Получи документы

Формирование гражданской позиции воспитанников через различные виды деятельности (описание опыта работы)

Попова Вера Анатольевна
Формирование гражданской позиции воспитанников через различные виды деятельности (описание опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность темы.

На сегодняшний день, наравне с другими стратегическими целями государства, немаловажное значение занимает гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Через стремление к стабильному и устойчивому социальному развитию общества определяются содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания, которые направлены на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Публикация «Формирование гражданской позиции воспитанников через различные виды деятельности (описание опыта работы)» размещена в разделах

В настоящее время по всей России ведется всесторонняя работа по формированию гражданского общества и правового государства. Все это вносит изменения и в систему современной общеобразовательной школы.

Воспитание гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как основополагающее направление в образовании. Результатом учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения для воспитанников являются самореализация личности в период обучения и после него, социализация её в обществе, адаптация к изменениям на рынке труда.

Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию детей. М. Е. Салтыков-Щедрин писал: «И в торжественные годины и в будни идея Отечества одинаково должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает право назвать себя гражданином».

Формирование гражданского самосознания должно проходить через собственное чувствование каждого человека. Родина нуждается в каждом из своих сынов и дочерей, которые, используя свои права и свободу, неукоснительно соблюдают свои обязанности перед государством, другими людьми. Забота об общем благе является основой благосостояния каждого.

В любом обществе на любом этапе его развития образование выполняет социальный заказ.

Именно в период утраты идеалов возрождение страны начинается с патриотизма, формирования русского национального самосознания.

Сегодня, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стране стала всё более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне. В октябре 2010 года правительством Российской Федерации утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 г. г.», предусматривающая «неотложность решения острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества».

Возникает острая необходимость в переосмыслении вопросов гражданско-патриотического воспитания участниками воспитательного процесса. Не отказываясь от прежних традиций, достижений в этом направлении надо многое изменить в подходах и содержании воспитательной работы. Всё это определяет актуальность данного опыта.

Новизна опыта : интеграция внеурочной деятельности детей, направленной на формирование условий для формирования гражданской позиции воспитанников.

Данная интеграция дает возможность взаимодополнять и взаимообогащать каждый компонент образовательного пространства. Подобная система позволяет создать условия, способствующие

активизации познавательного интереса, обеспечивающего мотивацию воспитанников в творческой деятельности;

созданию атмосферы активности и практической деятельности;

разработке и внедрению алгоритмов проектно-исследовательской деятельности;

организации систематического мониторинга с целью выявления результативности проделанной работы.

Ведущая педагогическая идея.

Сухомлинский В. А. писал: «Я стремлюсь к тому, чтобы уже в годы детства в сознании каждого маленького гражданина утверждалась нерушимая, незыблемая, непреложная вера в нравственные святыни нашего Отечества, народа. Но ни во что не верящий человек не может быть ни духовно сильным, ни нравственно чистым, ни мужественным». Высокая нравственность гражданина предполагает высокую отдачу в служении Отечеству, делу, человеку, что является составляющими патриотизма. Воспитание любви к Отечеству в современных условиях является делом непростым. Пессимизм, поразивший значительную часть взрослого населения по причине трудностей переживаемого момента, передается детям и подросткам. Это проявляется в снижении их гражданской активности, общей культуры, невостребованности интеллектуальных способностей, утрате нравственных качеств. В таких условиях тем более важно вселять оптимизм в души воспитанников, осуществлять патриотическое воспитание на глубоком изучении исторического прошлого своей Родины.

В «Повести временных лет» имеет место описание того, как князь Святослав в трудную минуту обратился к воинам с такими словами: «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми тут, мертвый сраму не имут…». В России с древнейших времен и на протяжении всей истории патриотизм является одним из главнейших приоритетов. Какой же смысл отходить от традиций патриотизма? Поэтому ведущая педагогическая идея опыта заключается в воспитании любви к Отечеству, преданности и верности ему на основе знания истории родной страны и уважения к славным страницам прошлого нашей Родины. Чувство патриотизма, воспитанное не поучениями и нравоучениями, а примерами героической борьбы, подвигов, талантов русского народа высветит и все остальные позитивные качества растущего человека.

Диапазон опыта.

Представленный опыт работы является единой системой «педагог – родитель – воспитанник»; «воспитательное мероприятие - межпредметные связи – внеурочная деятельность в рамках ФГОС».

Сущность опыта.

Сущность опыта заключается в создании условий для формирования чувства патриотизма и гражданской зрелости через систему знаний и умений, опирающуюся на субъективный опыт личности школьника, через организацию различных видов деятельности, для достижения высокого уровня компетентностей воспитанника.

Патриотическое воспитание на мероприятиях - процесс воздействия на воспитанников с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны.

Теоретическая база опыта.

Через всё литературно-педагогическое наследие В. А. Сухомлинского красной нитью проходит мысль о воспитании патриотизма, понятие «Родина» выступает узловым пунктом его педагогической теории и практики. И это справедливо, поскольку человек как существо родовое формируется в питательной среде отечественной культуры и утверждает себя своею деятельностью в качестве её субъекта. Сухомлинский увязывает понятие «Родина» с понятиями «человек», «смысл жизни», «труд», «долг", "семья», «верность», «традиции» и доказывает, что привязанность к Родине и преданность ей человека, в конечном счёте выступают мерой его социальной зрелости и жизненно значимых проявлений.

В педагогической основе моего опыта лежат идеи Л. С. Выготского (теория развития мышления, В. В. Давыдова (теория развивающего обучения, Ш. А. Амонашвили (принципы гуманистической педагогики, И. С. Якиманской (личностно-ориентированный подход, Н. Г. Алексеева (исследовательская деятельность как основа формирования мировоззрения).

Технология опыта.

Целью педагогической деятельности является создание условий для формирования активной гражданской позиции, воспитания патриотизма и национального характера на основе субъективного опыта воспитанников.

Достижению этой цели служит решение задач по формированию следующих качеств личности воспитанника :

1. Повышение чувства ответственности за свои поступки, действия;

2. Формирование устойчивой активной жизненной позиции гражданина - патриота своей Родины;

3. Социализация личности;

4. Любовь к Отечеству, к людям.

Формированию гражданской позиции воспитанников способствует активное применение в педагогической деятельности современных образовательных технологий:

здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности;

технология исследовательской деятельности;

информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

игровая технология.

Игровые технологии. Я считаю, что использование на мероприятиях игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в мероприятие игровых моментов делает процесс воспитания более интересным, создает у воспитанников хорошее настроение, облегчает преодоление трудностей. Я использую их в различных мероприятиях. Деловые игры «Суд природы над человеком», «Выборы» способствуют формированию устойчивой жизненной позиции воспитанников.

Тестовые технологии. Их я использую на различных этапах мероприятия, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения и воспитания. Тестовые задания составляю с учётом специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности воспитанников.

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на занятии. Это работа воспитанников в статической паре, динамической паре, она позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом воспитанник может побывать как в роли педагога, так и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на мероприятии.

Здоровьесберегающие технологии. При подготовке и проведении мероприятия учитываю дозировку изучаемого материала с учетом динамичности воспитанников, их работоспособности, соблюдением гигиенических требований, благоприятного эмоционального настроя, профилактики стрессов (работа в парах, группах, стимулирование воспитанников, оздоровительных моментов и смены видов деятельности, помогающих преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность.

Проектная и исследовательская деятельности школьников, как средство реализации системно-деятельностного подхода, обеспечивают включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, создавая для каждого адекватную нагрузку. Метод проекта способствует развитию следующих личностных качеств воспитанника : познавательность, эмоциональность, творческий потенциал, коммуникативную компетенцию. Их использование позволяет сформировать активную жизненную позицию детей, развить творческое мышление, умение самостоятельно разнообразными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать полученные знания для последующего создания новых объектов действительности. В рамках реализации программы «Азбука патриотизма» разработаны и воплощены проекты : «Дорогой героев», «Я, ты, он, она - вместе дружная семья».

Коллективно-творческое дело – это форма работы, которая направлена на развитие творческих, интеллектуальных способностей, реализацию коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместной работы. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяет создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование, сплочение классного коллектива и развитие личности учащегося на основе усвоения способов деятельности. С воспитанниками интерната были организованы КТД: «Подарок ветерану», акция «Посылка солдату».

Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:

- умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность;

- способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;

- умение устанавливать контакты с другими людьми;

- готовность к объединению для решения личных и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;

- неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью;

- умение любить свою Родину.

Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становится содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями.

Мной была разработана программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Азбука патриотизма», проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Дорогой героев».

Данная программа представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом. Содержание программы раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся. Данную программу следует рассматривать как шаг на пути решения проблемы воспитания гражданина.

Воспитание и социализация детей, обеспечивающие их духовно-нравственное развитие, интегрируют во все основные виды их деятельности : урочную, внеурочную.

Базовые ценности отражены в содержании воспитательных мероприятий :

• Праздник «День Земли»;

• Семейные часы, посвящённые малой Родине;

• Выставки рисунков «Война глазами детей»;

• Творческая мастерская «Подарок ветерану»;

• Экскурсия в школьный музей;

• Военно-спортивый турнир «Герой дня»,

• Конкурсная программа «Морское рандеву»;

• Встреча с ветераном Великой Отечественной войны;

• Организация и проведение праздничных концертов ко Дню Победы.

Воспитательная работа в интернатской группе-семье была многоплановой и разносторонней.

Как педагог я приняла участие в районном конкурсе «Урок года-2013», где мероприятие «Терроризм – угроза национальной безопасности России» стало победителем в номинации «Лучшее воспитательное мероприятие». Целью данного мероприятия было формирование у учащихся толерантности, неприятия идей ксенофобии.

В рамках месячника «Сыны Отечества» и окружного проекта «Знамя Победы» провела мероприятие «Что? Где? Когда?», где приняли участие наши воспитанники.

Воспитанник 3 семьи Кондыгин Валера занял 3 место в районном конкурсе «Живая классика».

Урок мужества – урок памяти, посвящённый 85-летию со дня рождения В. Солдатова, расширило представление воспитанников о поступке, которое мы называем подвигом.

Деловая игра «Суд над человеком» способствовала формированию устойчивой жизненной позиции воспитанников.

Вывод: Решению поставленных задач способствовала деятельность в следующих направлениях: воспитание гражданина и патриота своей Родины через изучение ее правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;

• организация всестороннего изучения социальных, культурных, психологических особенностей детского возраста, ценностных ориентаций школьников, их интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых методик;

• развитие многообразной внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций;

• усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, в художественной, клубной и досуговой организованной активности, занятиях спортом.

Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание осуществляется на двух уровнях: эмоционально-чувственном, поведенческом.

На эмоционально-чувственном уровне развивалось чувство привязанности к Родине. На поведенческом уровне проведена подготовка воспитанников к взаимодействию с другими людьми, привиты навыки поведения в соответствии с общественными нормами, а также законопослушность.

Результаты:

1. Повысился уровень знаний обучающихся школы-интерната в вопросах организации социально-значимой деятельности и формирования навыков социального проектирования. Воспитанники стали активны в конкурсных мероприятиях различного уровня, повысился уровень результативности:

№ Уровень Название конкурса Результат

2013-2014 учебный год

1 Районный Районный заочный конкурс методических разработок «Урок года- 2013» Победитель

2 Районный Конкурс «Я и дорога» - номинация «Внеклассное мероприятие». 3 место

3 Районный Районный конкурс социальных рисунков «Я - маленький гражданин» Гран-при

4 Районный Конкурс военно-спортивной игры «Командарм-14» Победитель

5 Районный Окружной конкурс творческих работ «Патриот России - патриот Ямала» Поощрительный приз

6 Районный X районная выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества воспитанников интернатных учреждений «Мама Ямала» 3 место

7 Районный Районный тур II Международного конкурса юных чтецов «Живая классика» 3 место

8 Районный Муниципальный этап Всероссийского конкурса школьных проектов, посвященных 20-летию Конституции РФ 2 место

2014-2015 учебный год

9 Районный XI районная выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества воспитанников интернатных учреждений, посвященная 70-летию А. Т. Лапсуй 1, 2 места

10 Районный Районный тур III Международного конкурса юных чтецов «Живая классика» Благодарность за участие

11 Районный Конкурс проектов «Возьмёмся за руки, друзья» 1 место

12 Районный Районный (заочный) конкурс творческих работ обучающихся «Памяти павших будем достойны» 2 место

13 Районный Муниципальный тур XI международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадёры, вперёд!» 2 место

14 Районный Районный заочный конкурс по правилам дорожного движения «Я и дорога» 1 место

2. 100% вовлеченность ребят в систему внеурочной деятельности, дополнительного образования.

3. Активность ребят при организации и проведении различных мероприятий в школе, поселке.

4. Отсутствие воспитанников, состоящих на учёте в КДН и ЗП, на ВШК.

5. Наблюдение динамики роста уровня воспитанности.

6. Повысился показателей активности всех целевых групп, позволяющей обеспечить новые уровни взаимодействия их друг с другом, поддержка механизмов и моделей социального партнерства (Администрация села Салемал, МБДОУ «Золотая рыбка», сельский дом культуры «Сияние Севера» и др.).

7. Повысился уровень гражданской активности и правовой компетентности обучающихся школы-интерната.

Заключение:

Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.

Для того, чтобы знания моих воспитанников были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Именно на это, как мне кажется, и ориентированы педагогические технологии, о которых я сегодня рассказала.

Только любовь, осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. Если ребенок с детства принимает активное участие в жизни школы, района, то у него закладываются основы правовой грамотности, понимание гражданской активности

Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование, формирование гражданской позиции – в это миссия объединения.

Литература:

1. Аронов А. А. Воспитывать патриотов. Книга для учителя. - М. : Просвещение, 2013.- 175с.

2. Джордж Бернард Шоу. Изречения. - Анима, 2011.-312с.

3. Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика. Высшая школа, 2014.- 216с.

4. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 3/ Под ред. проф. Д. Ушакова. - М. : ТЕРРА, 1996.- 712с.

5. «От трагедии войны к культуре мира» (из опыта гражданско – патриотической работы)//Воспитание школьников, №2, 2013.

6. Россия на рубеже тысячелетий// Независимая газета, 1999, 12 декабря.

7. Электронный ресурс – Режим доступа: www.scienceforum.ru/2013/82/6276

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование культуры безопасности у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС через разные виды деятельности На протяжении всего пути развития человечества по вопросам безопасности личности уделялось большое внимание в связи с тем, что человека.

Развитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности у детей раннего возраста (из опыта работы)Развитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности у детей раннего возраста (из опыта работы) Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал "Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев,образно говоря,идут.

Формирование лингвистической компетентности учащихся начальной школы через различные стратегии письма Формирование лингвистической (языковой) компетентности учащихся начальной школы через различные стратегии письма Беляева Елена Валерьевна,.

Интеграция физической культуры в различные виды деятельности в ДОУ Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику.

Обобщение опыта работы по теме «Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников через сюжетно-ролевую игру» Обобщение опыта работы на тему: «Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников через сюжетно - ролевую игру» Калашниковой.

Описание опыта работы педагога Весь свой педагогический опыт и стаж я получила в моем любимом детском саду «Незабудка» в красивейшем селе Нижняя Синячиха. Работа с дошколятами.

Описание опыта работы по патриотическому воспитанию Описание опыта работы по теме: «Приобщение дошкольников к общечеловеческим и национальным ценностям, как основа формирования нравственного.

Описание опыта работы «Познавательное развитие дошкольников в изобразительной деятельности через проектную деятельность» Описание опыта работы «Познавательное развитие дошкольников в изобразительной деятельности, через проектную деятельность» Искусство несет.

Описание опыта работы воспитателя в выразительности речи через театральную деятельность детей старшего дошкольного возрастаОписание опыта работы воспитателя в выразительности речи через театральную деятельность детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Гвоздевская Ольга Сергеевна МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 4», г. Уссурийска. «Мы не должны превозноситься.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование гражданской позиции воспитанников через различные виды деятельности (описание опыта работы)
Опубликовано: 26 октября 2017 в 19:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование гражданской позиции воспитанников через различные виды деятельности (описание опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Попова Вера Анатольевна (УИ 1310904) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД