виктория калюжная
«Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством авторских игр»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством авторских игр».
Дошкольный возраст – это тот период, когда формируются основные познавательные процессы. Благодаря им ребенок получает знания об окружающем мире и о себе, усваивает новую информацию, запоминает, решает определенные задачи.
Публикация «„Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством авторских игр“» размещена в разделах
Поэтому именно в этот период важно уделить максимум внимания развитию различных познавательных процессов, которые в дальнейшем будут положительно отражаться на последующем, от уровня их развития зависит легкость и эффективность его обучения.
Все мы знаем, что познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение и т. д.) - составная часть любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную информацию.
Цель работы:
Активизировать и развивать познавательные процессы (память внимание, мышление, воображение, восприятие и др., практические умения старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений, умение строить совместную со сверстниками игру.
В связи с чем, я определила следующие задачи:
1. Развивать произвольное внимание ( его свойств: переключаемости, концентрации, объема).
2. Развивать память (слуховую, зрительную, образную, ассоциативную).
3. Развивать мышление (операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации).
4. Развивать воображение.
Для достижения поставленных целей и задач я использую авторские дидактические игры.
В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. Через игру достигается познавательное развитие. Дети лучше сосредотачиваются и запоминают через игру, а не по заданию взрослого.
Поэтому хорошей помощью для педагога в развитии познавательных процессов могут помочь разнообразные дидактические игры. Они выполняют функцию средств обучения, активизируют эти процессы, развивают познавательный интерес, игры направлены одновременно на закрепление формы, размера, цвета, пропорции, места и порядка нахождения. Учатся сравнивать, классифицировать, обобщать. При помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал. Мною были изготовлены авторские дидактические игры, которые носят занимательный характер, и я применяю их в своей работе. Это игры и упражнения для совместной или самостоятельной активности дошкольников.
Авторские игры я включаю как в образовательную деятельность, так и в индивидуальную работу с детьми и совместную деятельность. В ходе игры я задаю вопросы, даю образец действий, объясняю правила, наблюдаю за ходом игры. В процессе я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения. Нельзя допускать того, чтобы ребенок переутомился и выполнение задания пришлось ему в неохоту и тягость. Предлагаю вам несколько игр, которые помогут развить познавательные процессы детей.
(Рассматривается несколько вариантов игр)
Игровое упражнение № 1 «Квадрат»
Цели:
1. Учить создавать фигуру из разноцветных кругов.
2. Развивать зрительное, произвольное внимание, мышление, ориентировку в пространстве.
3. Закреплять знание цвета.
Этап выполнения работы:
- Педагог предлагает ребенку взять лист, на котором изображен квадрат, из кругов, расположенных в определенном порядке.
- Необходимо определить цвет этих кругов (красный, желтый, голубой, зеленый).
- Ребенку предлагается образец правильного выполнения.
Алгоритм действий: ребенок смотрит на образец и сравнивает его с игровым полем. Берет подготовленный раздаточный материал в виде полоски, на которой закреплены круги четырех цветов, методом прикладывания, подбором нужного цвета и опорой на образец ребенок находит правильный вариант выполнения.
Игровое упражнение № 2 «Елочка»
Цели:
1. Учить создавать заданный предмет из разноцветных кругов.
2. Развивать познавательные процессы (память внимание, мышление, воображение, восприятие, логическое мышление.
3. Закреплять навык работы по образцу.
Этап выполнения работы:
- Педагог предлагает ребенку взять лист, на котором изображена елочка, из кругов, расположенных в определенном порядке.
- Ребенку предлагается образец правильного выполнения.
- Раздаточный материал.
Алгоритм действий: ребенок смотрит на образец и сравнивает его с игровым полем. Педагог дает детям подсказку для правильного выполнения игрового упражнения (начинать выкладывать полоски с цветными кругами начинаем со ствола елочки, далее выкладываются веточки начиная с верху вниз). Ребята берут подготовленный раздаточный материал в виде полоски, на которой закреплены круги четырех цветов, методом прикладывания, подбором нужного цвета и опорой на образец выполняют игровое упражнение.
Изготовленные мною авторские дидактические игры развивают у детей внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.