МААМ-картинки

«Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Гаврилова Юлия Евгеньевна
«Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Вступление

Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться к новым условиям жизни.

Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – это состояние внутренней готовности к познавательной деятельности.

У детей познавательная деятельность проявляется в поисковых действиях, экспериментировании, при постановке проблемных задач и ситуаций. Вся познавательная деятельность ребенка направлена на получение новых впечатлений об окружающем его мире.

Публикация «„Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

2. Познавательные процессы, к которым относятся: внимание, память, воображение, мышление мы развиваем в детях на протяжении всего дошкольного возраста, в старшем возрасте особое внимание мы уделили любознательности детей, направляя на познание окружающего мира.

В начале года мы поставили перед собой задачи и определили основные направления познавательного развития детей :

Обогащать сознание детей новым содержанием, которое будет способствовать накоплению представлений о мире;

Познакомить детей с такими понятиями, как время, буква, цифра, дорожные знаки, символы государства – флаг, герб, азбукой;

Систематизировать накопленную и получаемую информацию путем логических операций: анализа, сравнения, обобщения, классификации;

Побуждать детей к дальнейшему накоплению информации, обсуждая факты и сведения.

3. С начала учебного года мы начали проект «Помощники в путешествии: глобус и карта», где познакомили детей с историей появления и использования глобуса. Проведена большая работа по теме: «Земной шар на столе». Мы определили в группе место для глобуса, куда дети могут свободно подойти и самостоятельно рассмотреть глобус. При рассматривании глобуса мы выделяли и называли моря и океаны, континенты, острова и полюса, обратили внимание на соотношение воды и суши на планете. В старшем возрасте познавательные потребности ребенка выражаются вопросом «Хочу все знать!», и чтобы поддержать познавательную активность детей, мы внесли в группу географическую карту – портрет Земли. После появления глобуса и карты мы вместе или дети уже самостоятельно рассматривали их, сравнивая, называя материки, океаны, крупные реки. В литературном уголке появилась «полочка умных книг» с иллюстрированными альбомами, различными энциклопедиями «Все обо всем», «Энциклопедия дошкольника», набором открыток и фотографий с городами, потому что очень важно обогащать развивающую среду познавательно-справочной литературой. Мы познакомили детей с энциклопедиями, показали, как правильно пользоваться книгой, чтобы найти интересующую информацию. Мы знакомили детей с животным и растительным миром Севера, Арктики, тундры, тайги, путешествовали по смешанному лесу, степи, исследуя природу этих мест. Дети проделывали небольшие эксперименты и узнавали, почему в степи нет высоких деревьев, как выживают животные на севере. Детям предлагались дидактические игры: «Путешествия по странам и континентам», «Животный мир», «Мир растений», «Зоологическое лото», «В лесу, на лугу, в поле» и др., были внесены новые энциклопедии «Живой мир», «Загадки дикой природы». Дети зарисовывали новые изученные места в альбомы и на карте отмечали значками. Мы пополнили уголок чтения книгами Е. Чарушина, Пришвина, Бианки. Знакомя детей с жизнью животных, в уголке художественного творчества добавились детские работы по произведениям Е. Чарушина (рисунки и аппликация). Мы выходили с детьми в библиотеку, где для ребят была сделана подборка материала по рассказам Чарушина о животных.

Затем мы внесли в группу политическую карту мира и карту России. Дети узнали, что на политической карте мира показаны разные страны, их около 200, что есть страны большие, как наша и очень маленькие. У каждой страны есть границы, свой флаг и герб, своя столица. Мы познакомили детей с нашей столицей, флагом, рассказали историю возникновения Москвы и Санкт-Петербурга. В рамках темы знакомства с Россией, у нас прошел праздник, посвященный Дню Защитников Отечества. На праздник были приглашены моряки-подводники, которые рассказали детям о создании Российской армии (со времен богатырей, о родах войск, о создании флота. Наши дети были активны, задавали вопросы и сами отвечали на вопросы гостей. Ко дню нашего города, 19 апреля, мы внесли в группу карту Ленинградской области, на «полочке умных книг» появились новые познавательные книги и журналы с историей и иллюстрациями нашего края, фотографии города.

Этот большой проект мы начали со знакомства с глобусом и заканчиваем знакомством с родным краем. Это знакомство было интегрированным и проходило через все образовательные области: социализацию, коммуникацию, чтение художественной литературы, познание и музыку.

4. Помимо знакомства с глобусом и картами, мы знакомили детей с дорожными знаками, правилами дорожного движения, закрепляя знания в играх, художественном творчестве и конструктивной деятельности. Детьми был сделан макет «Улицы, по которым мы ходим», дети вместе с родителями рисовали схему-план «Путь из дома до детского сада», составляли рассказы на тему «О чем говорят знаки на улице».

5. Нами была проведена работа по ознакомлению детей с космосом и космонавтами.

Целью этого проекта было:

Приобщить детей к современным знаниям о Вселенной;

Донести до детей уникальность нашей планеты и важность ее изучения;

Воспитывать чувство гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;

Формировать представления о роли человека в изучении космического пространства.

Совместно с детьми был сделан макет звездного неба, мы внесли в группу плакат Солнечной системы, сделали подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии ученых и космонавтов, космических аппаратов, телескопа, познавательной литературы. В уголке чтения добавились книги о первых космонавтах, космических кораблях, планетах. Организовали выставку «Путь к звездам», вместе с детьми оформили альбом «Юрий Гагарин – первый космонавт», провели консультации с родителями на темы: «Где побывать с ребенком в День космонавтики», «Что рассказать детям о космосе», приобщили родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Развивая в детях умение фантазировать и анализировать мы предложили им включиться в фантазийную деятельность и попутешествовать к далеким звездам, к таинственным планетам или на машине времени. Дети с удовольствием придумывали разные истории и рассказы, делали иллюстрации, лепили корабли, инопланетян, из бумаги были созданы макеты ракеты и лунохода. С детьми проводились познавательные беседы на темы : «Зачем нужно изучать космос?», «Планеты и звезды», «Земля – наш общий дом», «Какие бывают космические корабли?», «О чем рассказал телескоп?». Мы планируем закончить знакомство с космосом открытым тематическим занятием «Если очень захотеть, можно в космос полететь», совместно с музыкальным работником Ушаковой Ларисой Ивановной.

6. Накануне Дня Победы мы начали знакомить детей с историей и героями Великой Отечественной Войны. Мы поставили перед собой цель, не только познавательного характера, но и патриотического воспитания детей.

Развивать интерес и уважение к истории своей страны;

Обобщать и систематизировать знания детей о В. О. В. ;

Познакомить с памятниками и памятными местами нашего края.

Мы запланировали создание в группе фотовыставки (картины, открытки, фотографии о войне, чтение и заучивание стихотворений, цикл бесед: «Наша армия», «Письма с фронта», «Блокада Ленинграда», «Дорога жизни», «Женщины и дети на войне», чтение художественной литературы о детях на войне, выставку детских рисунков о войне, возложение цветов к мемориалу «Берег Мужественных».

7. На сегодняшний день у детей, наверно, самый главный интерес «Хочу стать школьником!». На протяжении всего времени мы поддерживали этот интерес, предлагая детям новую информацию, систематизируя уже имеющиеся знания. Мы познакомили детей с буквами и азбукой, цифрами, счетом, различными мерками и способами измерения, весом, объемом. Эту информацию дети получали экспериментальным путем и путем сравнения. Дети познакомились с различными символами и правилами (правилами поведения, хороших манер, этикета, дорожного движения). Мы развивали в детях любознательность, умение работать с книгой, самостоятельно узнавать информацию из других источников. Выходили с детьми на экскурсию в 7 школу, где учителя подобрали материал по теме: «В гости к букве Ц». дети отгадывали загадки, выполняли различные задания и упражнения. Учителя начальной школы остались довольны подготовкой детей и их интересом к учебе.

Вывод: Мы развили в детях интерес к познанию, к предметам окружающего мира, научили наблюдать и устанавливать взаимосвязи.

Публикации по теме:

Экологическое развитие детей дошкольного возраста В экологическом развитии детей дошкольного возраста – познание является одним из важных направлений. (сл. № 1) Любой нормальный ребенок.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста Познавательное развитие детей дошкольного возраста. Мир в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди- часть этого мира открывают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 февраля 2015 в 21:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Гаврилова Юлия Евгеньевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД