Наталья Решетова
Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности.
Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность. Определить правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недооценивают или переоценивают свои силы. Желание выглядеть сильными и смелыми перед товарищами заставляет ребенка нарушать правила безопасности жизнедеятельности.
Публикация «Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности» размещена в разделах
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не только оберегать от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения.
И не случайно, одним из компонентов содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС ДО - является формирование основ безопасного поведения в быту и социуме.
Поэтому главная цель работы педагога в доступной, занимательной форме формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил безопасности, вооружить детей знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.
Работа в данном направлении должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:
• организованные формы обучения на занятиях,
• совместную деятельность взрослого и ребенка,
• самостоятельную деятельность ребенка,
• воспитание навыков поведения,
• ознакомление с окружающим,
• развитие речи,
• художественную литературу,
• конструирование,
• изобразительное искусство,
• игру.
Таким образом, задачи педагогической работы по профилактике безопасного поведения детей решаются интегрированно, в ходе освоения всех образовательных областей.
Изучив литературу, а также учитывая ситуацию в современном мире можно выделить ряд опасностей:
- опасности дома,
-опасности на дороге и улице,
-опасности на природе,
-опасности при общении с животными,
- опасности в общении с незнакомыми людьми.
Оптимальным методом формирования основ безопасного поведения в детском саду является игровое обучение. Используются методы убеждения, игровые и развивающие методы, метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, метод эвристических и поисковых ситуаций. Кроме этого, очень полезны ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогающие закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников. В работе применяются различные дидактические игры: "Знаешь ли ты?", "Источники опасности", "Четвёртый лишний ", "О чём говорит светофор", "Разложи по порядку», «По грибы»…
Как указывается в современных исследованиях по обучению детей безопасному поведению «…большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности» в том числе и противопожарной. Поэтому большое внимание уделяется художественной литературе, в ознакомлении с которой дети на примере литературных персонажей анализируют их поведение и поступки, решают, как бы сами поступили в данной ситуации.
-«Кот, петух и лиса» (если тебя обхитрили, обманули и ты попал в беду, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума. Держись, помощь придёт).
-«Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят» (Доверие к людям – прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна, никого не пускай к себе домой, когда ты один).
-«Кошкин дом» С. Я. Маршак (Не играй со спичками, будь осторожен с огнем).
При решении задач, поставленных в данных ситуациях, педагог помогает детям сделать выводы о последствиях неправильного обращения с опасными предметами, научиться правильно, действовать в опасной ситуации. Можно переделать сказки так, чтобы дети могли сами закончить ее и найти выход из сложившейся ситуации.
Педагог должен учить детей не забывать убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и группе – не только для чистоты, но и для безопасности. Очень эффективны выставки детского творчества на данную тематику, буклеты для родителей, организуются уголки безопасности для детей и родителей.
Наш детский сад уделяет особое внимание обучению детей Правилам дорожного движения. Коллективом ДОУ накоплен богатый опыт по обучению детей дошкольного возраста Правилам Дорожного Движения, проводится работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, когда на всех уровнях ребёнок становится вовлечённым в практическую, продуктивную, творческую деятельность. Работа начинается с младшего дошкольного возраста и выстраивается до детей подготовительной группы.
Развитие безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов, но если мы будем постоянно одергивать ребенка, то из него вырастет запуганное, беспомощное создание. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, т. к. от этого зависят их здоровье и жизнь. Существует ряд предметов, которыми детям дошкольного возраста категорически запрещается пользоваться: спички, розетки, газовые и электрические плиты и т. д., здесь, как нигде, уместны прямые запреты. В то же время необходимо предупредить ребенка о возможных последствиях, не напугав его. При этом необходимо воспитание таких качеств как ориентировка в окружающей действительности, самостоятельность и ответственность.
Прогулка имеет большое значение в плане формирования навыков безопасного поведения детей.
В первую очередь, с детьми проводится вступительная беседа на тему: «Правила поведения на участке детского сада во время прогулки», в ходе которой дети учатся соблюдать правила безопасного поведения на участке детского сада. Они должны знать границы своего участка, им напоминается об опасностях, которые могут подстерегать их на участке.
Во время проведения наблюдений предметом особого рассмотрения становятся такие вопросы:
Зима. «Осторожно! Скользко!» – дети знакомятся с правилами безопасности в зимнее время-гололед. На прогулке особое внимание уделяется вопросу: «Зимой на горке». В ходе проведения опытно-экспериментальной работы с сосулькой, обращается внимание на то, что сосульки могут быть опасны для человека, дети учатся предвидеть опасность, формируются навыки безопасного поведения.
Весна, лето. Наблюдения за насекомыми, животными, растениями - продолжаем формировать элементарные представления о способах взаимодействия с данными объектами. Для примера рассматриваем вопрос: «Общение с незнакомыми животными». Детям разъясняем, что контакты с животными иногда могут быть опасными, поэтому нужно заботиться о своей безопасности.
Следующим компонентом являются подвижные игры. Формирование навыков безопасного поведения детей происходит при организации самих игр и при использовании спортивного инвентаря («Отважные пожарные», «Горит-не горит» с мячом, «Тушим пожар» с песком, «Автобус», «Светофор», «Работник ГБДД»).
Актуальность проблемы, наша повседневная жизнь, не говоря уж об экстремальных ситуациях, таит множество опасностей. И для каждого из нас важно знать и уметь правильно вести себя в этих ситуациях. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок и стереотип поведения в окружающем нас мире. И всё, что ребёнок усвоит в детстве, прочно останется у него навсегда.