Анна Лещишина
Психологическое благополучие ребенка как условие реализации ФГОС: метод пошаговой адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое благополучие ребенка как условие реализации ФГОС ДО : метод пошаговой адаптации
На сегодняшний день проблема адаптации детей к ДОО и их психологического благополучия стоит очень остро. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает эту проблему, и главной задачей является- создание позитивной ситуации развития в ДО, что способствует обеспечению психологического благополучия ребёнка.
Публикация «Психологическое благополучие ребенка как условие реализации ФГОС: метод пошаговой адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа психолога в ДОУ
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2018
По мнению Б. Х. Бериш, психологического благополучия зависит от надёжной привязанности к близкому взрослому. Автор считает, что метод пошаговой адаптации способствует установлению доверительных отношений и надёжной привязанности ребёнка к близкому взрослому в условиях дошкольных организации.
Одним из базовых положений ФГОС ДО является создание условий, т. е. создание такой среды, которая позволит ребёнку проявить инициативу, игровую и исследовательскую активность, а так же интересоваться окружающим его миром. А для того, чтобы ребёнок мог полноценно развиваться, необходимо создать благоприятные для него условия в ДО.
Как показывают современные исследования, психологическое благополучие ребёнка в семье и в дошкольное организации невозможна без надёжной привязанности между ребёнком. Поэтому очень важно, чтобы в детском саду у ребёнка были установлены такие отношения, хотя бы с одним из постоянных воспитателей, что особенно важно в период адаптации.
В. Загвоздкин считает, что надёжная привязанность к близким взрослым является одним из важнейших факторов здорового психологического и социального развития ребёнка, а нарушение таких связей ведет к развитию психологических заболеваний ребенка, к таким как личностные расстройства, неврозы и т. п. По мнению автора, важной задачей является установка и поддержание с ребенком отношений привязанности, которые проявляются в том, что малыш даёт себя утешить и чувствует себя комфортно в присутствии взрослого. Как считает О. А. Карабанова, теория привязанности являются базовой для воспитания и образования детей 1,5-3 лет и является основой современных образовательных программ для родителей, персонала дошкольной организации.
По мнению В. Загвоздкина, чтобы установить отношения привязанности в образовательной организации, необходимо прибегнуть к такой процедуре, как пошаговая адаптация.
Как считает Р. Х. Ларго установление отношений привязанности к одному из взрослых является психофизиологической предпосылкой развития ребенка. В присутствии близких взрослых, малыш чувствует себя в безопасности, ему комфортно, это способствует формированию позитивного образа «Я» и положительного представления об окружающем мире. Он открыто проявляет свои чувства и эмоции, без страха исследует окружающий мир. В случае стресса, ребёнок испытывает неуверенность и обращается ко взрослому, потому что его личный опыт показывает, что взрослый сможет его поддержать и утешить, помочь в возникших трудностях.
Л. Е. Берк утверждает, что ребенок в силу своей природы, ждет от окружающих защиты, безопасности, а так же возможностей для установления различных отношений, а так же возможностей для установления различных отношений, а так же стимулов для развития, что должно быть взято на заметку его окружением. Так же В. Загвоздкин пишет, что «…установление близких отношений и надежной привязанности является условием качественного образования, присмотра и ухода в группах всех возрастных категорий : в ясельных, в группах кратковременного пребывания, в детских садах, что подразумевает особую организацию адаптации при приёме ребенка в дошкольной образовательной организации на любой возрастной ступени дошкольного образования…».
Как считает М. И. Лисина, формирование надежной привязанности является важнейшим фактором и психологического развития ребенка, возникает необходимость процедуры, которая поможет установить отношения привязанности.
Модель пошаговой адаптации зарекомендовала себя как в международной практике, которая призвана обеспечить постепенный переход ребенка из семьи в детский сад. Целью данной модели является обеспечение знакомства ребенка с новым, неизвестным ему окружением и установление надёжной привязанности малыша к воспитанию. Ведь процесс адаптации заканчивается тогда, когда ребенок воспринимает воспитателя как надежного защитника, и малыш дает при этом себя утешить.
Как же помочь ребенку наладить отношение с воспитателем. В этом должны помочь родители. Во время адаптации между родителями и воспитателем должно быть налажено осознанное партнерство, им поясняются значение привязанности к воспитателя, а так же даются рекомендации по дальнейшему сотрудничеству в этот трудный период.
Переход ребенка из комфортной обстановки семьи в незнакомые для него условия, вызывает стресс. Поэтому малышу необходима поддержка родителей.
По мнению В. К. Загвоздкина родителю на начальном этапе необходимо находиться рядом с ребенком. Как же ему следует себя вести:
1. Во-первых, нужно найти в групповом помещении укромный угол и вести себя так, чтобы ребенок не обращал внимания.
2. Во-вторых, на приближение ребенка и зрительный контакт с ним – реагировать позитивно, но сам родитель первым не должен устанавливать контакт с малышом.
3. В-третьих, нельзя заставлять ребенка отдаляется от себя или делать то, что он хочет.
4. В-четвертых, если необходимо покинуть помещение, нельзя запрещать ребенку пойти вместе с ним.
5. В-пятых, следует занять себя какими-нибудь делами или поиграть с другими детьми.
В основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение», авторы С. Н. Бондаренко, А. И. Буренина, В. К. Загвоздкин и другие, описали модель пошаговой адаптации. Она состоит из четырех фаз:
1. Начальная
2. Первая фаза расставания
3. Стабилизации
4. Заключительная
1)Начальная фаза предполагает то, что родители приводят ребенка в дошкольную организацию, проводят с ним около часа в групповом помещении и по истечении часа уходят домой вместе. Данная фаза предполагает, что течение трех дней попытка расставания не должна производиться.
2)Следующий этап предполагает попытку расставания. Родитель приводит ребенка в группу, прощается и уходит, но находится неподалёку. Целью данного этапа, является определение деятельности фазы адаптации.
3)Следующая фаза зависит от первой попытки расставания ребенка с родителями. Если ребенок легко прощается с родителем- более короткое время адаптации, которое может продлиться примерно 6 дней.
И с каждым днём время пребывания малыша без родителей увеличивается, при этом родители находятся поблизости с дошкольной организацией. Если же ребенок тяжело расстается с мамой или папой, не хочет идти в группу значит адаптация может продлиться около 2-3 недель – более длительное время адаптации. При этом попытка расставания должна производиться не менее, чем на седьмой день после предыдущей. Только после того как малыш позволит воспитателю себя утешить, следующие дни могут предполагать увеличение пребывания без родителей, но они всё по прежнему находятся неподалёку от ДОО.
4)В заключительной фазе авторы пишут, что на данном этапе родители могут не оставаться поблизости с ДОО, но должны находиться на связи, чтобы в особых случаях вмешаться, пока не сформировалась привязанность к воспитателю.
Таким образом, совместными усилиями родителей и воспитателей, путём пошаговой адаптации, необходимо достичь надёжность привязанности ребенка к одному из воспитателей. Именно она будет способствовать успешной адаптации и обеспечению психологического благополучия ребенка.
Литература:
1. Берк Л. Е. Развитие ребенка. СПб: Питер, 2006.
2. Бриш К. Х. Терапия нарушений привязанности. От теории к практике. М. : КогитоЦентр, 2012.
3. Карабанова О. А. Психология семейных от
ношений: Учеб. пособие. Самара: СИОКПП, 2001.
4. Ларго Р. Х. Развитие ребенка от 0 до 4 лет. М. : Эксмо, 2012.
5. Лисина М. И. Формирование личности ребен ка в общении. СПб: Питер, 2009.
6. «Вдохновение» : Основная образовательная программа дошкольного образования. М. : На циональное образование, 2016.
7. Федеральный государственный образова тельный стандарт дошкольного образования.