Елена Николаевна Антоненко
Профессиональное саморазвитие педагога — обязательное условие реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Антоненко Елена Николаевна педагог дополнительного образования МБУДО Центр внешкольной работы
Переход к новым образовательным стандартам 2-го поколения (2009) является, по сути, реформой образования, а успех реформ зависит от того, в какой степени изменяется работа педагога. Понятно, что если не изменится работа педагога массовой школы, то существенных приращений в качестве образования не произойдёт.
Публикация «Профессиональное саморазвитие педагога — обязательное условие реализации ФГОС» размещена в разделах
Как же должна измениться работа педагога? Раньше достаточно было понятно и доступно рассказать детям то, что ты знаешь сам. Теперь же педагог должен организовать процесс самоизменения каждого ученика, когда ребёнок сам открывает для себя новое знание, ставит перед собой учебные цели, сам контролирует себя. Находит и исправляет свои ошибки, переживает ситуацию успеха и т. д. - другим способом деятельностные способности не формируются. Можно сказать, что в новой школе педагог должен передать детям не просто систему знаний, а культуру саморазвития. Как же обеспечить переход каждого педагога к реализации новых целей образования?
Переход к реализации деятельностного метода не может произойти сразу, например, после посещения семинара или круглого стола, даже курсов повышения квалификации или консультаций. Это длительный процесс самоизменения, который педагог должен пройти самостоятельно и в индивидуальном темпе.
При освоении деятельностного метода обучения педагог проходит определённые этапы профессионального роста. Эти этапы зафиксированы в условных статусах : педагог - «стажёр» после прохождения курсов базового уровня, педагог - «практик» после освоения базового уровня реализации педагог – технолог. Путь, который проходит каждый учитель, индивидуален, он зависит от условий его жизни и работы, способностей, целей и задач, которые он ставит перед собой. Одна из проблем - в усвоении правил. Преодолеваю это системно – от текста правила к пониманию каждого элемента, затем вновь к правилу, но уже на уровне, когда ученик может дать толкование каждому элементу, каждому термину, осознанно увидеть взаимосвязь с другими правилами.
Соответственно, роль педагога – восполнять все «проблемные» зоны, быть в курсе всех информационных поводов обновить свои знания, получать консультационную поддержку на кафедре НИУСОФБелГУ. В том числе, ориентироваться на готовящийся к вступлению в действие профессиональный стандарт педагога.
В своей практике профессионального развития хочется отметить, что одним из самых действенных средств является хорошее знание своих учеников, работа с другими педагогами по обмену опытом, а так же курсы повышения квалификации
Мной была поставлена цель: обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование, которое позволило бы найти такие подходы и методы формирования творческих способностей у учащихся в связи с требованиями ФГОС, при которых они приобретут умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях.
Были поставлены следующие задачи: - изучить необходимые документы: ФГОС, закон «Об образовании», САНПиН, Конвенция о правах детей; Разработать программы по учебным предметам; овладеть технологиями, методами и приемами, позволяющими формировать творческие способности учащихся на основе формирования у них универсальных учебных действий; построить учебный процесс с использованием инновационных технологий: информационно-коммуникационных, проектной, исследовательской; проводить учебные и внеурочные занятия с формированием УУД; внедрение социального проектирования в учебно-воспитательный процесс; систематизировать и обобщить опыт работы по формированию творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, через УУД. Прогнозируемый результат: Создание системы непрерывного повышения квалификации в данном направлении приведё т к: повышению интереса к работе; росту компетентности; росту уровня профессиональных навыков и умений; повышению уровня саморегуляции, самоорганизации; повышению ответственности и качества своего педагогического труда.
После поступления в обучающий вуз СОФНИУБелГУ поставленные задачи выполнять стало легче, хочется познавать все более новое и применять эти навыки в своей работе. Результаты тоже не заставляют себя ждать, свои успехи и успехи учеников можно увидеть в различных конкурсах, где руководитель и дети занимают призовые места, а так же интересуются учебной деятельностью.