Анна Морозова
Картотека игр на развитие произвольности и самоконтроля. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Не секрет, что в наше время произвольность детей (умение управлять собой, следовать правилам) находится на довольно низком уровне.
Дети плохо контролируют собственное поведение, нарушают правила игр, у них преобладают импульсивные реакции. Часто для них характерна двигательная расторможенность, несобранность, рассеянность.
Им трудно выполнять действия по заданному алгоритму, часто выполняют указания взрослого не так, как нужно, а так, как им захочется или как получится.
Однако следует помнить, что с уровнем развития произвольности тесно связано умение обучаться
.
Публикация «Картотека игр на развитие произвольности и самоконтроля, Часть 1» размещена в разделах
Поэтому игры и упражнения на развитие произвольности и самоконтроля будут полезными не только гиперактивным детям или детям с дефицитом внимания, но и всем детям.
Сосед, подними руку!
Играющие, стоя или сидя, образуют круг. Выберите по жребию водящего. Водящий должен встать во внутрь круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть, не меняя положения. А оба соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, то есть ту руку, которая находится ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, то есть поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями. Играют на установленное время. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим или, хотя бы, меньше всего водил.
Волшебное слово.
Взрослый подаёт команды к выполнению различных движений. Дети выполняют это движение только в том случае, если взрослый произнесёт слово «Пожалуйста!».
Если во фразе вы его произносите (например, говорите: "Поднимите, пожалуйста, руки вверх!", то дети выполняют вашу просьбу. Если вы просто говорите свою просьбу (например, "Хлопни три раза в ладоши!", то дети ни за что не должны выполнять это действие.
Замри.
В этой игре детям необходимо быть внимательными и суметь преодолеть двигательный автоматизм, контролируя свои действия.
Включите музыку. В такт музыке дети должны прыгать — ноги в стороны, затем вместе. Прыжки также сопровождаются хлопками над головой и по бёдрам. Внезапно музыка замолкает, а дети должны застыть в той позе, на которой затихла музыка. Ребёнок, которому это не удалось, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.
Костер.
Сесть в круг, представить, что в центре круга - костер. Выполнить команды взрослого:
• "жарко" - отодвинуться от воображаемого костра;
• "руки замерзли" - протянуть руки к костру;
• "ой, какой большой костер" - встать и помахать руками;
• "искры полетели" - похлопать в ладоши;
• "костер принес дружбу и веселье" - взяться за руки и ходить вокруг костра.
Запреты.
Вариант 1. Выбирается одно движение, которое запрещается выполнять, даже если ведущий показывает его. Дети (или ребенок) встают лицом к ведущему. Под музыку повторяют движения, которые он показывает. Тот, кто повторит запрещённое движение, выходит из игры.
Вариант 2. Ведущий называет вслух цифры. Играющие повторяют их хором, кроме одной, повторять которую запрещено. Когда ведущий называет запрещенную цифру, нужно хлопнуть в ладоши.
Кричалки, шепталки, молчалки.
Заранее готовятся специальные сигнальные карточки в виде кружков, окрашенных в красный, синий и желтый цвета. После того, как поднимается красный круг, дети начинают громко разговаривать; желтый круг - говорить шепотом. Заканчивается игра зеленым кругом - дети должны замолчать.
Говори!
Данная игра научит контролировать импульсивные действия.
Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
Взрослый говорит условия игры: я задаю вам вопрос, на который можно отвечать только после команды «Говори!» Каждый раз, когда взрослый задаёт вопрос, необходимо сделать небольшую паузу и только потом произносить «Говори». Тот из детей, кто ошибся, выбывает.
Азбука Морзе.
Вариант 1. Взрослый стучит по твердой поверхности.
Дети должны рисовать различные значки в ответ на условный сигнал, например: на один стук рисуем галочку, на два стука кружочек, на три стука палочку.
Вариант 2. взрослый стучит по твердой поверхности. В ответ на стук дети поднимают правую руку (на один стук, левую руку (два стука, топают ногой (три стука).
Болгария.
Детям дается инструкция: «Представьте, что вы оказались в Болгарии, здесь чтобы ответить «нет» нужно кивнуть головой, а чтобы сказать «да» - покачать головой из стороны в сторону. Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайся правильно на них отвечать, кивая или качая головой». Например: «Сейчас утро?»; «Вы завтракали?», «Вы любите мультфильмы?», «Вам нравится заниматься?»; «Сегодня ясная погода?», «Яблоко – это фрукт?» и т. п.
Рыбалка.
Для игры понадобится бубен.
Дети – рыбки плавают под звон бубна, как только бубен перестал звенеть, значит, приплыл рыбак, и дети должны замереть на месте. Рыбак приплывает несколько раз. Кто пошевелился – выбывает из игры.
Скалолазы.
Ребенок должен пройти вдоль свободной стены (скалы, фиксируясь, минимум тремя «точками опоры» и единовременно передвигая только одну конечность. Оторвав или передвинув одновременно две конечности, он считается «сорвавшимся». И начинает сначала или получает штрафное очко, которое можно будет аннулировать, отгадав загадку.
Примечание: перед игрой необходимо обеспечить свободный подход к стене – «скале».