Наталья Клевина
Развитие речи во второй младшей группе «Составление описательного рассказа по картине «Синица» И. Ф. Дукка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.
Составление описательного рассказа по картине «Синица»
Цель занятия:
Учить последовательно, осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отличать яркие детали. Активизировать мысли и чувства ребенка, обогащать его знания, развивать речевую активность.
Публикация «Развитие речи во второй младшей группе „Составление описательного рассказа по картине „Синица“ И, Ф, Дукка“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синица, синичка
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Развитие связной речи:
1) учить детей составлять описательный рассказ по сюжетной картине с помощью воспитателя, активно договаривая слова, называя при этом изображенные предметы, действия персонажа;
2) учить отвечать на вопросы по содержанию картины;
3) развивать умение устанавливать взаимосвязь между изображенными объектами;
4) воспитывать у детей внимание: слушать рассказ воспитателя, усидчивость.
Активация словаря:
1) активно употреблять слова обозначающие действия (наступила, выпал, села, клевать, любит)
2) активно использовать в речи слова (синица, клюв, иголки колки, кормушка)
Формирование грамматического строя речи:
1) осваивать структуру простого предложения, пользоваться системой окончаний для согласования слов;
2) учить строить сложные предложения;
3) вслушиваться в звучание слов;
ЗКР:
1) читать стихотворение не крикливо, говорить громко, чтобы слышали окружающие;
2) учить детей повторять чистоговорку правильно и четко, договаривая слова.
3) Закреплять произношение звука К в словах и фразовой речи.
Методические приемы:
сюрпризный момент, рассматривание картины, художественное слово (стихотворение «Синичка», зарядка для глаз, беседа, чистоговорка, игровой момент (физ. минутка «Синица», составление рассказа.
Материал:
картина, аудио запись «Пение синицы», картинки для рассказывания.
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, наблюдение за птицами на прогулку, заучивание стихотворения «Синица», наблюдение за погодой на прогулке, рассматривание иллюстраций по теме «Птицы», чтение художественно литературы (В. Чаплина «Птицы под нашими окнами», А. Богдарин «Знакомые птицы», раскрашивание птиц, подвижные игры («Воробушки и автомобили», «Птичка и птенчики», «Кот и воробышки»)
Ход занятия:
(Перед занятием группа проветривается, полукругом стоят стульчики для детей, картина на мольберте на 2/3 спрятана)
В группу входят дети с воспитателем, в группу.
Сюрпризный момент: вдруг слышен звук (щебет синицы)
Воспитатель: -Ребята! Что за шум! Что за писк! Что это может быть?
Ответы детей:
Воспитатель предлагает детям поискать, кто же издает этот щебет. (находят картину на мольберте)
Вопросы воспитателя:
-Кто же это? (птичка)
-Как называется эта птица? (синичка)
-Ребята, мы недавно с вами учили стихотворение про синичку, давайте расскажем, я думаю, что синичке очень понравится.
Шапочка синяя,
Кофточка желтая.
Шустрая певичка-
Птичка – синичка.
Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики и познакомиться с синичкой.
Зарядка для глаз:
Представьте, что на указательный палец села птичка - синичка, понаблюдайте за ней глазами:
Птичка вправо полетела,
птичка влево полетела,
Полетела птичка вниз:
«Ой, смотри – не ушибись!»
Взмыла птичка за версту,
и уселась на носу!
-А как вы думаете почему она так называется – синица? (какого цвета у нее перья на головке и на крылышках)
- А какого цвета грудка у синички? (грудка желтая)
- Что находится на голове у синички? (глазки, клюв). А зачем синичке острый клюв? (клевать зерна)
Синицы подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются на ветках вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.
-Где сидит синичка? (на дереве)
-А вы узнали это дерево? (рябина)
-А как вы узнали? (видны ягоды рябины)
-А где же листья, почему мы их не видим? (а как вы догадались)
-А какие еще деревья есть на этой картине?
-Почему елки кажутся маленькими? (они вдали)
- У елки нет листиков, а что у нее есть? (иголки)
Чистоговорка – У елки иголки колки.
-А как вы думаете зачем синичка прилетела на веточку?
-Что подвешено на ветке дерева? (кормушка)
-А что любят клевать синички? (семечки, кусочки морковки, сало, крошки хлеба)
-Зачем надо подкармливать зимой птиц? Почему птицы зимой голодные?
-В зимнем лесу птичкам голодно и холодно, поэтому есть такое зимнее правило: НЕ ОСТАВЛЯЙ КОРМУШКУ ПУСТОЙ! И когда вы собираетесь на прогулку с мамой или папой, возьмите с собой на прогулку семечки или крошки хлеба. Мы должны помогать птицам, ведь они наши друзья.
Физкультминутка. «Синица»
Скачет шустрая синица (Прыжки на месте)
Ей на месте не сидится (Шагают)
Прыг-скок, прыг-скок, (Подскоки на месте)
Завертелась как волчок (Крутятся на месте)
Вот присела на минутку (Присели)
Почесала клювом грудку (Гладят руками по груди)
И с дорожки на плетень (Встали)
Тири-тири, тень-тень. (Хлопки руками)
Воспитатель: Послушайте мой рассказ о синичке.
«Наступила зима. Выпал снег. На ветку села синичка. У нее синяя шапочка, желтая грудка. Синичка любит семечки и морковку.» (по завершению рассказывания слышен щебет синицы - ей понравился рассказ, и она хочет еще услышать рассказ о себе)
Воспитатель предлагает по желанию детям рассказать о синичке. (Дети по желанию рассказывают о синице с помощью воспитателя. Хоровые и индивидуальные ответы.)
Итог:
Воспитатель:
- Молодцы ребята. Вы сегодня очень постарались:
О ком мы с вами сегодня рассказывали?
Синичке понравился наш рассказ? А как вы узнали?
А еще мы с вами вспомнили, что можно сделать чтобы птицы не голодали зимой, узнали много нового. И нам пора на прогулку ведь нас ждут птички, которых мы с вами всегда подкармливаем, вы им опять принесли угощение.