Алина Селихова
Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа жизни в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель - удивительная профессия. Еще один ее плюс в том, что она
дает возможность заглянуть в страну детства, в мир ребенка. И хоть «все мы
родом из детства», но мы очень быстро забываем этот волшебный мир, не
понимая Даже собственных детей. Детский мир намного интереснее,
безграничнее и богаче, чем мир взрослого. Задача воспитателя - не
разрушить эту детскую иллюзорность, а влиться в нее, то есть воспитатель
должен разговаривать с детьми на одном языке, понимать их.
Моя педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с
государственным образовательным стандартом, который определяет
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
требования к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. В
своей работе с детьми ориентируюсь на новые подх0ды к проблемам
образования, на инновационные методики и новинки методической
литературы.
Понимая требования, выдвигаемые современным информационным
обществом, стараюсь активно использовать современные информационно-
компьютерные технологии в профессиональной деятельности.
С интересом знакомлюсь с передовым опытом коллег и научной,
познавательной литературой, через журналы, методическую литературу и
через интернет. Активно участвую в обсуждении насущных вопросов на
педсоветах, семинарах.
Постоянно занимаюсь самообразованием целенаправленно работаю по
расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию
имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в
свете современных требований педагогической и психологической наук. Я
должна в течении учебного года или другого периода времени углублённо
заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые
затруднения или которая является предметом моего особого интереса.
Интересуюсь и работаю по теме - воспитание у дошкольников стремления
вести здоровый образ жизни, обучение детей правилам поведения на
дороге, никогда не пропадет интерес к экологическому воспитанию. Я
человек творческий и очень важно для меня вырастить творческих и с
активной жизненной позицией детей.
На протяжении последних двух лет работаю над темой
самообразования : «Привитие детям дошкольного возраста основ здорового
образа жизни в разных видах деятельности». Считаю ее актуальной, так как
безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему
современности. А учесть, что дети - наиболее незащищенная часть
населения, познающая, исследующая окружающий мир, и как следствие
зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью, поэтому
актуальность формирования основ обеспечения безопасности
жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Чем старше дети,
тем чаще родители оставляют их дома одних, отпускают гулять около дома
на игровую площадку, а если живут рядом с какими-либо объектами
социального обеспечения (магазин, аптека и т. д., дают какие-либо
поручения, и поэтому проблема безопасности жизнедеятельности по праву
становится главной. И наша цель - подготовить ребенка к безопасной жизни
в окружающей среде - природной, техногенной и социальной.
Обучение детей правилам безопасного поведения должно проходить
на всех этапах жизни человека, и я начинаю эту работу с дошкольного
возраста, учитывая психологические основы развития ребенка :
- происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и
взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека;
- идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования
основ безопасного поведения.
В исследованиях Т. И. Бабаевой, Л. И. Божович, Н. Ф. Головановой и др.
отмечается, что сфера отношений «родители-воспитатели» является
определяющей в дошкольном возрасте, Общение, контакты, совместная с
взрослыми деятельность имеют первоочередное значение для формирования
мотивов безопасного поведения и накопления опыта детей.
Рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное
решение в той или. иной ситуации. Это решение им нужно подсказывать.
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности
и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с
повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности,
нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.
Исходя из этого, я поставила цель:
формирование у детей умения обеспечивать собственную безопасность и
приучать к здоровому образу жизни.
Нельзя упускать время! Наверстать его, потом будет трудно. Каждая
наша недоработка, касающаяся вопросов личной безопасности ребенка,
впоследствии может обернуться бедой. В связи с этим необходимо больше
внимания уделять организации различных видов деятельности по
приобретению детьми опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь
применить в реальной жизни. П. Лич, П. Статмен в своих исследованиях
отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной
безопасности состоит в том, что дети любят правила и целиком
придерживаются их. Если правила кем - то забываются, то малыш мгновенно
реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет
взрослым обучить его.
Для решения поставленной цели определила задачи:
1. Систематизировать знания Детей о безопасном поведении в быту.
2. Формировать у дошкольников понятие - здоровье и его безопасность в
связи с правильным питанием.
З. Пополнить развивающую среду предметами, дидактическим материалом
для практического применения, исследования их детьми.
Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения и ЗОЖ у
детей я начала с выявления уровня их знаний и интересов, которая
проводилась в форме беседы, наблюдений, игр-путешествий.
Для решения поставленных задач данного направления, начиная со 2
младшей группы, я разработала перспективный план по основам
безопасности жизнедеятельности и привитию навыков здорового образа.
жизни, который состоит из блока «Помоги себе сам» и включает цикл
мини-проектов: «Витамины на грядке», «Чистота - залог здоровья»,
«Опасный петушок», «Красный, желтый, зеленый», «Если хочешь быть
здоров» и совместной деятельности педагога с ребенком. Согласно интересам
детей он дорабатывался, что привело к разработке другого блока «Если
дома я один», «В гостях у Светофорчика», «Береги свое здоровье», «Огонь
друг или враг», В него вошли темы «Опасность подстерегает», «Опасные
предметы», «Школа пешехода», «Пешеход на улице», «Сохрани свое
здоровье», «Витамины укрепляют организм», «От маленькой искры большие
пожары», «Его величество ток» и др. Каждый блок заканчивается
интересным мероприятием: развлечением, итоговым заданием, выставкой,
вернисажем, театрализованным представлением.
Так же использую в своей работе парциальную программу:
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Стеркиной Р. Б. ,
Авдеевой, Князевой.
- Формирую привычку у детей к здоровому образу жизни. Использую
закаливающие процедуры: «дорожки здоровья», физические упражнения
после сна, воздушные солнечные ванны, а так же дыхательную
гимнастику, динамические паузы.
Постоянно работаю над оснащением предметно - развивающей среды. В
зависимости от годовых задач детского сада в нашей группе оформляются
или обновляются различные центры. Развивающая среда - это система
материальных объектов деятельности ребёнка, функционально
моделирующая содержания развития его духовного и физического обмена.
Пытаюсь обеспечить потребность детей участвовать в совместной
деятельности со сверстниками, а также побыть Одному, для этой цели есть
так называемый «уголок уединения». Постоянно тематика шр меняется.
Считаю, что, Детский сад, а конкретно группа, должны предоставлять детям
возможность не только изучать и узнавать окружающий мир, но и жить в
гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня.
Для успешного решения поставленных задач в группе создана
комфортная обстановка, что позволяет детям свободно проявлять свои
желания и развивать способности и интересы. Созданы условия для охраны и
укрепления здоровья и физического развития детей.
В группе расширили книжный запас. Пополнили картотеку иллюстраций
альбомами, составленными из рисунков детей на тему: «Малышам об огне»,
«Правила поведения при пожаре». Составляя коллекцию предметов, которые
помогают тушить пожар и предметов, которые могут стать причиной пожара,
дети закрепляли знания по безопасности при пожаре. А пластилиновая
выставка опасных предметов помогла пополнить знания об их большом
наличии Дома и закрепить правила пользования шин.
Семья и детский сад - два воспитательных института, каждый из
которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный
социальный опыт. Только во взаимодействии друг с другом мы можем
создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой
мир, выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице,
дома, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку.
В этих целях широко использую:
-информацию на стендах для родителей: «Сделай поездки ребенка
безопасными», «Правила на всю жизнь», «Огонь - друг и враг
человека»;
- консультации: «Пять ступеней к безопасности вашего ребенка», «Как
уберечься от пожаров», «Полезные ягоды»;
- памятки: «Праздник без последствий», «Автомобильные кресла для
детей»;
- выпуск стенгазеты: «Новый год - без пожара», «Зеленый огонек»;
- составление альбома совместно с р0дителями «Лекарственные цветы»,
«Опасные растения», «Грибы съедобные - несъедобные», «Не играй
огнем», «Красный, желтый, зеленый», «Новые дорожные знаки глазами
детей» в который вошли рисунки, загадки, стихи, фотографии;
- семинары - практикумы, на которых р0дителей знакомлю с объемом
предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного
движения, пожар - это не шутка и здоровье ребенка т. д.);
- деловые игры и тренинги: «В гостях у Светофорчика», «От маленькой
искры бывает большой пожар».
Всю предлагаемую информацию родители получают на консультациях
собраниях, на наглядной агитации.
Дошкольный возраст является наиболее оптимальным для привития
первичных навыков в отношении безопасности и ЗОЖ.
В результате совместной работы я предполагаю, увидеть следующие
результаты к выпуску ребенка в школу:
Иметь представление:
- о необходимости безопасного поведения и здорового образа жизни;
- о значимости разнообразной пищи для здоровья и ее безопасности;
Дети должны знать:
- некоторые правила здорового образа жизни и безопасного поведения;
некоторые правила разумного поведения в различных ситуациях и
оказании первой медицинской помощи;
взаимосвязь питания и здоровья человека;
Дети должны уметь:
- соблюдать правила безопасного поведения и здорового образа жизни.
В настоящий момент в группе наработан обширный материал по
воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников и ЗОЖ у
детей.
«Жизнь - это то, что люди больше всего
стараются сохранить и меньше всего
берегут».
Ж. Де Лабрюйер