Ольга Янцен
Консультация «Развитие познавательных способностей в разных видах деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд Программа нацелена на развитие способностей дошкольников в процессе детских видов деятельности.
В программе выдерживается двойная логика развития : с одной стороны – это овладение действиями с такими средствами, как сенсорные эталоны, символы, модели, по вполне определенной, отработанной в многочисленных исследованиях последовательности; с другой - это овладение «языком» каждой детской деятельности : игры, конструирования, литературно-художественной деятельности и др.
Публикация «Консультация „Развитие познавательных способностей в разных видах деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Естественно, что и логику средств, и логику деятельностей ребенок открывает, «со-творяет» вместе со взрослым. Взрослый организует деятельность детей, в процессе которой он передает ребенку опыт в особых, присущих дошкольнику, формах обучение.
2 слайд Для ребенка-дошкольника основной путь развития - это эм-пирическое обобщение, т. е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Эмпирические обобщения, как справедливо указывает В. В. Давыдов, опираются, прежде всего, на наглядные представления ребенка. Осуществляются такие обобщения с помощью образных средств.
Поэтому основное в образовании дошкольника - это организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать в обобщё нном виде с помощью наглядного средства: эталона, символа, условного"'заместителя," модели.
3 слайд Первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма его организации - это наблюдение и эксперимен-тирование. На особую роль экспериментирования в развитии дош-кольника справедливо указывает Н. Н. Поддьяков. Так, при ознакомлении с природными явлениями, временами года ребенок обязательно сначала получает опыт наблюдения и экспериментирования. Например, зимой он действует со снегом и со льдом, выявляет некоторые их свойства, наблюдает такие явления, как снегопад, буря, метель и т. п. Задача взрослого - создать условия для такого экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом. Только затем взрослый помогает обобщить этот опыт, выделить то, что наиболее характерно для зимы, и подводит детей к возможному обозначению: зиму можно обозначить кружком, квадратом, пятнышком белого цвета; снежинкой; сосулькой и т. п. Способ означения не задается ребенку, он не формален для него, а открывается им как естественное обобщение его опыта с помощью взрослого.
4 слайд При работе с детьми важно различать формы организации опыта. Так, если в первом случае мы подводим ребенка к установлению некоторых объективных зависимостей, значений и к их фиксации в виде условных знаков, то во втором случае ориентируем ребенка на выражение своего отношения к этой действительности, на выявление и обозначение смысла ситуации в символической форме.
5 слайд Наряду с характеристикой средств (знаковые и символические средства) важно знать характеристику тех видов действий, которые производят с ним. Было выявлено 3 основных позиции субъекта по отношению к действительности.
Первый способ взаимодействия с реальностью - нормативно-стабилизирующий. Его применение направлено на освоение и ис-пользование существующих в культуре норм в широком смысле слова (включая и нормы познания и др.). В основе данного способа лежит, преимущественно, применение знаковых средств.
Второй способ - смыслообразующий, направленный на поиск личностного смысла и выражение собственного отношения к ситуации. Этот способ включает в себя, прежде всего, процессы «эмоционального воображения» (по А. В. Запорожцу) и базируется, в основном, на использовании символических средств.
Третий способ - преобразующий (диалектический, направленный на преобразование реальности и разрешение противоречивой ситуации путем оперирования противоположностями. Этот способ включает в себя действия, как со знаковыми, так и с символическими средствами.
Указанные способы определяют три вида познавательных способностей : нормативно-стабилизирующие, способности к символическому опосредствованию и способности к преобразованию.
Эти способности можно выявить в любой деятельности ребенка. Так, в игре ребенок, с одной стороны, передает строение, структуру деятельности взрослого (например, врач лечит больного, а с другой стороны, игровая роль и ее строение позволяют ребенку отображать свое понимание этой роли в жизни, выражать в игре свое отношение к роли как к определенной жизненной позиции. Например, доктор - это не просто последовательность действий по лечению больного, но и «изображение» милосердия; мама-это доброта и забота; мушкетер - это отвага и верность в дружбе и т. п. Можно полагать, что игра рождается не только из потребности жить жизнью взрослых в плане действия (моделировать эту жизнь, воспроизводить основную структуру действий взрослых, но и из потребности осмыслить и пережить основные ценности и смыслы отношений человека к действительности и людей друг к другу, т. е. симво-лизировать эту жизнь. Подобное «символическое» отношение особенно явно выступает, когда ребенок в игре передает наиболее эмоционально значимые события, неоднократно воспроизводя страх, радость, горе, победу. Здесь уже главным становится воспроизведение не определенных действий и взаимодействий взрослых, а тех переживаний, которые ребенок связывает с определенными событиями. На этом основаны и возможности использования игры как способа коррекции эмоциональных отклонений в развитии ребенка.
6 слайд Развитие у детей характерных для их возраста способностей имеет существенный общеразвивающий эффект. Эту проблему можно обсуждать особо, но здесь мы отметим, что этот эффект в основном проявляется в следующем:
возможности самостоятельно анализировать реальную ситуацию (выявлять существенные для решения задачи наглядные свойства объектов и их структуру);
развитии децентрации — умения менять свою точку отсчета как при решении наглядных задач (например, в задачах на пространственную ориентировку, так и в ситуациях общения (например, слушание и обсуждение ответов других детей);
развитии замыслов - умения создавать идею будущего продукта (сюжет игры, образ постройки) и план ее реализации.
7 слайд Спасибо за внимание!