татьяна лукичева
Совершенствование профессиональной компетенции педагога как условие реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определенных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность».
Компетенция - это базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно- продуктивной деятельности.
Публикация «Совершенствование профессиональной компетенции педагога как условие реализации ФГОС» размещена в разделах
Профессиональная компетенция – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками. Педагог дошкольного образования должен обладать такими профессиональными компетенциями, как:
1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям,
2) умение общаться с каждым ребёнком,
3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
5) поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности,
6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
8) умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;
9)умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
10)умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка,
11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.
Базовое образование, полученное воспитателем, создаёт лишь предпосылки для формирования профессиональной компетенции.
Для того чтобы воспитатель смог осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень.
Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию.
Выделим основные пути её развития:
1. курсы повышения квалификации,
2. инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий,
3. умение ориентироваться в информационном потоке,
4. исследовательская, экспериментальная деятельность,
5. участие в методических объединениях,
6. обобщение собственного педагогического опыта,
7. активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах,
8. самообразование.
Самообразование - составная часть системы непрерывного образования - выступает как связующее звено между базовым образованием и периодическим повышением квалификации.
Очень важно понимать значимость самообразования и стремиться к собственному развитию.
«Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…»
К. И. Чуковский
Существуют различные формы самообразования это:
1. изучение литературы,
2. обзор информации в интернете,
3. посещение семинаров, конференций, тренингов,
4. консультаций,
5. прослушивание лекций, докладов,
6. практическая деятельность.
Критерии самообразования:
1. творческий рост педагога,
2. внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
3. эффективность профессиональной деятельности,
Алгоритм работы по самообразованию:
1. выбор темы,
2. определение целей и задач,
3. составление плана работы,
4. подбор видов деятельности для работы над темой,
5. подбор источников,
6. анализ результатов.
Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для профессионального мастерства педагога, так и для развития личности.
Самообразование- это первая ступень к развитию профессионального мастерства. Результатом усилий педагога является совершенствование работы с детьми, создание условий для рождения нового опыта.
Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству.