Елена Смелая
Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения» - так считал Антуан Сент-Экзюпери. Об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни.
Я работаю в логопедической группе. Мои воспитанники, дети с общим недоразвитием речи, требующие индивидуального подхода, благодаря которому становится возможным их успешное развитие через особый темп и организацию обучения, использование специфических приемов и способов коррекционно-развивающей работы.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности» размещена в разделах
Осуществляя речевое развитие детей, я ставлю перед собой цель - способствовать активизации речи в разных видах деятельности. Для реализации цели мне необходимо решить следующие задачи:
• создать в группе развивающую речевую среду;
• развивать произносительную и связную стороны речи;
• активизировать словарь детей;
• формировать грамматический строй речи;
• развивать мелкую моторику рук.
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В группе ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Работу с детьми, я, строю не только опираясь на актуальный уровень развития, но зная и учитывая потенциальные возможности дошкольников с недоразвитием речи, имея установку на положительный результат обучения.
В своей педагогической деятельности воспитателя я придерживаюсь принципа партнерских отношений.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В старшем дошкольном возрасте, на ряду, с определёнными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формирование личности в целом.
Свою работу я веду по следующим направлениям:
• диагностика речевого развития;
• создание предметно-развивающей среды в группе;
• использование инновационных методов и технологий;
• интеграция занятий по речевому развитию с другими образовательными областями;
• взаимодействие с педагогами и родителями.
Я считаю, что качество и результативность проводимой мной работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.
В группе оформлен центр речевого развития и творчества «Веселый язычок», представляющий возможность детям действовать индивидуально, центр «Будем говорить правильно», центр «Здравствуй книга».
Мною накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы:
• «Времена года» «Спорт, спорт»;
• «Профессии»;
• «Мой город»;
• «Музыкальные инструменты»;
• «Дикие и домашние животные» .
(Развитие внимания и наблюдательности, развитие познавательного интереса, развитие связной речи.)
Дидактические игры:
• «Отгадай-ка»;
• «Сказочные пазлы»;
• «Короткие истории»;
• «Что сначала, что потом».
(Развитие и умения устанавливать причинно-следственные связи.)
Игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя связной речи, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.
Я считаю, что речевая развивающая среда - это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Свою работу строю по принципу «играя - обучай и развивай». Учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в организации своей коррекционной работы стремлюсь к тому, чтобы каждое занятие с детьми носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. В связи с этим считаю, что моя работа по развитию речи будет более эффективна, если в ходе обучения будут использованы: приёмы способствующие развитию мотивации, как нетрадиционные, так и инновационные.
На практике использую: игры-занятия «Путешествие Незнайки», игры путешествия «К бабушке в деревню», игровые упражнения «Я начну, а ты закончи», «Нежные слова» и мероприятия по разным направлениям развития детей в соответствии с возрастом : КВН, литературная викторина, новые интересные методические приёмы, дидактические игры, речевые мероприятия.
Работа по развитию речи проводится в системе охватывающей все её стороны. Речевые задачи решаются в процессе интеграции с другими видами деятельности.
Так как большое влияние на речевое развитие ребёнка оказывает социальное окружение, я стараюсь своим примером показывать образец правильной речи.
Я постоянно слежу за речью детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Много внимания в своей работе уделяю звуковой культуре речи. Работаю над уровнем развития речевого слуха, учу произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, формированием правильного дыхания, работаю над звукопроизношением и слово произношением.
Развивая связную речь детей, я совершенствую диалогическую. Для этого особое внимание уделяю диалогическому взаимодействию детей друг с другом во всех видах деятельности. Немаловажную роль отвожу таким средствам как мимика, жесты, движения.
В своей работе много внимания уделяю артикуляции звуков (артикуляционная гимнастика, знанию зрительных образов звуков (букв) и умению соотносить звук с буквой, выработке гибкости и точности движения руки (пальчиковые игры и упражнения, глазомера, чувства ритма. Последовательная и систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляции и мелкой моторики детей, уточнению артикуляции и произношении звуков, создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей моей группы. В работе мне помогает тесная связь с логопедом. Логопед помогает проводить обследование речи детей на начало и конец года, дает рекомендации родителям по улучшению звукопроизношения.
В своей работе я использую различные формы: игровые обучающие занятия, ежедневная артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие речевого дыхания, мероприятия по развитию связной речи (праздники, развлечения, выставки и т. д., систематические беседы, упражнения на развитие чувства ритма, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную речевую деятельность, пальчиковые и речевые игры.
Речевое развитие осуществляю не только на мероприятиях речевого цикла, но и в других видах деятельности : социально-коммуникативном развитии, в познавательном развитии, процессе художественно-эстетического развития (музыка, театрализованная и изобразительная деятельность).
Интеграция образовательных областей на занятиях помогает мне осуществить нормальное функционирование речи в жизни детей и значительно повысить эффективность и результативность моей работы по развитию речи.
Так работа по познавательному развитию, развитию элементарных математических представлений тесно связана с развитием всех сторон речи. В течение года дети заучивают много стихотворений, считалок, загадывают и разгадывают загадки. Многие задания подразумевают работу детей в парах, где отрабатываются умения диалогического взаимодействия. В процессе знакомства с числами в пределах 10 дети упражняются в умении согласовывать числительные с существительными. Мы с детьми много наблюдаем, экспериментируем, рассматриваем, создаём своими руками (коллекции, познавательные альбомы и т. д.). Я всегда предоставляю детям возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания.
Важными источниками развития коммуникативных навыков и речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой я знакомлю детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами. Значительно чаще рассказываю им о писателях, знакомлю с историей произведения, расширяю и усложняю круг чтения детей. В старшей группе ввела новый вид работы - чтение с продолжением, в котором у детей развиваю умение придумывать различные варианты новых эпизодов. Развиваю связную речь, творческое мышление, фантазию. Для развития связной речи использую метод моделирования, который помогает объяснить структуру и составить целостное представление о предмете, явлении.
Определила следующие этапы работы по развитию связной речи :
1. Работа с готовыми дидактическими текстами.
2. Составление детьми связных высказываний, предполагающих использование моделирования.
3. Составление творческих связных высказываний.
Много внимания уделяю пересказу, составлению детьми собственных рассказов. В течение года с детьми разучиваем стихи, инсценируем произведения.
В качестве средства для развития речи дошкольников использую русские сказки. Ознакомление со сказками (рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, знакомство с художниками-иллюстраторами, слушание сказок в аудиозаписи, просмотр сказок – мультфильмов, коллективное рассказывание и обыгрывание сказок, обсуждение поведения героев, проекция на реальность, продуктивная деятельность по прочитанным произведениям).
Так же использую сказкотерапию. Сказкотерапия служит не только как средство развития речи, но и эмоционального развития ребенка, естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию разносторонней личности. Как считают психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.
В своей работе использую прием «решения сказочных задач», при решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы воздействия с миром. Решая сказочные задачи, ребенок совершенствует вербальный зык, т. е. учится доходчиво и правильно формировать свои мысли, что особенно актуально в работе с моими детьми.
Работу со сказками часто сопровождаю показом слайдов. С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам. Очень любят играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» в мультимедийном оформлении. Играя в сказку с детьми, использую различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью настольного театра. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок.
Ребятам так же нравятся игры-задания «Интервью», в которые они активно включаются, что способствует развитию диалогической речи, общению. Игры-задания «Вопрос-ответ»; для того чтобы научить детей рассуждать, нередко используем игру «Хорошо - плохо». Постановка проблемных вопросов - «А если бы зайка поступил так…», «А если бы лиса пригласила…» - позволяет поставить ребёнка в позицию творца и фантазёра. Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Это позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования.
Процесс общения ребенка дошкольного возраста с книгой - это процесс становления в нем личности. В своей работе я стараюсь прививать детям любовь к книге: правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке. В центре «Здравствуй книга» находятся произведения разных авторов и произведения по лексическим темам. Для ознакомления детей с творчеством писателей имеется папка с их портретами и биографией. Книги постоянно меняются.
Знакомство с детской литературой группе происходит ежедневно в свободной форме.
В своей работе я использую нетрадиционные формы сотрудничества: театрализованные праздники, журналы, игротеки, родительские клубы, тренинги игрового взаимодействия, презентации, викторины, конкурсы, совместные занятия, проектная деятельность.
Важным в деле приобщения ребёнка к книге является сотрудничество педагога и родителей. Тесная взаимосвязь обеих сторон, предполагает ясное понимание, что чтение способствует связи ребёнка с взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей, потому что процесс чтения не может быть механическим: это совместная работа ума и души.
В группе с детьми мы читаем не только произведения, предлагаемые программой, но и книги, которые живут в центре «Здравствуй книга», которые дети приносят из домашней библиотеки. При выборе книг я стараюсь учитывать особенности возраста детей. Вместе с детьми мы проводим литературные викторины, конкурсы. Дети вместе с родителями участвуют в выставках рисунков по произведениям известных детских писателей, книжных фестивалях и т. д.
Работая с родителями, я рекомендую только свободную форму домашнего чтения. Советую, чтобы чтение было ежедневным, тогда у детей появится потребность в чтении, интересе к книгам.
Большое внимание на речевое развитие ребенка оказывает изобразительная деятельность и эстетическое развитие. В течение года я учу детей воспринимать красоту и особенности природы в разные сезоны, стараюсь привить любовь и бережное отношение к живой природе.
Практика моей работы показала, что в качестве эффективного коррекционного средства при работе с детьми с ОНР можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия звук, слово, текст. Научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Метод моделирования заключается в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
На всех этапах коррекционной работы я использую метод наглядного моделирования. Одним из видов моделирования является синквейн.
Это один из эффективных методов развития речи ребенка. Применение данного метода помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, исключать лишнее и выделять главное, обобщать и классифицировать. Преимущество синквейна в том, что я могу включать его в коррекционно-развивающую работу с моими детьми, не нарушая при этом основной структуры занятия.
Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Поэтому в своей коррекционной работе основной акцент делаю на обучение детей составлению синквейна. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работу я начинаю с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», я тем самым готовлю платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически. Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия.
Синквейн я использую:
• На занятиях для закрепления изученной лексической темы.
• Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
• На занятиях по развитию связной речи : используя слова из синквейна, дети придумают рассказ.
На начальном этапе обучения детей составлению синквейна мной используются следующие упражнения:
• «Подбери определения» - например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное;
• «Узнай предмет по определению» - белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце);
• «Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет);
• «Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой;
• «Назови часть целого» - дерево (ствол, ветки, корень, листья).
Большое значение на данном этапе имеет работа с родителями. После проведения консультаций обучающих семинаров родителям вместе с детьми предлагается написать «Сочинения» на тему недели, что находит свое отражение в комплексно-тематическом планировании. Лексические темы, которые усваивают дети логопедической группы, служат темами синквейнов. Свои работы (синквейны) дети старшей группы оформляли в форме графических рисунков.
Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе я использую различные картинки и предметы.
А к концу второго года обучения дети, умеющие читать, создают синквейн, записывая печатными буквами на листе бумаги.
Сначала детям с трудом удавалось сочинять синквейны, работали вместе с взрослыми. Потом детям данный метод понравился, и они стали сами без помощи сочинять синквейны в детском саду и дома.
Также в данном направлении я использую такие варианты работы:
• составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);
• составление синквейна по прослушанному рассказу;
• коррекция и совершенствование готового синквейна;
• анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части ( например: дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить.
Основными целями моего взаимодействия с родителями является объединение усилий взрослых (для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка, выделение приоритетных линий этого развития, показ наиболее эффективных методов и приемов работы речевого воспитания, раскрытие возможности переноса полученных педагогических знаний в условия семейного воспитания, формирование у родителей желания и умения общаться с детьми, руководить детской деятельностью).
Взаимодействие с родителями я строю на доверительных отношениях, воспитании потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Старюсь наиболее полно использовать все виды традиционных форм взаимодействия с семьей: родительские собрания, практикумы консультации, совместные праздники, беседы, дни открытых дверей, родительские уголки, анкетирование, папки-передвижки. Но и ищу новые, современные формы сотрудничества с родителями.
Планируя ту или иную форму работы, я всегда исхожу из представлений о современных родителях готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. В связи с этим к формам взаимодействия предъявляла следующие требования: востребованность, оригинальность, интерактивность.
В своей работе я использую нетрадиционные формы сотрудничества: театрализованные праздники, журналы, игротеки, тренинги игрового взаимодействия, презентации, викторины, конкурсы, совместные занятия, проектная деятельность.
Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями по речевому развитию - это театрализованный праздник. Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей. Речевой основой праздника становится то, что готовилось вместе с детьми дома: инсценировка стихотворения, сказки, рассказа. Ребенок - существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить. Основным моментом творческой театрализованной игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность. Родители привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а значит, не помогают им усваивать правильную речь. Я считаю, что следует показывать родителям в совместной деятельности с детьми, как правильно формировать речь детей, разъяснить им необходимость закрепления достигнутого и как важны партнерские отношения родителей со своими детьми.
По предложению логопеда в работе с родителями наметила создать речевой альбом «Копилка слов». Цель - расширить, закрепить, конкретизировать словарь детей и объяснения лексического значения слов. Дети с родителями будут подбирать красивые (осенние, сладкие, острые и т. п.) слова, подбирать картинку с интересным предметом, показывать его всем детям и назвать. По результатам этой работы в группе будут создаваться альбомы, книжки.
В работе группы родители принимают активное участие.
Работа с родителями по проблеме семейного чтения очень важна. Организуя различные формы работы, помогаю взрослым понять, что чтение, участие в работе по его организации, помогает им самим понять проблемы детства, решить очень важную проблему привлечения ребёнка к чтению. Театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников. Здесь решается ряд речевых задач: расширяется словарь признаков, согласование слов с движениями и действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная выразительность речи. Дети во время постановки спектакля активно упражняются в диалогическом взаимодействии.
В группе организованы игротеки. Игротеку для родителей мы проводим 1 раз в неделю во второй половине дня. Её цель - демонстрация, полученных детьми, умений, представлений на игровом материале. Родителей знакомим с различными речевыми играми. Причём родители принимают активное участие в игре с детьми.
Добиться положительных результатов в работе мне помогает диагностика. В начале и в конце учебного года я провожу обследование состояния речи детей с целью определения уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом. Эта работа в нашей группе проводится совместно с логопедом.
В результате проделанной работы позволило получить определенные результаты в развитии речи детей :
• дети стали чувствительнее к многообразию слов, стараются подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей;
• научились употреблять в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания, меньше делают логических ошибок, улучшилось звукопроизношение;
• научились произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, стали более эмоциональны.
В процессе работы по развитию речи решались и воспитательные задачи:
• дети стали внимательнее слушать рассказы воспитателя и сверстников;
• помогать друг другу в случае затруднения, замечать речевые и
логические ошибки и доброжелательно их исправлять.
Связь занятий по развитию речи с другими формами работы дала положительный результат: дети на занятиях математического и познавательного цикла активно используют в речи новые слова и понятия, на занятиях по конструированию, изобразительной деятельности дети стали использовать в речи средства выразительности, используемых для художественного воплощения замысла. Занятия по развитию речи позволили развить у детей слух. Использование игр-драмматизаций на занятиях по развитию речи, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры находит свое отражение в театрализованной деятельности. Дети стали более раскрепощенно держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.