Галина Дякун
«Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью опытов, экспериментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может экспериментальная деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.
Публикация «„Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью опытов, экспериментов“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Многими педагогами и психологами подчеркивается преимущество данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко.
Формы:
- занятия (с игровой мотивацией, интегрированные, традиционные). Интересно проходят занятия с детьми. Дошкольникам задаются вопросы; "Какой песок легче - сухой или мокрый и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты, которые сопровождаются проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.
-целевые прогулки экскурсии
Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях, (опыты с песком, снегом, почвой и т. д.)
-развлечения и досуг (праздник воздушного шарика, солнечных зайчиков.).
Методы:
- словестный (беседа);
-наглядный (наблюдение, демонстрационный опыт («Радуга в комнате»).
С помощью наблюдения дети познают внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р.) и приобретают различные навыки, направленные на познание.
-практический (опыты) Опыт используется как способ решения познавательной задачи
Например, (на запрет взрослых не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?» Бесполезно объяснять, что снег холодный и можно заболеть, что снег грязный: он такой белый, чистый, сверкающий убедительно и наглядно эту проблему можно решить путем постановки опыта
-объяснительно - репродуктивный ( применяется при решении следующих задач: познакомить с чем-то. дать или расширить представления о чем -то.
-продуктивный метод (готовые знания реализуются в практической деятельности. «Повторяй за мной»)
-метод проблемного изложения (это решения проблемных ситуации в разных условиях) Например: «Как сделать цветную воду для снеговика?», «Как освободить бусинки из плена?»
Приемы:
- сообщение,
-описание,
-объяснение,
-инструкции,
-постановка вопроса,
-показ (демонстрация) опыта.
В своей работе по экспериментальной деятельности мы опираемся на ведущие принципы развития дошкольников :
Принцип психологической комфортности ;Принцип природосообразности; Принцип дифференцированного ;Принцип деятельности - включение ребенка в игровою, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции; Принцип творчества.
В связи с важностью деятельного подхода к развитию личности ребенка в группе создана предметно - развивающая среда, которая строится на принципе доступности, новизны. Это уголок экспериментирования, где детям предоставляется свобода выбора для исследовательской деятельности.
В уголке имеется основное оборудование и приборы помощники.
Так как основной мотивацией для начала экспериментирования является способность удивляться и любознательность детей, в своей работе мы используем игрушки-символы "Фиксики", которые делали первые открытия вместе с детьми. (Мультфильмы).
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Он рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объем воды и т. д. Все это объекты исследования.
Проводятся самые разные опыты :
Пример: было проведено занятие «Воздух - невидимка», где дети самостоятельно находили разными способами воздух (набирали воздух в полиэтиленовые пакеты, надували шарики, наблюдали пузырьки воздуха в воде, пускали мыльные пузыри.)
На занятии "Волшебная вода" мы с детьми проводили эксперимент по изменению окраски, вкуса, запаха воды.
Между двумя видами : игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра-вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит и добивается конкретных результатов. При планировании работы по организации детского экспериментирования, мы учитываем то, что в процессе исследовательской деятельности ребёнок должен приобрести опыт физический, природоведческий, социальный, познавательный, поведенческий.
Например: Было проведено занятие по аппликации : «Открытка для осени», куда включили метод экспериментирования. На этом занятии я поставила проблему: Как приклеить листья на дерево?» (какими способами)
Дети предлагали прибить гвоздями, приклеить с помощью пластилина, жевательной резинки, клея. А дальше задача усложнялась: нужно было приготовить клей.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно- экспериментальной деятельности делать элементарные выводы.
Детское экспериментирование достигает наибольшей результативности при тесном взаимодействии дошкольного учреждения с семьей ребенка. Цель: ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности, вовлечение родителей с целью сотрудничества.
Родительское собрание «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье». Цель: ознакомление родителей с содержанием программы развития экспериментальной деятельности.
Лекторий для родителей «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка». Цель: ознакомление родителей с методами работы по разделу «Детское экспериментирование»
Проводили анкетирование родителей, целью данной анкеты было: выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей, (по книге «Организация экспериментальной деятельности дошкольников" методические рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой, М:АРКТИ 2003, 64 с.) Анкета для родителей включала в себя 5 вопросов. Первая группа вопросов (1,2,3) изучала мотивацию и особенности детского экспериментирования в семье.
Вторая группа вопросов(4 и 5)исследовала условия совместного детского - родительского эксперимента.
В ходе анкетирования родители проявляли интерес к данной проблеме, потому что они с удовольствием заполняли предложенную анкету, задавали вопросы по заполнению. Анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место, условиями для совместно детско-родительского экспериментирования они считают следующие: оказание помощи в чем- либо, поддержка.
Вывод:
Практика показывает, что метод экспериментирования позволяет :
Достаточно чётко прослеживать момент самореализации ребёнка (получение новых знаний об объекте, получение наглядных результатов своей деятельности).
Перспектива
Темы занятий экспериментов будут усложняться по содержанию, задачам, способам проведения в соответствии с возрастными особенностями детей.