Татьяна Юрьевна Евтеева
Создание условий для развития речи младших дошкольников в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи.
Публикация «Создание условий для развития речи младших дошкольников в разных видах деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития : одни к трём годам чисто и правильно произносят слова; другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят слова; третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры, речь трёхлеток однотипна и т. д.
Поэтому целью нашей работы стало: создание условий для развития речи младших дошкольников в разных видах деятельности.
Задачи:
• создать предметно-пространственную развивающую среду для внедрения и применения развивающих технологий речевого развития дошкольников (театр, пальчиковые игры, развитие моторики, развитие артикуляционного аппарата и дыхания).
• привлечь родителей к проблеме развития речи у дошкольников.
• развивать коммуникативные способности детей с помощью использования проектного метода.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Взяв за основу мнение великого педагога, и увидев эффективность наглядного материала, для полноценного развития речи детей нашей группы, мы стали создавать условия предметно - развивающей среды (речевой центр, литературный и театрализованный центр).
Речевой центр дополнили:
• картотекой речевых игр;
• дидактическими играми своими руками и с помощью родителей (для связной речи детей, для формирования словаря детей, звуковой культуре речи, граммстрою и т. д.);
• наборами предметных и сюжетных картинок по разным темам;
• иллюстрациями, обозначающими эмоции людей;
• пособия по развитию речевого дыхания;
• альбомы с артикуляционной гимнастикой;
• компьютерными программами по развитию речи.
Литературный центр пополнился:
• детской литературой ;
• портретами детских писателей и иллюстрациями к их произведениям;
• картотекой малых фольклорных форм;
• книжками-малышками;
• видеотекой и фонотекой сказок по программе.
Театрализованный центр пополнился:
• разными видами театра (самодельный пальчиковый театр, би-ба-бо, театр теней, настольный, ролевой);
• появилась мини театральная сцена с кулисами;
• большим количеством атрибутов и костюмов для театральных постановок в группе.
Совместная деятельность с детьми по развитию речи в этих уголках привела нас к новому виду деятельности-проектной ("Веселая сенсомоторика", "Мелкая моторика в развитии культурно-гигиенических навыков у детей" и "Наши развлечения")
Привлекли родителей к проблеме развития речи у дошкольников.
• провели родительские собрания и консультации по проблеме развития речи детей;
• разработали несколько памяток по развитию речи дошкольников для родителей;
• привлекли родителей к изготовлению дидактических игр, изготовлению атрибутов к пальчиковому и другим театрам;
• проводили с детьми и родителями семейные развлечения, что способствовало их совместному общению.
Результат проделанной работы по созданию условий для развития речи в нашей группе : дети эмоционально отзывчивы и коммуникабельны, могут строить простые предложения, пересказывать знакомые сказки, читать стихи, выстраивать диалоги в ходе сюжетно-ролевых игр и с удовольствием принимают участие в театрализованных постановках.