Виктория Чаевская
Роль метода эмоционально-сенсорного воздействия при ознакомлении дошкольников с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Всё существенное, весомое и полезное, что вписывается в понятие «ценностные представления», должно входить в жизнь ребёнка через значимые для него содержание и формы, не сковывая возможности, интеллектуальные и личностные силы, а, наоборот, оставляя в его душе неизгладимый след.
Дети дошкольного возраста воспринимают художественное произведение как слушатели, а не как читатели. Поэтому важное место следует отвести качеству подачи литературного произведения: выразительности чтения, тонкостям передачи ритмической структуры, рифмы, интонации. Именно через качество подачи литературного произведения, а не через рассуждения и анализ текста дети постигают поэтичность образов, красоту, позицию автора по отношению к описываемым событиям и т. п. Эмоциональный характер восприятия художественных произведений и связанных с ним переживаний, проявлений собственного «Я»- ребёнка усиливает использование метода эмоционально - сенсорного воздействия в процессе чтения художественных произведений. Суть данного метода заключается в том, что педагог пробуждает эмоциональные реакции у детей посредством воздействия на сенсорные процессы и актуализации ощущений. В настоящее время существуют различные варианты его применения.
Публикация «Роль метода эмоционально-сенсорного воздействия при ознакомлении дошкольников с художественной литературой» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
1.Перед чтением художественного текста – для расположения к восприятию, эмоционального настроя, создания эмоционально насыщенной атмосферы. К примеру, перед чтением произведения Я. Дягутите «Лёгкий хлеб» детям можно предложить закрыть глаза и вдохнуть аромат свежего ржаного и пшеничного хлеба.
2. В процессе чтения художественного произведения – для актуализации эмоциональных переживаний. Например, во время чтения стихотворения Г. Люшнина Строители» можно предложить детям изобразить трудовые действия строителей.
3. В ряде случаев метод эмоционально – сенсорного воздействия может применяться после прочтения художественного произведения, в процессе общения по поводу мотивов, поступков, оценки действий героев. К примеру. Можно предложить детям изобразить способы передвижения сказочных героев, выбрать из предложенных вариантов музыкальный фрагмент, отражающий общее впечатление от восприятия литературного текста.
Чтение художественной литературы целесообразно объединять с проведением этических бесед и вопросов. В ходе совместного общения педагога с детьми важно побуждать дошкольников к выражению своего личного отношения к поступкам героев и результатам их деятельности. С этой целью рекомендуется применять методы и приёмы, побуждающие к актуализации литературного и личного опыта детей:
• Создание игровых ситуаций, направленных на передачу движениями эмоциональных состояний литературных персонажей.
• Создание проблемных ситуаций, побуждающих к оценке поступков, поведения героев, подбору синонимов, антонимов, сравнений, вариантов проявления сочувственного поведения.
• Использование наглядного материала (иллюстрации, серии картин, способствующего переводу словесного материала в зрительные образы и позволяющего развивать представления о персонажах в единстве с их душевными внутренними переживаниями.