Лариса Скачинская
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе : "Путешествие по сказкам А. С. Пушкина".
Интеграция областей: речевое развитие; физическое развитие; познавательное развитие; художественно - эстетическое развитие;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой „Путешествие по сказкам А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Цель: углублять и расширять знания детей о творчестве гениального русского поэта А. С. Пушкина.
Задачи: формировать творческую речевую деятельность детей; развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок; замечать и использовать в речи изобразительно - выразительные средства, понимать их значение (выступает величаво; под косой луна блестит,а во лбу звезда горит.); уметь определять название сказок по отрывкам и и отдельным предметам; развивать интонационную выразительность; развивать мелкую моторику пальцев рук;
Развивать музыкальный слух у детей; приобщать к культуре восприятия музыкальных произведений;
Воспитывать чувство гордости к творчеству гениального русского поэта АС. Пушкина; воспитание бережного отношения к книгам;
Демонстрационный материал и оборудование: зеркало,корона, рыбка, петушок, мешочек с орехами, белочка, яблоко, невод, настольная игра - кубики по теме "Сказки А. С. Пушкина", аудиозапись "Шум моря", отрывок из музыкального произведения П. И. Чайковского "Лебединое озеро";
Количество детей на занятии :17.
Ход ООД:
1. Организационный момент (создание эмоционального настроя на работу).
В: Приветствие: (Дети стоят в кругу, приветствуют гостей и друг друга) Добрый день, добрый час, мы приветствуем всех вас. А теперь давайте поприветствуем друг друга: Слева друг и справа друг, улыбнёмся всем вокруг, дам ладошку другу слева, дам ладошку другу справа и улыбку подарю; Ребята, посмотрите вокруг, что это в нашей группе такой беспорядок, что произошло? Давайте соберём разбросанные предметы. ( Дети собирают разбросанные предметы: зеркало, корона, рыбка, петушок, мешочек с орехами, белочка, яблоко, невод. Дети стоят на ковре и рассматривают предметы, отвечают на
вопросы; ведут диалог по содержанию текста).
2. Ребята, из сказок какого писателя к нам в группу попали эти предметы?
Дети: Из сказок А. С. Пушкина.
В: ак вы думаете, из какой сказки к нам попала рыбка? Правильно, из сказки А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке". Что умела делать рыбка?
Дети: Голосом молвить человечьим, выполнять разные желания.
В: Кого вам в сказке жалко, а кого нет, почему?
Дидактическая игра: "Наоборот" (Дед добрый, а бабка злая; дед щедрый, а бабка скупая, жадная и. т. д.). Как старик обращался к рыбке?
Дети: Смилуйся, государыня рыбка.
В: Как рыбка отвечала старику?
Дети: Чего тебе надобно, старче?.
В: Как менялось море, когда старик обращался к рыбке?
Дети: Сначала слегка разыгралось, затем помутилося синее море, неспокойно синее море, почернело синее море, видит, на море чё рная буря: так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют.
Динамическая пауза "Море волнуется". Релаксация "Морские волны" под музыку "Шум моря". (п/и "Море волнуется", дети лежат на ковре, звучит музыка).
В: А если бы вам встретилась золотая рыбка, какое желание вы попросили бы исполнить?
Дети: ответы детей.
В: А из какой сказки к нам попала белочка?
Дети: Из сказки "О царе Салтане. ".
В: Что делает белочка в сказке?
Дети:" Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт. "
В: Кто в сказке считал орешки?
Дети: "Князь для белочки потом выстроил хрустальный дом. Караул к нему приставил, и притом дьяка заставил, строгий счёт орехам весть, князю прибыль, белке честь. "
Дети выполняют массаж с орешками;
В: Кто в сказке вам понравился, а кто не понравился, почему? Расскажите, какой была царевна - лебедь?
Дети: "За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть. Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама- то величава, Выступает, будто пава, А как речь - то говорит, Словно реченька журчит. "
В6 Давайте послушаем отрывок из музыкального произведения П. И. Чайковского "Лебединое озеро". (Дети слушают отрывок из муз. произведения);
В: У нас ещё есть зеркальце и яблоко, из какой сказки они попали к нам?
Дети: Из "Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях".
В: Кому служило зеркальце?
Дети: Царице.
В: Как царица разговаривала с зеркальцем?
Мимический этюд, показывают дети:
Дети: "С ним приветливо шутила
И, красуясь говорила: "Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
В: Какой была царица, а какой была молодая царевна?
Дети: "Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла:
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно. "
В: А молодая царевна?
Дети: " Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица,
Черноброва,
Нраву кроткого такого. "
В: Как звали жениха невесты?
Дети: "И жених сыскался ей,
Королевич Елисей,"
В: Кто помог царевичу Елисею найти царевну? (Ветер)
Дети: "Елисей, не унывая,
К ветру кинулся,
взывая:
"Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного. "
Физкультурная разминка "Ветер, ветер, ты могуч. "
Дети выполняют движения в сочетании с речевым сопровождением
3. Подведение итогов. Рефлексия.
В: Ребята, вот мы и вспомнили из каких сказок к нам попали эти предметы. Напомните, а кто автор этих сказок? Правильно, А. С. Пушкин. Чему учат сказки Пушкина?
(Сказка открывает перед нами необыкновенный полёт фантазии, показывает мир добра, любви, верности, воспитывает любовь к своему Отечеству). Посмотрите, ребята, у нас остался Петушок. Из какой сказки он к нам попал?
Дети: "Сказка о золотом Петушке".
В: Давайте соберём картинку из этой сказки из кубиков по мотивам сказок А. С. Пушкина. А дома своим родным и друзьям расскажите о том, что вы сегодня узнали. Вы сегодня большие молодцы, гости по достоинству оценили ваши знания, увидели любовь к сказкам и большое желание и дальше узнавать больше.