Анастасия Плюхина
Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Развитие речи детей с использованием
пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам
- он будет долго и напрасно мучится,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он усвоит их на лету»
К. Д. Ушинский
Темочки:
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речь - это наиважнейшая функция в жизни, необходимая каждому человеку. Без речи, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря правильной речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем свою деятельность и поведение.
Основной вид деятельности в дошкольном возрасте - это игра.
Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка. Они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи.
Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста — это помочь им в освоении правильной разговорной речи, родного языка.
В нашем дошкольном учреждении большое внимание, уделяют развитию правильной речи детей. Доказано что, мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук, является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, на сколько ловко научиться ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, словарный запас. Для развития правильной речи детей мы используем в своей работе пальчиковые игры и нетрадиционные технологии. Организованные игры, в том числе и пальчиковые сопровождаемые речью, превращаются в так называемые маленькие спектакли. Они очень увлекают детей и приносят им только радость. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны.
Мелкая моторика и артикуляция находятся в прямой зависимости. И чем выше
двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены
большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную
нервную систему человека.
Уже доказано, что даже такие простые игры, как «Ладушки», «Сорока -
ворона», «Коза рогатая» - это не просто развлечения для малышей, а
инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Игры эти очень эмоциональны и увлекательны.
Какие мы ставим перед собой задачи в дошкольном учреждении:
1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой
деятельностью детей.
2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры.
3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики.
4. Повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр
на речь детей младшего возраста.
5. Содействовать нормализации правильной речевой функции.
6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание,
зрительное и слуховое восприятие, творческую активность через
нетрадиционные технологии.
В своей работе мы применяем следующие технологии :
1. Традиционные:
Пальчиковая гимнастика;
Массаж кистей рук; Пальчиковые игры со стихами и скороговорками;
Пальчиковый театр.
2. Нетрадиционные :
Конструирование из бумаги;
Работа с конструктором
Лепка из пластилина
3. Различные виды аппликаций:
Шнуровки;
Пазлы;
Работы со счетными палочками;
Мозаика
4. Ручной труд:
Рисование по трафаретам, штриховка;
Нанизывание бус.
Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря пальчиковым играм, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.