Ольга Маслова
Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
I. ЧТЕНИЕ VS ИНФОРМАЦИИ. Т. Алиева (КПН, Московский институт развития образования).
Чтение требует времени. Современное общество его не дает. Чтение неразрывно связано с пониманием. Однако, чем быстрее мы думаем (и думаем о все большем количестве вещей, тем меньше мы понимаем. Тем самым, автор делает заключение о том, что чтение может состоятся только в детстве., поскольку для ребенка этот идущий от взрослого вид деятельности становится «культурной практикой», которая в сочетании с игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности позволяет ребенку выявлять и моделировать реальность, развиваться как инициативному деятельному субъекту.
Темочки:
Однако, проведенные исследования говорят о том, что образ ребенка, читающего книгу, не рассматривается среди доминирующих ценностей ни родителями, ни учителями.
По мнению И. Бродского, стихи ведущих национальных поэтов должны присутствовать везде, например, в метро, то есть каждый день окружать человека. Когда художественная литература окружает ребенка, чтение становится привычной формой содержательного насыщенного проживания жизни, в основе которого лежит система ежедневного чтения и чтения с продолжением.
Проект «Ребенок и книга».осуществлялся в группе детей старшего дошкольного возраста.
Три части:
-. Знакомство детей с лучшими образцами русской поэзии, пробуждение интереса к стихам. эти стихи отражают окружающую действительность, но самым важным является не столько тема, сколько качество и разнообразие стиха, его образность. «Ьескорыстное» чтение – чтение по выбору и желанию детей. Правило – «читаем стихи утром перед завтраком». Чтение несколько минут и не предполагало обсуждения. Быстрых и очевидных результатов не было. Тем не менее, некоторые дети стали больше интересоваться поэзией, чаще обращаться с просьбой к педагогу почитать стихи, у них появилось желание выучить наизусть.
- дети приносят в детский сад книги из дома и просят воспитателя почитать их всем. Акцент на внесении в образовательный процесс добрых, умных, красивых книг (писатель Юрий Коваль и художница Татьяна Маврина).
- чтение с продолжением в детском саду и дома. Неожиданным результатом этой части проекта стало впечатление, которое произвели эти книги на взрослых участников проекта – педагогов и родителей, о чем многие говорили, как о «культурном шоке».
Ремарка – в рамках проекта проводилась встреча с родителями, посвященная игровой культуре, где в качестве примера использовалась сказка «Колобок». Молодые родители не знали сюжета этой сказки. Таким образом, по мнению создателей проекта, в настоящее время происходит передача культурного опыта, который сохранился в образовании, т. к. именно образование является тем социальным институтом, который отличается здоровой консервативностью.
II. «ПОЧЕМУ ОНИТ НЕ ЧИТАЮТ?» Владимир Кудрявцев (ДПН завкафедрой теории и истории психологии Института психологии им Л. С. Выготского). Ольга Маховская (КПН, ведущий научный сотрудник института психологии РАН.
Причинами, по которым дети не любят читать то, что читали мы: Отмечают, что у детей отсутствует опыт совместного чтения с родителями. Няни обычно обеспокоены внешней стороной ухода за детьми. Дети слишком рано учатся читать, раньше, чем обсуждать новые сюжеты и проблемы. Утерян основной мотив образования – изменить в дальнейшем жизнь к лучшему, применив свои интеллектуальные навыки.
Однако, дети читают гораздо больше, чем взрослые готовы признать (дневники ЖЖ).
Чтение перестало удовлетворять детскую фантазию.
Идеалы, кумиры родителей и детей не совпадают. Есть теории, согласно которым родилось первое поколение, которое будет опираться на свой опыт, а не на опыт предшественников. Мы мало полезны своим детям.
Одновременно с чтение дети учатся печатать на клавиатуре. Каллиграфические требования больше не сдерживают желания ребенка, его потребность в обмене информацией.
Поменялся язык общения между людьми (больше глаголов, меньше существительных и прилагательных, которые отражали бы эмоционально насыщенную атмосферу. Потеряв интерес к нам, дети не ждут ничего интересного и от тех текстов, которые мы настойчиво предлагаем.
Что предлагают:
Начинать не с чтения, например, сказки, а с игры на ее тему. Ребенок любит телевизор? Представьте, что вы с ним снимаете фильм (или даже рекламу) по мотивам того или иного произведения. Придумайте простой сценарии, распределите роли. И играйте, добавляйте «отсебятину»,импровизируйте. А затем объясните, что актерам неплохо было бы изучить сценарий, который написан на бумаге. и вот тогда обращайтесь к тексту.
Дети копируют поведение родителей. Наивно полагать, что если все время проводить у экрана, ваш ребенок потянется к книжке. Если же читаете, то читать не просто выразительно, читать артистично, в лицах, вносить элемент игры. «поиграть в прочитанное» желательно.
Чтобы узнать, что чтение и книги являются особыми ценностями, дома должны быть хотя бы следы интеллектуальной культуры, а не только признаки финансового благополучия. Чтобы дети читали книги, они должны вырасти в окружении книг.
Читайте с ребенком то, что интересно обоим. Детская литература постоянно обновляется.
Учите ребенка сочинять. Интерес к придуманным мирам лежит в основе потребности читать толстые книжки в будущем.
Учите стихи. Размер выученного текста – это, говоря современным языком, формат текста, который ребенок может понять, связать, запомнить и пересказать за раз. Это «единица» чтения.
Самое главное. Вы должны создать конкуренцию медиаресурсам. К книге ребенка будет тянуть тогда, когда его будет тянуть к вам. Больше игрового общения не только по поводу книги. Тогда книга, если ее ненавязчиво включать в игру станет для ребенка неотъемлемым спутником такого общения.
И только после этого стоит уделить внимание обучению буквам и складыванию слов и предложений.
III. ДЕТСКИЙ КНИЖНЫЙ АВТОБУС «БАМПЕР».
Анна Тихомирова, психолог, около 15 лет работала с трудными подростками. Директор Благотворительного Фонда "Культура детства" является инициатором социального проекта
Проект "Бампер" – некоммерческий, поэтому стоимость книг представленных в ассортименте автобуса – минимальная.
Премия Бизнес-Инновация – как лучший социальный проект.
Цель проекта – сделать детские книги доступными как можно большему количеству детей.
Идея заимствована из Германии, где существует целая сеть библиотечных автобусов (около 100).
Разноцветные книжные полки в салоне автобуса "Бампер" установлены вместо сидений. Здесь можно купить книгу или обсудить ее с другими посетителями, встретить любимых авторов, поиграть и покреативить с друзьями. На остановках "Бампера" можно читать книжки о драконах и сказки народов Азии, делать оригами, лепить и рисовать. Сюда часто приходят интересные люди – писатели, художники, издатели, которые могут поделиться увлекательными подробностями из жизни книг.
Использование психологического подхода к выбору книг – специалисты, участвующие в проекте не просто рассказывают о книге, помогают найти ту, книгу, которая наиболее нужна именно сейчас и именно этому ребенку.
Автобус уже 5 лет ездит по Москве и стране, продает детские книги, проводятся особые программы, мотивирующие на общение с книгами, в которых приняли участие около 20 тысяч детей из разных городов России.
Библиотечный автобус проводит многочисленные благотворительные акции – в детских домах, интернатах, больницах.
Задача помочь подростку или ребенку найти в книге что-то для себя. Книжка может быть для него одним из ресурсов интересного, здорового развития. И мне хочется этот ресурс к нему подключить.
Для «Бампера» прочтение вслух это один из важных моментов. Речь о необходимости прочесть книгу вместе с ребенком и поговорить о прочитанном. Отдельная линейка мероприятий про чтение вслух. Идея приглашать интересных и известных родителям людей. То есть не детских кумиров, а именно родительских. И эти кумиры читают вслух. Так родители лучше понимают ценность этого процесса.
IV. БУКТРЕЙЛЕР
Буктрейлер становится одним из неотъемлемых атрибутов книжной индустрии. Короткий видеоролик, созданный по мотивам книги.
Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет.
В России жанр буктрейлера появился в сентябре 2011 года. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» выпустили первый профессиональный видеоролик к роману Алексея Маврина “Псоглавцы” для продвижения книги.
В настоящее время в России созданием профессиональных буктрейлеров целенаправленно занимаются издательская группа “Азбука-Аттикус”, издательства “Эксмо”, “Ад Маргинем”, “Снежный Ком”, “Рипол-Классик”.
Намечается и другая тенденция: создание видеороликов по книгам становится увлечением непрофессионалов. Существуют прогнозы, что в ближайшем будущем такие опыты станут повальным молодежным хобби. И это вполне в духе времени: цифровая видеокамера сделала доступной возможность довольно качественной любительской съемки.
Однако, по мнению Юлии Владимировны Щербининой (филолог, доцент Московского государственного педагогического университета, высказанном в статье «Смотреть нельзя читать. Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России в журнале «Вопросы литературы» № 3, 2012 год. Есть тут и явно сомнительное и неоднозначное : любой, даже мастерски сделанный буктрейлер неявно, но неизбежно содержит элемент насилия над читательским воображением.
Так, если ролик выходит до поступления книги в широкую продажу, он представляет собой типичный симулякр - вторичный продукт в отсутствие первичного, копию без оригинала. Причем копия эта очень неточна, приблизительна и непропорциональна.
Кроме того, просмотр, предваряющий чтение, заставляет воображать обстановку, атмосферу, героев повествования такими, какими их увидели создатели трейлера. Причем чем эстетически ярче и технически сложнее сделан ролик - тем активнее он отбирает пищу у фантазии и тем отчетливее превращается в самодовлеющую сущность: вербальное узурпируется визуальным, картинка забивает слово.
Однако уже сейчас заметна тенденция, изначально заданная форматом современной культуры и развиваемая производством буктрейлеров: в определении литературного произведения как предмета “умо-зрительного” первое интенсивно вытесняется вторым. Словесное творчество “овнешняется” и “схватывается” в материальных формах. Но социальная роль книги не возрастает - она давно уже не властитель дум и не вершитель судеб. Этот очевидный парадокс заставляет задуматься над перспективами повышения статуса чтения через его пропаганду, хотя бы и с помощью видеопрезентации.
Статья Татьяны Баниной, воспитатель. «Буктрейлер: смотреть нельзя читать».
Оказывается дошкольникам все это под с илу. В процессе работы над таким видеопроектами дошкольники приобретают опыт работы с мультимедийным оборудованием. При создании видеоработы можно было разучить стихи, вместе раскрасить картинки, поделиться идеями.