Нина Непомнящих
Конспект занятия «Развитие речи при ознакомлении с художественной литературой»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Три весны».
Цель:
Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме.
Задачи: Углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды весны. Формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов.
Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинам). Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Публикация «Конспект занятия „Развитие речи при ознакомлении с художественной литературой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Совершенствовать навыки рассматривания картины, развивать речь детей, воображение, логическое мышление.
Вызвать у детей желание создать образ солнышка. Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы.
Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;
Воспитывать бережное внимательное отношение к природе. Воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы.
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательность, инициативность.
Предварительная работа. Разучивание физминутки «Голубая речка», «Хороводная». Беседы о весне, о солнце. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением времён года, погодных явлений.
Оборудование. Картинки с иллюстрациями птиц: грач, воробей, жаворонок, утка, гусь, лебедь, чайка. Сюжетные картины с иллюстрациями о весне, мяч, листы бархатной бумаги, цветные ниточки для изображения солнца.
Ход занятия.
1. Беседа
- Ребята, отгадайте загадку, и вы сразу поймете тему нашего занятия.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной).
- О чем мы с вами будем говорить? Правильно, о весне. О замечательном и прекрасном времени года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна.
-Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная).
- Назовите весенние месяцы.
- Март, апрель, май –
Их не забывай!
- В народе месяц март называют протальник. А знаете, почему его так называют? (Ответы детей).
- Проталины - это то место, где растаял снег и появились первые островки земли. На проталинах из-под снега появляются первые цветы.
- Как называется первый весенний цветок? (Подснежник).
- Почему он так называется? (Ответы детей).
- А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон. Почему? (Ответы детей).
- А май называют цветень. Как вы думаете, почему? ( В мае расцветают деревья и кустарники: тополь сосна, черемуха, сирень. Распускаются в лесу ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха. Цветут плодовые деревья – яблони, вишни, сливы).
2. Чтение рассказа В. Бианки «Три весны».
- Послушайте рассказ Виталия Бианки, который называется «Три весны». ( Воспитатель читает рассказ по частям: о первой весне - полевой, второй – речной, третьей – лесной).
- Как автор назвал первую весну? (полевой).
- О каких приметах полевой весны рассказал нам автор?
Солнце все дольше и дольше стало задерживаться на небе, день стал быстро расти, ночь уменьшаться. Стало теплее. С каждым днем солнце выше поднимается в небо, лучи прямей падают на землю и сильнее греют. Показались первые проталины. Прилетели грачи, полевые жаворонки и скворцы, самцы зяблики, хохлатые чибисы.
- Молодцы, правильно. Это приметы полевой весны. А потом наступает вторая весна. Послушайте, пожалуйста, продолжение рассказа В. Бианки.
- Как автор назвал вторую весну? (речной).
- О каких приметах речной весны рассказал нам автор?
На полях тает снег. Ручьи бегут в овраги и под крепкий лед реки. На реке треснул крепкий лед. Поплыли по реке льдины. Начался ледоход. Возвращаются из теплых стран водяные птицы: утки, гуси, лебеди, гагары, речные и болотные кулики, т. к. проснулись в реке рыбы, разные насекомые, рачки, улитки, личинки и другая водная мелюзга. Рек, освободившись от льда поднимаются все выше и выше, выходят из своих берегов затопили луга, долины, кустарники. Начинается паводок – весенний разлив.
2.1 Физминутка. Голубая речка.
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит в полях сверкая,
Значит к нам пришла весна Руки через стороны вверх потянулись
Бег на месте
Хлопки в ладоши
Если снег везде растаял
И трава в лесу видна.
И поет пичужек стая.
Значит к нам пришла весна Приседание
Помахивая руками в стороны
Хлопки в ладоши.
Если солнце разрумянит
Наши щеки до красна,
Нам еще приятней станет,
Значит к нам пришла весна. Наклоны головы вправо – влево
Потереть щеки руками
Бег на месте
Хлопки в ладоши
2.2 Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку».
На доске вывешены картинки с изображением птиц:
• грач, воробей, жаворонок, утка;
• гусь, лебедь, грач, чайка;
- Какая картинка лишняя? Почему вы так думаете?
- Теперь послушайте продолжение рассказа о третьей весне.
- Как называется третья весна?
- Почему она так называется?
-Назовите приметы третьей весны.
В лесу и по тенистым склонам оврагов все еще лежит снег. На деревьях появляются молодые листочки. Закукует кукушка, прилетят ласточки. Зацветет черемуха. Вернуться на родину все певчие птицы. Запоет соловей.
- Почему в лесу снег лежит дольше, чем в поле?
- Почему сначала приходит весна полевая, а потом уже речная?
3. Игра «Собери картинку с весенними приметами».
Дети делятся на группы по пять человек. Собирают разрезные картинки и объясняют, какие приметы весны изображены на картинках. (Ледоход, первые проталины, паводок – весенний разлив, подснежники, прилет птиц).
4. Игра «Скажи ласково».
Игра проводится в кругу с мячом.
Весной хочется говорить только ласковые слова.
- Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко,
ветка – веточка,
лист – листочек,
ручей – ручеек,
лужа – лужица,
цветок – цветочек,
рыба - рыбка
туча – тучка,
дерево – деревце,
облако – облачко,
улитка - улиточка
вода – водичка,
трава – травка,
воробей – воробушек,
камень – камушек,
птица – птичка,
луч – лучик,
дождь – дождик,
паук - паучок,
5. Физминутка «Веснянка».
Солнышко, солнышко идут по кругу
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал ручей, бегут, взявшись за руки
Прилетело сто грачей. машут руками
А сугробы тают, тают, приседают
Травка и цветочки подрастают. Встают
6. Художественное творчество.
- Ребята, без чего бы не стал таять снег, не побежали бы ручьи? (без солнца).
- Кто объявил войну весне?
Правильно. «Солнце - отец жизни – уже объявило зиме войну», - так говорит автор рассказа В. Бианки. Люди всегда ждут солнышка с нетерпением. Оно дарит всем тепло и свет. И от этого нам с вами становится радостно, весело, празднично.
Давайте сядем за столы. У каждого на столе лежат листы бархатной бумаги и цветные ниточки для изображения солнца. Давайте мы с вами из цветных ниточек на бархатной бумаге сделаем «красное солнышко» - яркое, большое, теплое, доброе, красивое. С лучами – волнистыми линиями или завитками. Наши солнышки будут ласково смотреть на нас и весело улыбаться. (Дети из ниток на бархатной бумаге делают солнце с лучиками).
7. Релаксация «Солнечный зайчик».
- Дети представьте, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Там, где он прикоснется, станет тепло. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: лоб, нос, рот, щечки, подбородок. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть солнечного зайчика: голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот, погладьте его там. Погладьте и подружитесь с ним.
8. Итог занятия.
- Как называется рассказ, который мы читали на занятии? («Три весны»)
- Кто автор этого рассказа? (Виталий Бианки).
- Что интересного и нового вы узнали на занятии? (О том, как пробуждается постепенно природа, сначала появляются первые проталины, затем просыпаются реки, а затем одевается в красивые одежды лес).
- Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту? (Бережно. Защищать и охранять все живое.)