МААМ-картинки

Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой

Ольга Маслова
Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

I. ЧТЕНИЕ VS ИНФОРМАЦИИ. Т. Алиева (КПН, Московский институт развития образования).

Чтение требует времени. Современное общество его не дает. Чтение неразрывно связано с пониманием. Однако, чем быстрее мы думаем (и думаем о все большем количестве вещей, тем меньше мы понимаем. Тем самым, автор делает заключение о том, что чтение может состоятся только в детстве., поскольку для ребенка этот идущий от взрослого вид деятельности становится «культурной практикой», которая в сочетании с игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности позволяет ребенку выявлять и моделировать реальность, развиваться как инициативному деятельному субъекту.

Публикация «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой» размещена в разделах

Однако, проведенные исследования говорят о том, что образ ребенка, читающего книгу, не рассматривается среди доминирующих ценностей ни родителями, ни учителями.

По мнению И. Бродского, стихи ведущих национальных поэтов должны присутствовать везде, например, в метро, то есть каждый день окружать человека. Когда художественная литература окружает ребенка, чтение становится привычной формой содержательного насыщенного проживания жизни, в основе которого лежит система ежедневного чтения и чтения с продолжением.

Проект «Ребенок и книга».осуществлялся в группе детей старшего дошкольного возраста.

Три части:

-. Знакомство детей с лучшими образцами русской поэзии, пробуждение интереса к стихам. эти стихи отражают окружающую действительность, но самым важным является не столько тема, сколько качество и разнообразие стиха, его образность. «Ьескорыстное» чтение – чтение по выбору и желанию детей. Правило – «читаем стихи утром перед завтраком». Чтение несколько минут и не предполагало обсуждения. Быстрых и очевидных результатов не было. Тем не менее, некоторые дети стали больше интересоваться поэзией, чаще обращаться с просьбой к педагогу почитать стихи, у них появилось желание выучить наизусть.

- дети приносят в детский сад книги из дома и просят воспитателя почитать их всем. Акцент на внесении в образовательный процесс добрых, умных, красивых книг (писатель Юрий Коваль и художница Татьяна Маврина).

- чтение с продолжением в детском саду и дома. Неожиданным результатом этой части проекта стало впечатление, которое произвели эти книги на взрослых участников проекта – педагогов и родителей, о чем многие говорили, как о «культурном шоке».

Ремарка – в рамках проекта проводилась встреча с родителями, посвященная игровой культуре, где в качестве примера использовалась сказка «Колобок». Молодые родители не знали сюжета этой сказки. Таким образом, по мнению создателей проекта, в настоящее время происходит передача культурного опыта, который сохранился в образовании, т. к. именно образование является тем социальным институтом, который отличается здоровой консервативностью.

II. «ПОЧЕМУ ОНИТ НЕ ЧИТАЮТ?» Владимир Кудрявцев (ДПН завкафедрой теории и истории психологии Института психологии им Л. С. Выготского). Ольга Маховская (КПН, ведущий научный сотрудник института психологии РАН.

Причинами, по которым дети не любят читать то, что читали мы: Отмечают, что у детей отсутствует опыт совместного чтения с родителями. Няни обычно обеспокоены внешней стороной ухода за детьми. Дети слишком рано учатся читать, раньше, чем обсуждать новые сюжеты и проблемы. Утерян основной мотив образования – изменить в дальнейшем жизнь к лучшему, применив свои интеллектуальные навыки.

Однако, дети читают гораздо больше, чем взрослые готовы признать (дневники ЖЖ).

Чтение перестало удовлетворять детскую фантазию.

Идеалы, кумиры родителей и детей не совпадают. Есть теории, согласно которым родилось первое поколение, которое будет опираться на свой опыт, а не на опыт предшественников. Мы мало полезны своим детям.

Одновременно с чтение дети учатся печатать на клавиатуре. Каллиграфические требования больше не сдерживают желания ребенка, его потребность в обмене информацией.

Поменялся язык общения между людьми (больше глаголов, меньше существительных и прилагательных, которые отражали бы эмоционально насыщенную атмосферу. Потеряв интерес к нам, дети не ждут ничего интересного и от тех текстов, которые мы настойчиво предлагаем.

Что предлагают:

Начинать не с чтения, например, сказки, а с игры на ее тему. Ребенок любит телевизор? Представьте, что вы с ним снимаете фильм (или даже рекламу) по мотивам того или иного произведения. Придумайте простой сценарии, распределите роли. И играйте, добавляйте «отсебятину»,импровизируйте. А затем объясните, что актерам неплохо было бы изучить сценарий, который написан на бумаге. и вот тогда обращайтесь к тексту.

Дети копируют поведение родителей. Наивно полагать, что если все время проводить у экрана, ваш ребенок потянется к книжке. Если же читаете, то читать не просто выразительно, читать артистично, в лицах, вносить элемент игры. «поиграть в прочитанное» желательно.

Чтобы узнать, что чтение и книги являются особыми ценностями, дома должны быть хотя бы следы интеллектуальной культуры, а не только признаки финансового благополучия. Чтобы дети читали книги, они должны вырасти в окружении книг.

Читайте с ребенком то, что интересно обоим. Детская литература постоянно обновляется.

Учите ребенка сочинять. Интерес к придуманным мирам лежит в основе потребности читать толстые книжки в будущем.

Учите стихи. Размер выученного текста – это, говоря современным языком, формат текста, который ребенок может понять, связать, запомнить и пересказать за раз. Это «единица» чтения.

Самое главное. Вы должны создать конкуренцию медиаресурсам. К книге ребенка будет тянуть тогда, когда его будет тянуть к вам. Больше игрового общения не только по поводу книги. Тогда книга, если ее ненавязчиво включать в игру станет для ребенка неотъемлемым спутником такого общения.

И только после этого стоит уделить внимание обучению буквам и складыванию слов и предложений.

III. ДЕТСКИЙ КНИЖНЫЙ АВТОБУС «БАМПЕР».

Анна Тихомирова, психолог, около 15 лет работала с трудными подростками. Директор Благотворительного Фонда "Культура детства" является инициатором социального проекта

Проект "Бампер" – некоммерческий, поэтому стоимость книг представленных в ассортименте автобуса – минимальная.

Премия Бизнес-Инновация – как лучший социальный проект.

Цель проекта – сделать детские книги доступными как можно большему количеству детей.

Идея заимствована из Германии, где существует целая сеть библиотечных автобусов (около 100).

Разноцветные книжные полки в салоне автобуса "Бампер" установлены вместо сидений. Здесь можно купить книгу или обсудить ее с другими посетителями, встретить любимых авторов, поиграть и покреативить с друзьями. На остановках "Бампера" можно читать книжки о драконах и сказки народов Азии, делать оригами, лепить и рисовать. Сюда часто приходят интересные люди – писатели, художники, издатели, которые могут поделиться увлекательными подробностями из жизни книг.

Использование психологического подхода к выбору книг – специалисты, участвующие в проекте не просто рассказывают о книге, помогают найти ту, книгу, которая наиболее нужна именно сейчас и именно этому ребенку.

Автобус уже 5 лет ездит по Москве и стране, продает детские книги, проводятся особые программы, мотивирующие на общение с книгами, в которых приняли участие около 20 тысяч детей из разных городов России.

Библиотечный автобус проводит многочисленные благотворительные акции – в детских домах, интернатах, больницах.

Задача помочь подростку или ребенку найти в книге что-то для себя. Книжка может быть для него одним из ресурсов интересного, здорового развития. И мне хочется этот ресурс к нему подключить.

Для «Бампера» прочтение вслух это один из важных моментов. Речь о необходимости прочесть книгу вместе с ребенком и поговорить о прочитанном. Отдельная линейка мероприятий про чтение вслух. Идея приглашать интересных и известных родителям людей. То есть не детских кумиров, а именно родительских. И эти кумиры читают вслух. Так родители лучше понимают ценность этого процесса.

IV. БУКТРЕЙЛЕР

Буктрейлер становится одним из неотъемлемых атрибутов книжной индустрии. Короткий видеоролик, созданный по мотивам книги.

Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет.

В России жанр буктрейлера появился в сентябре 2011 года. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» выпустили первый профессиональный видеоролик к роману Алексея Маврина “Псоглавцы” для продвижения книги.

В настоящее время в России созданием профессиональных буктрейлеров целенаправленно занимаются издательская группа “Азбука-Аттикус”, издательства “Эксмо”, “Ад Маргинем”, “Снежный Ком”, “Рипол-Классик”.

Намечается и другая тенденция: создание видеороликов по книгам становится увлечением непрофессионалов. Существуют прогнозы, что в ближайшем будущем такие опыты станут повальным молодежным хобби. И это вполне в духе времени: цифровая видеокамера сделала доступной возможность довольно качественной любительской съемки.

Однако, по мнению Юлии Владимировны Щербининой (филолог, доцент Московского государственного педагогического университета, высказанном в статье «Смотреть нельзя читать. Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России в журнале «Вопросы литературы» № 3, 2012 год. Есть тут и явно сомнительное и неоднозначное : любой, даже мастерски сделанный буктрейлер неявно, но неизбежно содержит элемент насилия над читательским воображением.

Так, если ролик выходит до поступления книги в широкую продажу, он представляет собой типичный симулякр - вторичный продукт в отсутствие первичного, копию без оригинала. Причем копия эта очень неточна, приблизительна и непропорциональна.

Кроме того, просмотр, предваряющий чтение, заставляет воображать обстановку, атмосферу, героев повествования такими, какими их увидели создатели трейлера. Причем чем эстетически ярче и технически сложнее сделан ролик - тем активнее он отбирает пищу у фантазии и тем отчетливее превращается в самодовлеющую сущность: вербальное узурпируется визуальным, картинка забивает слово.

Однако уже сейчас заметна тенденция, изначально заданная форматом современной культуры и развиваемая производством буктрейлеров: в определении литературного произведения как предмета “умо-зрительного” первое интенсивно вытесняется вторым. Словесное творчество “овнешняется” и “схватывается” в материальных формах. Но социальная роль книги не возрастает - она давно уже не властитель дум и не вершитель судеб. Этот очевидный парадокс заставляет задуматься над перспективами повышения статуса чтения через его пропаганду, хотя бы и с помощью видеопрезентации.

Статья Татьяны Баниной, воспитатель. «Буктрейлер: смотреть нельзя читать».

Оказывается дошкольникам все это под с илу. В процессе работы над таким видеопроектами дошкольники приобретают опыт работы с мультимедийным оборудованием. При создании видеоработы можно было разучить стихи, вместе раскрасить картинки, поделиться идеями.

Публикации по теме:

Доклад «Новые подходы к организации игровой деятельности с учётом требований ФГОС до» Доклад Новые подходы к организации игровой деятельности с учётом требований ФГОС ДО» Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории.

Индивидуальный план развития воспитателя «Новые подходы в обучении русскоязычных детей татарскому языку как неродному» Индивидуальный план развития Хаматгалеевой Гульнары Ильясовны воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

Консультация для педагогов «Новые подходы к организации конструктивной деятельности детей в режимных моментах» «НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ» Современные подходы ставят перед педагогами дошкольных.

Консультация для воспитателей «Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению» Подготовила инструктор по ФК Виниченко Ю. В. Охрана.

Мастер-класс «Методика ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста» В методике развития речи принято выделять две формы ознакомления с художественной литературой в детском саду: 1) чтение и рассказывание.

Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста. Введение. Художественная литература - могучее действенное.

Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации в ДОУ Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в ДОУ Цель: ознакомление с актуальными способами оформления.

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное.

Педагогический совет «Ознакомление детей с художественной литературой дома и в условиях детского сада»Педагогический совет «Ознакомление детей с художественной литературой дома и в условиях детского сада» Педагогический совет на тему «Ознакомление детей с художественной литературой дома и в условиях детского сада» Актуальность проблемы Ребенок.

Презентация «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» Сообщение для педагогов ДОУ Выполнила: Кравцова Ольга Михайловна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой
Опубликовано: 9 января 2019 в 00:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД