АНЖЕЛА БАРХАТОВА
Совершенствование профессиональной компетентности педагога, как средство повышения качества образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется и в Стратегии развития российского образования до 2020 года, ФГОС дошкольного образования.
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».
Публикация «Совершенствование профессиональной компетентности педагога, как средство повышения качества образования в ДОУ» размещена в разделах
Если разобраться в сути изменений, то можно определить наиболее важные моменты: обучение становится деятельностно-развивающим, которое должно обеспечить формирование личных качеств воспитанников, при этом оно демократичное гуманное, основано на совместной деятельности взрослого и детей. Обозначенные новшества влекут за собой существенные и качественные изменения, прежде всего в практике работы воспитателя. Безусловно, педагог в процессе обучения и воспитания - ключевая фигура.
На современном этапе необходимым аспектом стал пересмотр приоритетов профессиональной деятельности педагогов ДОО и приведение ее в соответствие с тремя важными нормативно-правовыми документами:
- ФГОС ДО (приказ МОиН России от 17.10.2013г. №1155);
- «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н);
- письмо «Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (Минобрнауки России от 06.02.2014 № 09-148).
Уровню профессионализма воспитателя в соответствии с требованиями с требованиями ФГОС и Стандарта педагога отводится большая значимость.
Воспитатель. Какими качествами должен обладать воспитатель сегодня?
Самое главное - любовь к детям. Без этого воспитатель ничего не сможет дать ребятам. В ДОУ главное - это создание психологического комфорта для детей, оторванных от мамы, и условий для развития детей. Умение преподать ребенку тот объем знаний, умений и навыков, который он должен освоить к школе, конечно, очень важно, но, как показывает практика, если ребенку не комфортно в детском саду, обучение не даст должного результата, индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребенку.
Современного педагога невозможно представить без таких качеств, как оптимизм, жизненная активность, коммуникабельность, мобильность, обучаемость, умение идти в ногу со временем, владение компьютерной техникой.
На современном этапе появилось новое понятие «профессиональная компетентность», которая проявляется в способности педагога эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую должностными обязанностями.
Какими же педагогическими компетенциями должен владеть современный воспитатель?
Компетенция инновационной работы и поискового характера деятельности – это умение воспитателей разрабатывать новые или использовать уже известные современные технологии, проекты образовательной деятельности с детьми; эффективно применять те виды сотрудничества с семьями, которые соответствуют целям, задачам и принципам ФГОС; в совершенстве владеть приемами познавательно-развивающего взаимодействия с детьми, методами воспитательно-образовательной деятельности, которые будут содействовать психолого-педагогической поддержке позитивной социализации, развития личности дошкольников и оптимизации образовательного процесса со всей группой воспитанников, что соответствует принципам образовательного Стандарта.
Коммуникационная компетенция. Все педагоги должны быть в достаточной степени общительны, доброжелательны, терпеливы во взаимодействии со своими воспитанниками. Должны уметь организовывать различные виды общения как со всей группой детей, так и в ходе индивидуального взаимодействия с каждым воспитанником. Воспитатели должны владеть различными формами, методами и приемами для создания социальных ситуаций развития в своих возрастных группах.
Прогностическая компетенция предполагает педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса и по реализации программ дошкольного образования со своими воспитанниками; планирование или предвидение возможных изменений в организации образовательной деятельности с детьми:
- на основе результатов педагогической диагностики,
- с учетом особых образовательных потребностей детей,
- с учетом интересов и потребностей семей воспитанников.
Очень важно, чтобы современный воспитатель не только в совершенстве владел содержанием и методикой работы с детьми, но и осуществлял педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса, проводил педагогическую диагностику и на ее основе выстраивал и реализовывал индивидуальные образовательные маршруты детей. Для этого он должен быть профессионалом своего дела, мыслящим, способным к анализу и творческой переработке информации.
Диагностическая компетенция. Владея ею, воспитатели должны осуществлять педагогическую диагностику, чтобы с ее помощью анализировать собственный профессионализм через призму индивидуального развития своих воспитанников для последующего выстраивания индивидуальных образовательных траекторий развития детей. Главный смысл диагностической компетенции заключается в умении воспитателя прослеживать результативность своих педагогических воздействий на детей, осуществлять самооценку педагогических компетенций и их конкретное самопроектирование в случае их отсутствия. Диагностическая компетенция, таким образом, тесно взаимосвязана с прогностической.
Дидактическая компетенция. Педагогические технологии – это компонент дошкольной дидактики. Воспитатели выбирают или создают сами технологии для реализации вариативной части образовательной программы. Объем части программы, формируемой участниками образовательных отношений, может достигать 40% в соответствии с ФГОС. Все воспитатели должны своевременно изучать современные инновационные технологии и применять их в образовательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями своих воспитанников.
Информационная компетенция. Воспитатели должны посещать РМО, проходить курсы повышения квалификации, активно и результативно изучать информационное поле педагогической образовательной деятельности педагогов всех регионов нашей страны, используя периодические педагогические издания и педагогические интернет-порталы.
Культурная и культурологическая компетенция предусматривает уровень общих знаний, использование детской художественной литературы, знание наизусть программных стихов, владение просодическими компонентами речи. Педагоги должны владеть интонационной выразительностью речи, чтобы процесс общения детей с педагогом был интересным, увлекательным и развивающим интерес дошкольников к устной речи, использованию художественного слова. Эти компетенции обязывают педагогов к знанию наизусть программных стихов, считалок, мирилок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, текстов для подвижных игр с правилами и хороводных игр. Эти две компетенции включают и уровень общей поведенческой культуры воспитателей, предполагают их безконфликтную, тактичную, корректную модель взаимодействия, выстраиваемую ими с детьми: авторитарную, демократическую, либеральную или модель смешанного типа.
Компетенции самообразования, самовоспитания, самосовершенствования. Эти компетенции представляют собой направления личностного и профессионального самовосовершенствования воспитателей. Они полностью или в большей части зависят от них самих, но немаловажен аспект направляющего воздействия заведующего и старшего воспитателя. Самообразование должно осуществляться системно. Эти компетенции предполагают самостоятельное изучение современного педагогического опыта. Результативность проявления этих компетенций – это взаимообмен опытом, трансляция своего педагогического опыта и восприятие опыта коллег региона и страны. Реализуется эта компетенция в процессе взаимопосещений, проведения воспитателями открытых просмотров образовательной деятельности, в выступлениях на педсоветах, размещение авторских конспектов на сайте ДОО, на педагогических интернет-порталах, в ходе участия воспитателей в конкурсах профессионального мастерства педагогов различных уровней : ДОО, муниципального, регионального, федерального.
Компетенция интенсивности профессиональной деятельности. Это современное требование реализуется посредством мотивационной потребности:
В профессиональном и личностном росте у самих воспитателей;
В умении находиться в постоянном инновационном режиме образовательной деятельности современной ДОО;
В умении осуществлять образовательный процесс в группах на высоком профессиональном уровне;
В способности аккумулировать передовой опыт, современные технологии взаимодействия с детьми и семьями воспитанников;
В умении вовремя осуществлять педагогическую диагностику и разрабатывать и реализовывать в деятельности ИОТР для каждого ребенка;
В умении адекватно оценивать собственные педагогические компетенции, постоянно совершенствовать их; демонстрировать свое педагогическое мастерство на РМО, в системе открытых просмотров, публиковать свой опыт в профессиональных журналах, аттестовываться на квалификационные категории;
В способности создавать ППРС в соответствии с календарно-тематическим планированием (КТП, владеть ИКТ-технологиями и использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) в образовательной деятельности.
На данный момент существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу. Систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень.