Вера Ермакова
Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(из опыта работы)
В. А. Ермакова, Ю. В. Скотникова, МБДОУ ЦРР Д/С №196
городского округа город Воронеж.
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельно-сти.
Проблема развития познавательной активности дошкольников нахо-дилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности детей в обучении».
Публикация «Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В статьях, словарях, энциклопедиях понятие «активность» чаще все-го раскрывается через понятие «деятельность», деятельность - через ак-тивность.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности, в за-висимости от отношения личности к деятельности активность может иметь разные уровни, разный характер.
Активность – это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: состоянии готовности, стремления к самостоя-тельной деятельности, качестве ее осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели [3].
Термин «познавательная активность» разные ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие счи-тают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что ак-тивность – более широкое понятие, чем деятельность.
Познавательная активность отражает определенный интерес дошко-льников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю це-леустремленность и постоянную потребность использовать разные спо-собы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора [1].
Концепция дошкольного воспитания выделяет основные ориентиры обновления содержания воспитательно-образовательной системы в рам-ках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных партнер-ских отношений, расширение кругозора ребенка, преобразование пред-метной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
В. А. Сухомлинский советовал: “…не обрушивайте на ребенка лави-ну знаний, не стремитесь на уроках рассказать все, что вы знаете – под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком окружающий мир… оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку еще раз возвратиться к тому, что он узнал”. [2]
А. Энштейн писал, что самая прекрасная и глубокая эмоция, кото-рую мы испытываем, – это ощущение таинственности; кому эта эмоция чужда, кто утратил способность замирать в трепете, того можно считать мертвецом. Развитие детей в организованной среде во многом определя-ется тем, насколько она вызывает к жизни индивидуальный опыт детей, в том числе опыт, приобретенный в ходе организованного обучения [4].
Содержание актуальных программ обеспечивает целостное развитие личности ребенка дошкольника. Задачи познавательного развития зани-мают центральное место. Целостное представление о мире – основа ин-теллектуального развития детей. В представлениях ребенка отражаются в единстве объекты, действия с ними. Оперируя этим, дети постепенно по-знают мир таким, каким он есть.
Обучение должно учитывать особенности развития ребенка, позна-вательное развитие можно сравнить со спиралью, которое должно рас-ширяться и углубляться.
Считается, что важными факторами в развитии познавательной ак-тивности детей дошкольников являются :
- личность педагога,
- характер его взаимоотношений с ребенком,
- закономерности и особенности внутреннего мира ребенка.
Знание ребенка – сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике – высокое искусство, требующее от учителя самоотдачи, твор-чества, собственных решений.
Задача педагога состоит в том, чтобы сделать трудное – привычным, привычное – легким, легкое – приятным.
Дети очень любят решать интересные задачи. Воспитатель может собрать их или составить самостоятельно и использовать для развития познавательной деятельности дошкольников.
Задачи-шутки для детей 6-7 лет
1. Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.)
2. Как с помощью только одной палочки образовать на столе тре-угольник? (Положить ее на угол стола.)
3. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (6.)
4. На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая, ее? (Переложить крайнюю.)
5. Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (Поло-жить их в угол стола.)
6. Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробе-жала каждая лошадь? (По 5 км.)
7. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько бу-дет весить курица, если будет, стоять на 2 ногах? (2 кг.)
8. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Четверо.)
9. Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яб-локо осталось в корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной.)
10. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каж-дой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке - по 4 яб-лока. Сколько всего яблок? (Ни одного. На березах яблоки не растут.)
11. Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может. Ночь разделяет дни.)
12. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4.)
13. Одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был та-кой; «У меня 6 сыновей, а у каждого есть родная сестра». (7.)
14. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У кольца.)
15. Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птички? (Нельзя, улетит.)
Таким образом, основными условиями для развития познавательной активности детей являются :
- интересы и потребности детей,
- осмысление и осознание себя в окружающем мире,
- индивидуальность каждого ребенка,
- средства и способы добывания знаний.
Литература
6. Генко Ж. Ю. О содержании и структуре дидактической игры. - В сб. : Умственное воспитание детей в детском саду. - Л., 1981.
7. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 192 с.
8. Игры «Забавы в картинках» : наборы развивающего дидактического ма-териала для детей дошкольного возраста. – Киров, 2006.
9. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1999. – 384 с.