Айсель Джафарова
Развитие произвольности и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Родители часто жалуются, что ребенок невнимательный, крутится — вертится на занятиях, не дослушивает задание? Это поведение говорит о нарушении в произвольной сфере, а также о нарушении внимания.
Произвольность поведения и деятельности, складывающиеся в период дошкольного детства. Как известно из работ Л. И. Божович, Л. С. Выготского, И. В. Дубровиной, Е. О. Смирновой и др., в период дошкольного детства поведение ребенка во многом непосредственно, поэтому важно вести целенаправленную работу по формированию произвольности поведения и самоконтроля, как составляющей готовности к обучению в школе
Публикация «Развитие произвольности и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Рассмотрим основные понятия:
Способность регулировать свои эмоции, поведение и мысли, принимать осознанные решения и реализовывать их называется самоконтролем. Его развитие начинается с первого года жизни и продолжается вплоть до 20–25 лет. Однако именно в дошкольном возрасте самоконтроль является ключевой линией развития личности. К тому же способность контролировать себя входит в перечень требований, определяющих готовность ребёнка к школе.
Каково значение самоконтроля? Самоконтроль помогает легче переносить трудности, физические, психологические и интеллектуальные нагрузки. Произвольность – способность подчинять воле, целям, требованиям поведения, психические процессы, тормозить импульсивное поведение.
Со слов Льва Семёновича Выгодского произвольность — это «способность ребенка управлять своей внутренней и внешней деятельностью».
Вопрос педагогам «Что должно быть сформировано при наличии произвольности?» Произвольность включает следующие умения:
• Четко осознавать необходимость подчинения конкретному правилу.
• Ориентация на выполнение заданных требований.
• Быть внимательным к говорящему, готовность выполнять задания говорящего.
• Если есть наглядный образец, уметь выполнять задание в самостоятельной деятельности.
Условия становления произвольного поведения у детей дошкольного возраста
Становление произвольности является многокомпонентным процессом, который требует обязательного формирования целостной системы осознаваемой саморегуляции. Е. П. Ильин в общем виде выделяет следующие факторы для развития произвольности как «силы воли» :
– деятельность, в том числе комплекс ситуаций, требующих преодоления препятствий и затруднений;
– требования, инструкции предъявляемые к ребенку и одновременно контроль за их выполнением;
– самовоспитание «силы воли» как самосовершенствование личности;
– использование психорегулирующей тренировки
Указанные выше факторы в дошкольном детстве представлены частично, т. к. произвольность поведения только начинает складываться в этот период и произвольные действия сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными.
Изучив исследования В. И. Андреева, А. Я. Найна, Н. М. Яковлевой, Н. В. Ипполитовой, М. В. Зверевой, Б. В. Куприянова, С. А. Дыниной и др., можно сделать вывод, что педагогические условия – один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и предметно-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие
Перечислим педагогические условия:
1. Активизация игр детей по правилам - (ролевые, дидактические, подвижные, предполагающие приложение волевых усилий со стороны детей-участников является наиболее эффективным условием формирования произвольного поведения в дошкольном возрасте. В играх по правилам дети соотносят свое поведение с образом поведения, который задан в правиле, а значит, задумываться: «правильно ли действую?».
Для формирования регуляторных способностей через игры с правилами необходимо соблюдать последовательность этапов работы:
1) знакомство с правилами игры (прямое руководство, воспитатель играет ведущую роль);
2) организация игры с правилами совместно с детьми (воспитатель в роли координатора по выполнению правил игры);
3) самостоятельная организация игры детьми (без помощи взрослого).
2. Оптимизация продуктивной деятельности старших дошкольников - в первую очередь конструирования, которое можно рассматривать как универсальную интегрированную деятельность, способствующую всестороннему развитию ребенка.
Конструирование - целенаправленный процесс создания определенного результата, требующий от ребёнка организации внимания на схему, образец, выполнение определённых этапов работы, оценка своёй деятельности.
3. Обучение детей посильным приемам самоконтроля за элементарными действиями, что обеспечивает ориентацию детей не только на результат, но и на процесс деятельности.
Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в повседневной, обыденной жизни. Есть множество таких обычных дел, убрать в комнате, поухаживать за братом или сестренкой, в крайнем случае, за кошкой, помыть посуду и т. д.
4. Поощрение и подбадривание ребенка в случаях, когда он проявляет произвольное поведение, что влечет за собой закрепление позитивного отношения ребенка к самому себе, укрепляет его самооценку и позволяет продемонстрировать пример сверстникам.
С какими проблемами столкнётся ребёнок с низким уровнем самоконтроля и произвольности :
• Импульсивность действий
• Малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля при выполнении задания
• Отсутствие целенаправленности в работе
• Нарушение или утрата программы деятельности
• Отказ выполнять задание в ситуации, когда от ребёнка требуют объяснить процесс его выполнения
• Большое количество ошибок при «безречевом» выполнении задания
• Неприятие или неосознанное выполнение правил поведения.