вера зворыгина
Из опыта работы «Развитие речи старших дошкольников посредством оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является главным средством общения, которое зависит от воспитания и обучения и формируется под влиянием речевого окружения. Речь не является врожденной способностью и развивается в процессе становления личности. При создании эмоционально- благоприятных условий речь ребенка формируется и совершенствуется, у детей возникает желание активно общаться с окружающими.
Многие ученые отмечаю взаимосвязь развития мелкой моторики рук с развитием речи детей. В. М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием»
Публикация «Из опыта работы „Развитие речи старших дошкольников посредством оригами“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В связи с этим стоит обратить внимание на виды детской деятельности, способствующие развитию мелкой моторики. Одним из таких видов деятельности является конструирование из бумаги (оригами).
Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат, стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса,
Для освоения детьми техники оригами используются такие методы и приемы, как устная инструкция педагога, показ с проговариванием действий, демонстрация пооперационной карты. При этом очень важно пользоваться общепринятой терминологией, раскрывать понятийную сторону терминов (угол, центр, сторона, линия и др.). Старшие дошкольники достаточно быстро усваивают данные понятия и могут применять их в деятельности. Также для создания мотивации к выполнению поделки важно применять игровые приемы, художественное слово, создание проблемных ситуаций.
Для предупреждения утомляемости в соответствии с темой подбираются различные пальчиковые игры, физминутки, логоритмические упражнения.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Например, сложив из бумаги животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями.
Писатель Джанни Родари говорил, что ребенку необходимо, чтобы с ним играли, фантазировали и сочиняли, а не поучали его, ведь «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо». Известно, что игра является ведущим видом деятельности детей, именно в игре дети проживают различные ситуации.
Работу лучше начинать с рассказывания детям «оригамских сказок». Например: «Сказка о дружных братьях» : Жили-были четыре уголка – четыре братца – близнеца. Уголки были очень дружными и часто ходили друг к другу в гости. Вот однажды отправился братец Нижний Левый Угол в гости к Верхнему Правому Углу. А Верхний Правый Угол отправился в гости к Нижнему Левому Уголку. Вот они поравнялись, поздоровались…». При этом нужно обратить внимание на то, что уголки обязательно должны совпасть друг с другом. Затем дети пересказывают сказку сами, выполняя последовательно действия.
Когда дети освоят все основные приемы складывания бумаги. Можно приступить к сочинению собственных сказок. В качестве усложнения используются сказки о превращениях фигур (поделки – трансформеры). Сначала педагог рассказывает сказку о превращениях Волшебного Квадрата. Нужно объяснить, что трансформер – это поделка, которую можно изменить и превратить в новую модель. Обычно дети с интересом наблюдают за чудесными превращениями в процессе рассказывания сказки, затем пытаются придумать свою историю. Можно организовать в группе мини – спектакль с участием детей.
Старшим дошкольникам доступно создание поделок по пооперационным картам. Для развития речи в этом случае используется прием «Конвейер» : дети собираются за одним столом, передают карту друг другу и по очереди проговаривают то, что нужно сделать, выполняя соответствующую операцию (какой формы надо взять лист бумаги, с чего начать работу, что сделать потом и т. д.). Если у ребенка возникают трудности на каком – либо этапе изготовления поделки, он может развернуть заготовку и, проговорив по карте все предыдущие этапы, сложив ее снова. Когда дошкольники освоят прием «Конвейер», можно предположить им по очереди быть в роли ведущего, который берет пооперационную карту, проговаривает и показывает все действия на своей заготовке, а остальные дети работают по его инструкции.
В основе любой поделки лежит определённая заготовка - базовая форма. Очень важно научить детей складывать базовые формы. Это залог успеха в достижении результата.
Каждая форма имеет своё название.
- для детей 4-5 лет основаны на базовой форме «треугольник», «книжка»;
- для детей 5-6 лет – к освоенному добавить формы, «двойной треугольник», «конверт», «дверь»; «воздушный змей»;
в 6-7 лет добавляются более сложные формы.
Далее целесообразно объединить поделки для создания тематических композиций (например «Ваза с цветами», «Подводный мир», «На лесной опушке» и т. д.). В процессе создания таких коллективных работ у детей совершенствуется объяснительная речь, диалогическая речь, коммуникативные способности. Дошкольники обсуждают задуманную композицию, планируют работу по этапам, распределяют обязанности, договариваются об использовании определенных материалов, цветовом решении.
Для развития речи детей стоит уделить особое внимание театру оригами. С помощью оригами можно изготовить маски различных сказочных героев. А для настольного театра – изготовить игрушки с конусообразными туловищами. Еще один вид театра из бумаги – пальчиковый, где туловище и голова персонажей сделаны в технике оригами. Дети с удовольствием разыгрывают знакомые им сказки с помощью атрибутов, изготовленных своими руками. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Развитию речи также способствует и обычное обыгрывание поделок из бумаги. Фигурки создаются в игре и для игры. При этом особый интерес для дошкольников представляют динамические модели, которые могут летать, прыгать, крутиться и т. д. Например: прыгающая лягушки, говорящий попугай, шевелящий ушами заяц и т. д. С помощью таких моделей можно проводить различные соревнования и конкурсы: гонки, скачки, аэрошоу и др.
Самодельные фигурки-оригами помогают ребёнку рассказать историю, сообщить о значимых проблемах, переживаниях, т. е придумать собственную сказку, исходя из своего жизненного опыта. Благодаря этому речь детей становится более связанной, появляются сложные предложения. Дети свободно вступают в диалоги со взрослыми и сверстниками.
После того, как дети освоили процесс складывания фигурок, мы решили попробовать использовать созданные нами фигурки в театрализованной деятельности.
В нашей группе мы создали театр оригами. Целью создания такого театра стало развитие творческих способностей и художественного вкуса детей с помощью фигурок оригами в театрализованной деятельности, и конечно же развитие речи, речевой активности дошкольников.
Нами были поставлены следующие задачи:
1. Учить детей изготавливать поделки в технике оригами, работать по схемам.
2. Развивать творческие способности, фантазию и художественный вкус.
3. Развивать желание придумывать свои поделки, составлять рассказы и сказки по своим поделкам.
4. Вовлекать детей в драматизацию, развивать умение "входить в образ".
5. Формировать у детей принцип коллективизма в процессе совместной деятельности. Также в театрализованной деятельности мы применяем маски-оригами и дети уже сами становятся героями своих сказок.
Таким образом, конструирование из бумаги не только способствует развитию мелкой моторики, но и непосредственно влияет на развитие речи старших дошкольников, если использовать представленные методы и приемы.