Папки-передвижки

Консультация «Развитие познавательных способностей в разных видах деятельности»

Ольга Янцен
Консультация «Развитие познавательных способностей в разных видах деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд Программа нацелена на развитие способностей дошкольников в процессе детских видов деятельности.

В программе выдерживается двойная логика развития : с одной стороны – это овладение действиями с такими средствами, как сенсорные эталоны, символы, модели, по вполне определенной, отработанной в многочисленных исследованиях последовательности; с другой - это овладение «языком» каждой детской деятельности : игры, конструирования, литературно-художественной деятельности и др.

Публикация «Консультация „Развитие познавательных способностей в разных видах деятельности“» размещена в разделах

Естественно, что и логику средств, и логику деятельностей ребенок открывает, «со-творяет» вместе со взрослым. Взрослый организует деятельность детей, в процессе которой он передает ребенку опыт в особых, присущих дошкольнику, формах обучение.

2 слайд Для ребенка-дошкольника основной путь развития - это эм-пирическое обобщение, т. е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Эмпирические обобщения, как справедливо указывает В. В. Давыдов, опираются, прежде всего, на наглядные представления ребенка. Осуществляются такие обобщения с помощью образных средств.

Поэтому основное в образовании дошкольника - это организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать в обобщё нном виде с помощью наглядного средства: эталона, символа, условного"'заместителя," модели.

3 слайд Первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма его организации - это наблюдение и эксперимен-тирование. На особую роль экспериментирования в развитии дош-кольника справедливо указывает Н. Н. Поддьяков. Так, при ознакомлении с природными явлениями, временами года ребенок обязательно сначала получает опыт наблюдения и экспериментирования. Например, зимой он действует со снегом и со льдом, выявляет некоторые их свойства, наблюдает такие явления, как снегопад, буря, метель и т. п. Задача взрослого - создать условия для такого экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом. Только затем взрослый помогает обобщить этот опыт, выделить то, что наиболее характерно для зимы, и подводит детей к возможному обозначению: зиму можно обозначить кружком, квадратом, пятнышком белого цвета; снежинкой; сосулькой и т. п. Способ означения не задается ребенку, он не формален для него, а открывается им как естественное обобщение его опыта с помощью взрослого.

4 слайд При работе с детьми важно различать формы организации опыта. Так, если в первом случае мы подводим ребенка к установлению некоторых объективных зависимостей, значений и к их фиксации в виде условных знаков, то во втором случае ориентируем ребенка на выражение своего отношения к этой действительности, на выявление и обозначение смысла ситуации в символической форме.

5 слайд Наряду с характеристикой средств (знаковые и символические средства) важно знать характеристику тех видов действий, которые производят с ним. Было выявлено 3 основных позиции субъекта по отношению к действительности.

Первый способ взаимодействия с реальностью - нормативно-стабилизирующий. Его применение направлено на освоение и ис-пользование существующих в культуре норм в широком смысле слова (включая и нормы познания и др.). В основе данного способа лежит, преимущественно, применение знаковых средств.

Второй способ - смыслообразующий, направленный на поиск личностного смысла и выражение собственного отношения к ситуации. Этот способ включает в себя, прежде всего, процессы «эмоционального воображения» (по А. В. Запорожцу) и базируется, в основном, на использовании символических средств.

Третий способ - преобразующий (диалектический, направленный на преобразование реальности и разрешение противоречивой ситуации путем оперирования противоположностями. Этот способ включает в себя действия, как со знаковыми, так и с символическими средствами.

Указанные способы определяют три вида познавательных способностей : нормативно-стабилизирующие, способности к символическому опосредствованию и способности к преобразованию.

Эти способности можно выявить в любой деятельности ребенка. Так, в игре ребенок, с одной стороны, передает строение, структуру деятельности взрослого (например, врач лечит больного, а с другой стороны, игровая роль и ее строение позволяют ребенку отображать свое понимание этой роли в жизни, выражать в игре свое отношение к роли как к определенной жизненной позиции. Например, доктор - это не просто последовательность действий по лечению больного, но и «изображение» милосердия; мама-это доброта и забота; мушкетер - это отвага и верность в дружбе и т. п. Можно полагать, что игра рождается не только из потребности жить жизнью взрослых в плане действия (моделировать эту жизнь, воспроизводить основную структуру действий взрослых, но и из потребности осмыслить и пережить основные ценности и смыслы отношений человека к действительности и людей друг к другу, т. е. симво-лизировать эту жизнь. Подобное «символическое» отношение особенно явно выступает, когда ребенок в игре передает наиболее эмоционально значимые события, неоднократно воспроизводя страх, радость, горе, победу. Здесь уже главным становится воспроизведение не определенных действий и взаимодействий взрослых, а тех переживаний, которые ребенок связывает с определенными событиями. На этом основаны и возможности использования игры как способа коррекции эмоциональных отклонений в развитии ребенка.

6 слайд Развитие у детей характерных для их возраста способностей имеет существенный общеразвивающий эффект. Эту проблему можно обсуждать особо, но здесь мы отметим, что этот эффект в основном проявляется в следующем:

возможности самостоятельно анализировать реальную ситуацию (выявлять существенные для решения задачи наглядные свойства объектов и их структуру);

развитии децентрации — умения менять свою точку отсчета как при решении наглядных задач (например, в задачах на пространственную ориентировку, так и в ситуациях общения (например, слушание и обсуждение ответов других детей);

развитии замыслов - умения создавать идею будущего продукта (сюжет игры, образ постройки) и план ее реализации.

7 слайд Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические куклы в разных видах деятельности Игры с куклами - едва ли не самая продолжительная ролевая игра: начинаясь в младшем дошкольном возрасте, она сохраняется до возраста подросткового.

Доклад из опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством разных видов деятельности» Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений.

Использование моделей в разных видах деятельности по экологииИспользование моделей в разных видах деятельности по экологии Изучать взаимоотношения организмов с окружающей средой и между собой нам помогает зеленый домик "Экология". Дом, домик- это то,что.

Консультация для воспитателей «Математика в разных видах деятельности» Математика в разных видах деятельности Математика, как и другие науки, рождалась в древности из попыток человека научиться ориентироваться.

Консультация «Развитие познавательных способностей детей в процессе формирования представлений о человеке» Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается.

НОД «Цирка яркие огни». Развитие мелкой моторики в разных видах деятельности Предлагаю вниманию воспитателей, логопедов непосредственно образовательную деятельность,которую я проводила с детьми подготовительной логопедической.

Ориентировка в пространстве в разных видах образовательной деятельности Ориентировка в пространстве в разных видах образовательной деятельности. 1 слайд «Пространственная ориентировка осуществляется на основе.

Осень в разных видах деятельностиОсень в разных видах деятельности В рамках проекта "Краски осени" ребята попробовали изобразить красоту осени при помощи разнообразных творческих методов и вот что им больше.

Консультация «Развитие познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством коллекционирования» Должность: воспитатель Фамилия, имя, отчество: Кузнецова Светлана Александровна Учреждение: МАДОУ «Детский сад №108» г. о. Самара Тема статьи:.

Использование подвижных игр в разных видах деятельности Тезисы выступления на педсовете «Использование подвижных игр в разных видах деятельности» Следует знать, что здоровье ребенка – динамический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие познавательных способностей в разных видах деятельности»
Опубликовано: 29 марта 2016 в 21:42
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие познавательных способностей в разных видах деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Янцен (УИ 231726) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД