Гульнара Зиенова
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Движение руки всегда связано с речью и способствует ее развитию»
В. М. Бехтерев.
Нарушение речевого и двигательного развития наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психологической деятельности. Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышлением ребёнка. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие не только речевой, но и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Художественная деятельность является неотъемлемой частью при формировании творческого, эстетического и эмоционального восприятия детей. Так же художественное творчество развивает основную психологическую функцию – мелкую моторику рук. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углублённую работу в этом направлении, работая совместно с родителями. Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Задачи: - Улучшить координацию и точность движений руки, гибкость рук, ритмичность; - Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук; - Улучшить общую двигательную активность; - Содействовать нормализации речевой функции; - Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность; - Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Произведенный мною анализ педагогической литературы позволяет констатировать, что художественное творчество развивает у детей основную психологическую функцию – мелкую моторику пальцев рук, которая, в свою очередь, благотворно сказывается на развитии речи и мышлении ребенка. Изучая методическую литературу по художественному творчеству, я для себя поняла, что возможности художественного творчества очень широки и разнообразны, что позволяет сделать занятия очень увлекательными и продуктивными.. Проведение игр («Пазлы», «Мозайка», «Сортер», графических упражнений (штриховка, раскраски, обведение по трафарету, пальчиковых игр на развитие мелкой моторики. Данные игры и упражнения я использую в ежедневной работе с детьми. Так же в группе созданы условия для развития мелкой моторики (предметно-игровая среда) : имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно выбирать игры и материалы для этого вида деятельности (зона рисования и игровая зона).
Публикация «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности (опыт работы)» размещена в разделах
Пальчиковые игры я выбирала те, которые позволяют задействовать все пальцы рук. В начале я произношу стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы меняю темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать не только мелкую моторику, но и речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.
В своей работе с детьми преследуя цель развития мелкой моторики, я большое внимание уделяю художественному творчеству. В художественную деятельность я включила следующие виды работы : лепка, аппликация,рисование.. В лепке хорошо развивается моторика рук и пальцев. Принцип работы – от простого к сложному. Свою работу я начала с обучения формообразующих движении. Сначала мы лепили простейшие предметы (палочка - заборчик, круг – яблоко или мячик, диск – блинчик и др., а так же учились отщипывать пластилин от общей массы (зернышки для птичек).. На аппликации большое внимание я уделяю технике обрывной аппликации. Это очень увлекательное и занимательное для детей занятие благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук. Рисование: очень хорошо развивает мелкую моторику рук прием ритмичного примакивания («Листопад», «Снег идет», и др.) и прием нанесения мазков – линий различной длины в различном направлении («Дорога для машины», «Дождик», и др.) . Для рисования я предлагала детям различную тематику, что позволяет сохранить интерес к занятием, соответственно, занятия каждый раз получались очень увлекательными и продуктивными.
Работа с родителями. Особое внимание я уделяю работе с родителями, так как только совместными усилиями можно добиться положительного результата. Для родителей я подготовила консультацию «Игры для детей 3-4 года на развитие мелкой моторики» (подборка игр, развивающих чувствительность пальчиков, творческое воображение и целостное восприятие) и «Для чего нужно развивать мелкую моторику рук» (актуальность проблемы).
Родители с детьми дома играют, делают поделки, разукрашивают, обводят по контуру. Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. Благодаря совместным усилиям воспитателей и родителей дети достигнут хорошего результата в развитии мелкой моторики рук, кисти рук приобретут хорошую подвижность, гибкость.