МААМ-картинки

Развитие связной речи посредством обучения старших дошкольников пересказу произведений и рассказыванию

Татьяна Кулаженкова
Развитие связной речи посредством обучения старших дошкольников пересказу произведений и рассказыванию
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие связной речи через обучение детей старшего дошкольного возраста пересказу литературных произведений, рассказыванию по картине и игрушкам»

Слайд 2

Развитие связной речи протекает вместе с развитием мышления и связано с усложняющимся процессом деятельности и формами общения ребенка.

Публикация «Развитие связной речи посредством обучения старших дошкольников пересказу произведений и рассказыванию» размещена в разделах

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, формулировать вопросы. Ими освоены различные типы связных высказываний – описание, повествование с опорой на наглядный материал. Но есть ещё затруднения в отборе фактов для рассказывания. Нарушается логика повествования, недостаточно хорошо языковое оформление.

Эти особенности и определяют задачи и содержание работы по развитию связной речи.

Старшая группа (5-6 лет) Подготовительная группа (6-7 лет)

Связная речь :

Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи :

Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринужденную беседу.

Обучение монологической речи :

Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану, придумывать концовки к незнакомым сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

Формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками.

Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты и драматизировать их.

Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Практиковать составление коллективного письма заболевшему человеку (взрослому, ребёнку)

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему; пробовать составлять простые небылички и загадки.

Слайд 3

Пересказ литературного произведения

План занятия по пересказу произведения выглядит так :

Детей старш. дошк возраста учат связно рассказывать и пересказывать небольшие сказки и рассказы. Сначала произведение (отрывок) читают детям (1-2 раза, затем организуют беседу, способствующую запоминанию текста. Она обязательно должна содержать 1-2 вопроса, побуждающих детей воспроизвести отрывки, содержащие наиболее интересные описания события.

В начале года многие дети нуждаются при пересказывании в помощи взрослого. Он должен начать рассказ, а ребенок его продолжить. Уместно подсказать ему в процессе пересказа фразу, если в этом будет необходимость.

Во второй половине года дети учатся пересказывать текст вдвоем.

В подготовительной группе дети пересказывают художественное произведение вдвоем и даже втроем, решают, кто начнет рассказ, после какой фразы передаст эстафету и т. п. умение делить текст на части, соблюдая логическую завершенность отрывков, будет необходимо детям в школе.

На занятии по пересказу широко используют драматизации.

В старших группах используют тексты, где повествование сочетается с описанием. Дети пересказывают Русские народные сказки, рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Осеевой, Е. Чарушина, Е. Пермяка, Н. Сладкова, В. Бьянки

Требования к произведениям для пересказа :

Текст должен обогащать моральный опыт детей, иметь воспитательную ценность

Быть доступным по содержанию (иметь знакомых героев, иметь персонажей с яркими характеристиками; персонажи должны обладать понятными мотивами поступков)

Иметь четкую композицию (желательно с динамичным сюжетом)

Иметь образцовый литературный язык

Доступность по объёму

Слайд 4

Рассказывание по картине

В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина расширяет, углубляет детские представления и воздействует на эмоции, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить.

Восприятию картины следует учить специально и для этого необходимо:

Узнавания отдельных предметов (люди и животные)

Выделение местоположения фигуры в общем плане;

Установление связей между персонажами;

Выделение деталей.

Современная методика при отборе картин для рассказывания предъявляет требования:

Картина должна быть Высокохудожественной

изображения персонажей должны быть Реалистичные (не условные)

обращать внимание на Доступность изображения (нет чрезмерного нагромождения деталей)

Слайд 5

В методике выделяют группы картин и картинок:

1. Предметные – 1 или несколько предметов вне сюжета и взаимодействия (мебель, одежда, животные и т. д., серии картинок (домашние животные) Веретенникова С. А.

2. Сюжетные–рисунки, где предметы и персонажи взаимодействуют друг с другом, связанные единым сюжетом. Пример рассказ в картинках Сутеева, Радлова

Слайд 6

Старшая группа.

В этом возрасте продолжают учить рассказывать о содержании сюжетной картинки (по плану и по образцу). Готовясь к подобным занятиям воспитатель должен составить рассказ (обычно повествовательный, выделив в нём фразы связки, которые являются планом, служат детям ориентиром при составлении рассказов о содержании сюжетной картинки: «Однажды художник увидел кошку с котятами и… Котята были заняты… Красивая кошка любовалась своими малышами. Это была кошка…»

Подготовительная группа

Описывая предмет или рассматривая иллюстрацию дети учатся самостоятельно составлять план рассказа «вначале я расскажу о., потом о. и завершу рассказ так…» и руководствоваться им в дальнейшем.

Слайд 7

Старшая группа.

Дошкольники начинают составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Начинать работу следует с предъявления крупных демонстрационных картинок. Их можно предлагать последовательно друг за другом или с нарушением порядка или открывая последовательно. Сюжетный картинки побуждают детей к составлению творческих рассказов, активизируют воображение.

Подготовительная группа

Дети постоянно рассказывают воспитателям о том, что их поразило, взволновало. И если тема нейтральная, то педагог может предложить ребенку рассказать об этом всем детям : «Только давай подумаем, как сделать расказ ещё интереснее?» (обсуждается план)

Слайд 8

Особая методика используется при рассказывании по репродукциям пейзажных картин и натюрмортов. Методику разработала Зубарева М. Н. (книга «Дети и изобразительное искусство»).

Особенности методики в том, что Дети должны:

1. увидеть красоту изображенного

2. эмоционально откликнуться на худож. произведение

3. Найти слова для передачи своего настроения и своего восприятия

Используются и репродукции картин мастеров искусства

Пейзажи: (пример)

И. Левитан «Золотая осень», «Весна-большая вода»

А. Саврасов «Грачи прилетели»

К. Юон «Мартовское солнце»

Куинджи «Березовая роща»

Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»

Васнецов «Алёнушка»

Поленов «Золотая осень»

Натюрморты:

К. С. Петров-Водкин «Черемуха в стакане»,

Машков «Рябинка»

Кончаловский «Маки», «Сирень у окна»

+ Рассматривание пейзажей необходимо сочетать с наблюденими за природой (небо в разное время года или суток и т. д) запас непосредственных наблюдений над явлениями природы помогает воспринимать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение.

+ Автор рекомендует использовать музыку при рассматривании картин

+ одновременное рассматривание 2 картин, для сравнения композиционных приёмов.

Слайд 9

В основе лежит сенсорное развитие ребенка (т. е. непосредственное восприятие игрушки всеми органами чувств)

Не всякая игрушка может быть использована в качестве дидактического материала.

Используются:

1. Дидактические игрушки:матрешки, башенки, пирамидки, бочонки

2. Сюжетные игрушки: куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт

3. Специальные наборы – теремок, зоопарк, дикие животные и т. д.

Не рекомендуется использовать: игрушки для детей до 3 лет; величиной менее 5 см (в целях безопасность, типа Барби, мифологические, сложные по конструкции модели.

Виды занятий по игрушкам:

Детей учат строить монолог-описание (Последовательный рассказ, включающий в себя описание внешнего вида игрушки (форма, цвет, материал, размер) и личного отношения к ней)

и монолог-повествование (Связный, последовательный рассказ, по 1 или нескольким игрушкам, о воображаемых действиях игрушки. Может сопровождаться игрой-драматизацией)

Слайд 10

Успешным методом рассказывания по игрушке является метод моделирования текста описательного типа. Методика разработана Ткаченко. Т и представлена в журнале «Дошкольное воспитатние» 1990г.

В данной схеме с помощью определённой символики представлены микротемы описания игрушки. Такая схема позволяет ребенку плавно переходить от одной микросхемы к другой и контролировать последовательность изложения.

Слайд 11-12

Подобные схемы можно использовать для составления описательных рассказов в любых образовательных областях.

Слайд13 Дети «лепят» себя, наблюдая поведение и взаимоотношения взрослых, копируя их жесты, манеру говорить. Поэтому воспитателю весьма полезно проконтролировать своё речевое поведение.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством произведений русского фольклора» Младший дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Проблема развития и формирования.

Презентация «Отчет по теме «Развитие связной речи в коммуникативной деятельности старших дошкольников» Тема «Развитие связной речи в коммуникативной деятельности старших дошкольников» важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Проектная деятельность по развитию речи «Развитие речи детей в процессе обучения рассказыванию» в средней группе Пояснительная записка. Рассказ сравнительно сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового.

Развитие речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного.

Из опыта работы «Развитие речи старших дошкольников посредством оригами» Речь является главным средством общения, которое зависит от воспитания и обучения и формируется под влиянием речевого окружения. Речь не.

Развитие связной речи дошкольников посредством игры в условиях реализации ФГОС доРазвитие связной речи дошкольников посредством игры в условиях реализации ФГОС до В обычной жизни мы не говорим отдельными словами и даже отдельными предложениями. В основном пользуемся так называемой связной речью, объединяющий.

Развитие связной речи у дошкольников посредством использования мнемотаблиц Конспект консультации для педагогов На тему «Развитие связной речи у дошкольников посредством использования мнемотаблиц, обеспечивающих.

Педагогическое сопровождение развития связной речи старших дошкольников посредством ТРИЗ Статья "Педагогическое сопровождение развития связной речи старших дошкольников посредствам ТРИЗ" В современном дошкольном образовании.

«Учимся пересказу». Развитие связной речи у дошкольников Развитие связной речи у детей формируется в дошкольном периоде детства. Овладение родным языком, является одним из самых важных приобретений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи посредством обучения старших дошкольников пересказу произведений и рассказыванию
Опубликовано: 8 ноября 2019 в 13:31
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи посредством обучения старших дошкольников пересказу произведений и рассказыванию» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кулаженкова (УИ 1966905) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД