рассказ, после какой фразы передаст эстафету и т. п. умение делить текст на части, соблюдая логическую завершенность отрывков, будет необходимо детям в школе.
На занятии по пересказу широко используют драматизации.
В старших группах используют тексты, где повествование сочетается с описанием. Дети пересказывают Русские народные сказки, рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Осеевой, Е. Чарушина, Е. Пермяка, Н. Сладкова, В. Бьянки
Требования к произведениям для пересказа :
Текст должен обогащать моральный опыт детей, иметь воспитательную ценность
Быть доступным по содержанию (иметь знакомых героев, иметь персонажей с яркими характеристиками; персонажи должны обладать понятными мотивами поступков)
Иметь четкую композицию (желательно с динамичным сюжетом)
Иметь образцовый литературный язык
Доступность по объёму
Слайд 4
Рассказывание по картине
В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина расширяет, углубляет детские представления и воздействует на эмоции, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить.
Восприятию картины следует учить специально и для этого необходимо:
Узнавания отдельных предметов (люди и животные)
Выделение местоположения фигуры в общем плане;
Установление связей между персонажами;
Выделение деталей.
Современная методика при отборе картин для рассказывания предъявляет требования:
Картина должна быть Высокохудожественной
изображения персонажей должны быть Реалистичные (не условные)
обращать внимание на Доступность изображения (нет чрезмерного нагромождения деталей)
Слайд 5
В методике выделяют группы картин и картинок:
1. Предметные – 1 или несколько предметов вне сюжета и взаимодействия (мебель, одежда, животные и т. д., серии картинок (домашние животные) Веретенникова С. А.
2. Сюжетные–рисунки, где предметы и персонажи взаимодействуют друг с другом, связанные единым сюжетом. Пример рассказ в картинках Сутеева, Радлова
Слайд 6
Старшая группа.
В этом возрасте продолжают учить рассказывать о содержании сюжетной картинки (по плану и по образцу). Готовясь к подобным занятиям воспитатель должен составить рассказ (обычно повествовательный, выделив в нём фразы связки, которые являются планом, служат детям ориентиром при составлении рассказов о содержании сюжетной картинки: «Однажды художник увидел кошку с котятами и… Котята были заняты… Красивая кошка любовалась своими малышами. Это была кошка…»
Подготовительная группа
Описывая предмет или рассматривая иллюстрацию дети учатся самостоятельно составлять план рассказа «вначале я расскажу о., потом о. и завершу рассказ так…» и руководствоваться им в дальнейшем.
Слайд 7
Старшая группа.
Дошкольники начинают составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Начинать работу следует с предъявления крупных демонстрационных картинок. Их можно предлагать последовательно друг за другом или с нарушением порядка или открывая последовательно. Сюжетный картинки побуждают детей к составлению творческих рассказов, активизируют воображение.
Подготовительная группа
Дети постоянно рассказывают воспитателям о том, что их поразило, взволновало. И если тема нейтральная, то педагог может предложить ребенку рассказать об этом всем детям : «Только давай подумаем, как сделать расказ ещё интереснее?» (обсуждается план)
Слайд 8
Особая методика используется при рассказывании по репродукциям пейзажных картин и натюрмортов. Методику разработала Зубарева М. Н. (книга «Дети и изобразительное искусство»).
Особенности методики в том, что Дети должны:
1. увидеть красоту изображенного
2. эмоционально откликнуться на худож. произведение
3. Найти слова для передачи своего настроения и своего восприятия
Используются и репродукции картин мастеров искусства
Пейзажи: (пример)
И. Левитан «Золотая осень», «Весна-большая вода»
А. Саврасов «Грачи прилетели»
К. Юон «Мартовское солнце»
Куинджи «Березовая роща»
Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»
Васнецов «Алёнушка»
Поленов «Золотая осень»
Натюрморты:
К. С. Петров-Водкин «Черемуха в стакане»,
Машков «Рябинка»
Кончаловский «Маки», «Сирень у окна»
+ Рассматривание пейзажей необходимо сочетать с наблюденими за природой (небо в разное время года или суток и т. д) запас непосредственных наблюдений над явлениями природы помогает воспринимать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение.
+ Автор рекомендует использовать музыку при рассматривании картин
+ одновременное рассматривание 2 картин, для сравнения композиционных приёмов.
Слайд 9
В основе лежит сенсорное развитие ребенка (т. е. непосредственное восприятие игрушки всеми органами чувств)
Не всякая игрушка может быть использована в качестве дидактического материала.
Используются:
1. Дидактические игрушки:матрешки, башенки, пирамидки, бочонки
2. Сюжетные игрушки: куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт
3. Специальные наборы – теремок, зоопарк, дикие животные и т. д.
Не рекомендуется использовать: игрушки для детей до 3 лет; величиной менее 5 см (в целях безопасность, типа Барби, мифологические, сложные по конструкции модели.
Виды занятий по игрушкам:
Детей учат строить монолог-описание (Последовательный рассказ, включающий в себя описание внешнего вида игрушки (форма, цвет, материал, размер) и личного отношения к ней)
и монолог-повествование (Связный, последовательный рассказ, по 1 или нескольким игрушкам, о воображаемых действиях игрушки. Может сопровождаться игрой-драматизацией)
Слайд 10
Успешным методом рассказывания по игрушке является метод моделирования текста описательного типа. Методика разработана Ткаченко. Т и представлена в журнале «Дошкольное воспитатние» 1990г.
В данной схеме с помощью определённой символики представлены микротемы описания игрушки. Такая схема позволяет ребенку плавно переходить от одной микросхемы к другой и контролировать последовательность изложения.
Слайд 11-12
Подобные схемы можно использовать для составления описательных рассказов в любых образовательных областях.
Слайд13 Дети «лепят» себя, наблюдая поведение и взаимоотношения взрослых, копируя их жесты, манеру говорить. Поэтому воспитателю весьма полезно проконтролировать своё речевое поведение.