Приложение МААМ

Конспект занятия «Развитие речи при ознакомлении с художественной литературой»

Нина Непомнящих
Конспект занятия «Развитие речи при ознакомлении с художественной литературой»
▼ Скачать + Заказать документы

НОД «Три весны».

Цель:

Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме.

Задачи: Углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды весны. Формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов.

Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинам). Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Публикация «Конспект занятия „Развитие речи при ознакомлении с художественной литературой“» размещена в разделах

Совершенствовать навыки рассматривания картины, развивать речь детей, воображение, логическое мышление.

Вызвать у детей желание создать образ солнышка. Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы.

Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;

Воспитывать бережное внимательное отношение к природе. Воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы.

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательность, инициативность.

Предварительная работа. Разучивание физминутки «Голубая речка», «Хороводная». Беседы о весне, о солнце. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением времён года, погодных явлений.

Оборудование. Картинки с иллюстрациями птиц: грач, воробей, жаворонок, утка, гусь, лебедь, чайка. Сюжетные картины с иллюстрациями о весне, мяч, листы бархатной бумаги, цветные ниточки для изображения солнца.

Ход занятия.

1. Беседа

- Ребята, отгадайте загадку, и вы сразу поймете тему нашего занятия.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной).

- О чем мы с вами будем говорить? Правильно, о весне. О замечательном и прекрасном времени года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна.

-Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная).

- Назовите весенние месяцы.

- Март, апрель, май –

Их не забывай!

- В народе месяц март называют протальник. А знаете, почему его так называют? (Ответы детей).

- Проталины - это то место, где растаял снег и появились первые островки земли. На проталинах из-под снега появляются первые цветы.

- Как называется первый весенний цветок? (Подснежник).

- Почему он так называется? (Ответы детей).

- А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон. Почему? (Ответы детей).

- А май называют цветень. Как вы думаете, почему? ( В мае расцветают деревья и кустарники: тополь сосна, черемуха, сирень. Распускаются в лесу ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха. Цветут плодовые деревья – яблони, вишни, сливы).

2. Чтение рассказа В. Бианки «Три весны».

- Послушайте рассказ Виталия Бианки, который называется «Три весны». ( Воспитатель читает рассказ по частям: о первой весне - полевой, второй – речной, третьей – лесной).

- Как автор назвал первую весну? (полевой).

- О каких приметах полевой весны рассказал нам автор?

Солнце все дольше и дольше стало задерживаться на небе, день стал быстро расти, ночь уменьшаться. Стало теплее. С каждым днем солнце выше поднимается в небо, лучи прямей падают на землю и сильнее греют. Показались первые проталины. Прилетели грачи, полевые жаворонки и скворцы, самцы зяблики, хохлатые чибисы.

- Молодцы, правильно. Это приметы полевой весны. А потом наступает вторая весна. Послушайте, пожалуйста, продолжение рассказа В. Бианки.

- Как автор назвал вторую весну? (речной).

- О каких приметах речной весны рассказал нам автор?

На полях тает снег. Ручьи бегут в овраги и под крепкий лед реки. На реке треснул крепкий лед. Поплыли по реке льдины. Начался ледоход. Возвращаются из теплых стран водяные птицы: утки, гуси, лебеди, гагары, речные и болотные кулики, т. к. проснулись в реке рыбы, разные насекомые, рачки, улитки, личинки и другая водная мелюзга. Рек, освободившись от льда поднимаются все выше и выше, выходят из своих берегов затопили луга, долины, кустарники. Начинается паводок – весенний разлив.

2.1 Физминутка. Голубая речка.

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит в полях сверкая,

Значит к нам пришла весна Руки через стороны вверх потянулись

Бег на месте

Хлопки в ладоши

Если снег везде растаял

И трава в лесу видна.

И поет пичужек стая.

Значит к нам пришла весна Приседание

Помахивая руками в стороны

Хлопки в ладоши.

Если солнце разрумянит

Наши щеки до красна,

Нам еще приятней станет,

Значит к нам пришла весна. Наклоны головы вправо – влево

Потереть щеки руками

Бег на месте

Хлопки в ладоши

2.2 Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку».

На доске вывешены картинки с изображением птиц:

• грач, воробей, жаворонок, утка;

• гусь, лебедь, грач, чайка;

- Какая картинка лишняя? Почему вы так думаете?

- Теперь послушайте продолжение рассказа о третьей весне.

- Как называется третья весна?

- Почему она так называется?

-Назовите приметы третьей весны.

В лесу и по тенистым склонам оврагов все еще лежит снег. На деревьях появляются молодые листочки. Закукует кукушка, прилетят ласточки. Зацветет черемуха. Вернуться на родину все певчие птицы. Запоет соловей.

- Почему в лесу снег лежит дольше, чем в поле?

- Почему сначала приходит весна полевая, а потом уже речная?

3. Игра «Собери картинку с весенними приметами».

Дети делятся на группы по пять человек. Собирают разрезные картинки и объясняют, какие приметы весны изображены на картинках. (Ледоход, первые проталины, паводок – весенний разлив, подснежники, прилет птиц).

4. Игра «Скажи ласково».

Игра проводится в кругу с мячом.

Весной хочется говорить только ласковые слова.

- Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко,

ветка – веточка,

лист – листочек,

ручей – ручеек,

лужа – лужица,

цветок – цветочек,

рыба - рыбка

туча – тучка,

дерево – деревце,

облако – облачко,

улитка - улиточка

вода – водичка,

трава – травка,

воробей – воробушек,

камень – камушек,

птица – птичка,

луч – лучик,

дождь – дождик,

паук - паучок,

5. Физминутка «Веснянка».

Солнышко, солнышко идут по кругу

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал ручей, бегут, взявшись за руки

Прилетело сто грачей. машут руками

А сугробы тают, тают, приседают

Травка и цветочки подрастают. Встают

6. Художественное творчество.

- Ребята, без чего бы не стал таять снег, не побежали бы ручьи? (без солнца).

- Кто объявил войну весне?

Правильно. «Солнце - отец жизни – уже объявило зиме войну», - так говорит автор рассказа В. Бианки. Люди всегда ждут солнышка с нетерпением. Оно дарит всем тепло и свет. И от этого нам с вами становится радостно, весело, празднично.

Давайте сядем за столы. У каждого на столе лежат листы бархатной бумаги и цветные ниточки для изображения солнца. Давайте мы с вами из цветных ниточек на бархатной бумаге сделаем «красное солнышко» - яркое, большое, теплое, доброе, красивое. С лучами – волнистыми линиями или завитками. Наши солнышки будут ласково смотреть на нас и весело улыбаться. (Дети из ниток на бархатной бумаге делают солнце с лучиками).

7. Релаксация «Солнечный зайчик».

- Дети представьте, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Там, где он прикоснется, станет тепло. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: лоб, нос, рот, щечки, подбородок. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть солнечного зайчика: голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот, погладьте его там. Погладьте и подружитесь с ним.

8. Итог занятия.

- Как называется рассказ, который мы читали на занятии? («Три весны»)

- Кто автор этого рассказа? (Виталий Бианки).

- Что интересного и нового вы узнали на занятии? (О том, как пробуждается постепенно природа, сначала появляются первые проталины, затем просыпаются реки, а затем одевается в красивые одежды лес).

- Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту? (Бережно. Защищать и охранять все живое.)

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе: "Путешествие по сказкам А. С. Пушкина".

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Поможем поросятам» КОНСПЕКТ занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой во 2-й младшей группе на тему: «Поможем поросятам» Программное.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Ознакомление с художественной литературой. Н. Н. Носов «Заплатка» Паспорт занятия: 1. Место проведения: МБОУ «Юркинская СОШ» старшая группа «Топтыжки». 2. Продолжительность: 25 мин. 3. Образовательная область:.

Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ I. ЧТЕНИЕ VS ИНФОРМАЦИИ. Т. Алиева (КПН, Московский институт развития образования).

Познавательное развитие дошкольников при ознакомлении с живой и неживой природой Познавательное развитие дошкольников при ознакомлении с живой и неживой природой Выполнила: Ю. П. Давыдова, воспитатель МБДОУ «Детский.

Развитие изобразительного творчества при ознакомлении с природой детей старшего дошкольного возраста Развитие изобразительного творчества при ознакомлении с природой детей старшего дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский писал: “Мир, окружающий.

Развитие познавательной активности детей подготовительной группы детского сада при ознакомлении с окружающим В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому.

Роль метода эмоционально-сенсорного воздействия при ознакомлении дошкольников с художественной литературой Всё существенное, весомое и полезное, что вписывается в понятие «ценностные представления», должно входить в жизнь ребёнка через значимые.

Презентация «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» Сообщение для педагогов ДОУ Выполнила: Кравцова Ольга Михайловна,.

Развитие изобразительной деятельности младших дошкольников при ознакомлении с природой Статья воспитателя МБДОУ «Детский сад № 40» Харитоновой К. С. по теме «Развитие изобразительной деятельности младших дошкольников при ознакомлении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Развитие речи при ознакомлении с художественной литературой»
Опубликовано: 28 января 2019 в 16:06
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Развитие речи при ознакомлении с художественной литературой»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Непомнящих (УИ 57622) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД