Екатерина Камалиева
Развитие речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Выготский Л. С., Рубинштейн С. Л., Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Леонтьев А. А., Щерба Л. В., Пешковский А. А., Виноградов В. В., Ушинский К. Д., Леушина А. М. и др.) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.
Публикация «Развитие речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Проблема развития речи дошкольников была и остаётся в центре внимания педагогов. В последнее время значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями с пониженной культурой речи. Общая культура речи характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка.
Речь — основа психического развития дошкольников. Развитие связной речи — одна из главных педагогических задач. Уровень сформированности связной речи выступает основным показателем уровня общеречевого развития. Это достаточно трудная задача, требующая целенаправленного, системного педагогического воздействия на развитие речевых умений и коммуникативных навыков детей различными педагогическими средствами. Эффективным средством развития связной речи у дошкольников является театральная деятельность.
Актуальность выбранной проблематики обусловила цель статьи: систематизировать систему работы по формированию связной речи средствами театральной деятельности. Общая культура речи характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка. Под связной речью понимается развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей, построенное по законам логики и грамматики [1].
В театральной деятельности мы используем практические методы, построенные на принципах лингводидактики: метод имитации, метод разговора (беседы, метод пересказа, метод рассказывания (сочинения). Имитация заключается в том, что ребёнок и взрослый говорят одно и то же, но по-разному. Так, метод имитации может быть выполнен приёмами использования картин, предметов, игрушек, живых объектов (животных, растений, диафильма, магнитофона, игр, в процессе которых речь ребёнка обогащается не только новой лексикой, но и новыми для него словоформами; опора на словесный образец. На своих театральных занятиях, используя имитацию, закрепляем правильное звукопроизношение, отрабатываем дикцию, интонационную выразительность речи. При имитации несколько энергичнее, чем в повседневном разговоре, артикулируем звуки своей речи и выразительно интонируем её, а ребёнок слушает и повторяет, имитируя речь, старается усвоить артикуляцию и модуляцию голоса и понять смысл [2].
В театральной деятельности дети копирует различные ситуации из жизни взрослых, которые он наблюдал или о которых знает по сказкам, рассказам и запомнил. Сюжетные игры служат прекрасным упражнением в закреплении усвоенного языкового материала. Детям очень нравится самостоятельная творческая игра и придумывание различных историй со знакомыми героями. Все описанные выше методы обучения родной речи предлагают усвоение речи в естественном живом общении, когда ребёнок даже не замечает, что его специально учат, и усваивает речь интуитивно. Такие методы называются практическими. С теоретическими методами знакомятся в школе, после того как овладеют родным языком практически. Таким образом, в период дошкольного детства в процессе занятий театром в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и связная речь.
В театральной деятельности существует множество приёмов реализации любого метода, и каждый творчески работающий воспитатель создаёт свои собственные приёмы, не нарушая самого «словесно — литературный метод». Научив детей правилам манипуляции верховыми куклами с использованием театра бибабо, мы научили игровое взаимодействие руки сопровождать речью, чувствовать и передавать эмоциональное состояние героя, вступать в игровое взаимодействие с другими персонажами. При этом в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Всё это развивает связную речь детей. Занимаясь с детьми театром, мы воспитываем устойчивый интерес к театрально — игровой деятельности, развиваем артистические качества, творческий потенциал детей и способствуем решению главных задач в речевой группе развитию правильной речи детей [1].
Литература:
1. Алябьева. Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. — М: ТЦ Сфера, 2015. — 160с. (Программа развития) Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. (Из опыта работы). 2 .Маханёва Д. М. Театрализованные занятия в детском саду Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. Программа «Театр — Творчество — Дети» 2014 Москва