Екатерина Гончар
Развитие профессиональной компетентности педагога как условие реализации требований ФГОС доо
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение профессиональной компетентности педагогов –один из факторов эффективности внедрения ФГОС.
Происходящие реформы в системе дошкольного образования так или иначе замыкаются на конкретном исполнителе –педагоге детского сада. И, в первую очередь, на занимаемой им личностно-ориентированной позиции, которая обеспечивает индивидуальное отношение к профессии.
Публикация «Развитие профессиональной компетентности педагога как условие реализации требований ФГОС доо» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества в педагоге могут развиваться только при условии, если педагог активно занимается научно-методической и инновационной деятельностью, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент.
Формирование новых подходов к образованию невозможно без изменения самого педагога, его мобильности, без его постоянного профессионального роста.
Профессиональное развитие педагога дошкольной организации – это длительный, но увлекательный процесс, в котором сейчас нахожусь я. В течение 3-х лет я формируюсь как мастер своего дела, настоящий профессионал. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в педагогическом сообществе.
В нашем детском саду сложилась эффективная система ме-тодического сопровождения реализации образовательного стандарта как для начинающих педагогов, так и для педагогов со стажем. В организации созданы все условия для формирования «основных компетенций, необходимых для создания условий развития детей»(Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования (пп. 3.4.2., а именно:
• Исследовательских:умение оценить методическое мероприятие с по-зиции требований ФГОС; изучение индивидуальных психологических особенностейличности ребенка; проведение анализа результативности образовательного процесса; проведениесамоанализа работы с позиции требований ФГОС;(на слайде)
• Проектировочных:умение разработать сценарий педагогического мероприятия в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей; (на слайде)
• Организаторских:умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям; (на слайде)
• Коммуникативных:умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием; (на слайде)
• Конструктивных:умение отбирать оптимальныеформы, методы и приемы воспитательной работы; реализация деятельностного подхода. (на слайде)[/i]
Основныенаправленияметодических мероприятийв условиях реализации образовательного стандарта – совершенствование образовательного процесса, рефлексия качества работы по повышению профессионального мастерства педагогов, а главное – профессиональныйрост всего коллектива.
Исходя из современных требований, в нашем коллективе определены основные пути развития профессиональной компетентности педагога :
1. Работа в методических объединениях, творческих группах.
2. Исследовательская, экспериментальная деятельность.
3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
4. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях.
5. Обобщение собственного педагогического опыта.
6. Использование ИКТ. (на слайд)
Действенным механизмом фиксирования профессиональных компетен-ций, хорошей мотивационной основой деятельности педагога и развития профессиональной компетентности для меня является «Портфолио». Нали-чие такого информационного банка мотивирует на включение в инновационную деятельность,способствует повышению квалификации, позволяет более широко и разнообразно презентовать свои достижения, умения и направления деятельности.
Но ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Одним из важных условий развития профессионализма, на мой взгляд, является участие в конкурсах профессионального мастерства. Они создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку. Понять значимость конкурсов в жизни педагога может в полной мере тот, кто сам однажды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом.
Такой опыт получила и я. Преодолев свои страхи и сомнения, приняла участие и одержала победу в муниципальном конкурсе педагогического мастерства «Лидер образования. Оленегорск-2017» и региональном конкурсе «Воспитатель года Мурманской области-2018». Участие в конкурсах профессионального мастерства для молодых педагогов, на мой взгляд, во многом решает поставленные задачи. Ведь на протяжении конкурса происходит и обмен опытом и методическими находками между участниками, и неформальное межличностное общение с коллегами, молодой педагог получает возможность поработать с воспитанниками других образовательных организаций, оценить свои силы, свой педагогический потенциал. Всех молодых педагогов призываю занять свою активную жизненную позицию, принимать участие в проводимых мероприятиях и получать от этого колоссальное удо-вольствие
А впереди нас ждет всероссийский конкурс «Воспитатель года» - ог-ромная работа над собой и нашего творческого сплоченного коллектива.