Получи документы

«Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью опытов, экспериментов»

Галина Дякун
«Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью опытов, экспериментов»
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может экспериментальная деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.

Публикация «„Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью опытов, экспериментов“» размещена в разделах

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Многими педагогами и психологами подчеркивается преимущество данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко.

Формы:

- занятия (с игровой мотивацией, интегрированные, традиционные). Интересно проходят занятия с детьми. Дошкольникам задаются вопросы; "Какой песок легче - сухой или мокрый и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты, которые сопровождаются проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.

-целевые прогулки экскурсии

Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях, (опыты с песком, снегом, почвой и т. д.)

-развлечения и досуг (праздник воздушного шарика, солнечных зайчиков.).

Методы:

- словестный (беседа);

-наглядный (наблюдение, демонстрационный опыт («Радуга в комнате»).

С помощью наблюдения дети познают внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р.) и приобретают различные навыки, направленные на познание.

-практический (опыты) Опыт используется как способ решения познавательной задачи

Например, (на запрет взрослых не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?» Бесполезно объяснять, что снег холодный и можно заболеть, что снег грязный: он такой белый, чистый, сверкающий убедительно и наглядно эту проблему можно решить путем постановки опыта

-объяснительно - репродуктивный ( применяется при решении следующих задач: познакомить с чем-то. дать или расширить представления о чем -то.

-продуктивный метод (готовые знания реализуются в практической деятельности. «Повторяй за мной»)

-метод проблемного изложения (это решения проблемных ситуации в разных условиях) Например: «Как сделать цветную воду для снеговика?», «Как освободить бусинки из плена?»

Приемы:

- сообщение,

-описание,

-объяснение,

-инструкции,

-постановка вопроса,

-показ (демонстрация) опыта.

В своей работе по экспериментальной деятельности мы опираемся на ведущие принципы развития дошкольников :

Принцип психологической комфортности ;Принцип природосообразности; Принцип дифференцированного ;Принцип деятельности - включение ребенка в игровою, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции; Принцип творчества.

В связи с важностью деятельного подхода к развитию личности ребенка в группе создана предметно - развивающая среда, которая строится на принципе доступности, новизны. Это уголок экспериментирования, где детям предоставляется свобода выбора для исследовательской деятельности.

В уголке имеется основное оборудование и приборы помощники.

Так как основной мотивацией для начала экспериментирования является способность удивляться и любознательность детей, в своей работе мы используем игрушки-символы "Фиксики", которые делали первые открытия вместе с детьми. (Мультфильмы).

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Он рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объем воды и т. д. Все это объекты исследования.

Проводятся самые разные опыты :

Пример: было проведено занятие «Воздух - невидимка», где дети самостоятельно находили разными способами воздух (набирали воздух в полиэтиленовые пакеты, надували шарики, наблюдали пузырьки воздуха в воде, пускали мыльные пузыри.)

На занятии "Волшебная вода" мы с детьми проводили эксперимент по изменению окраски, вкуса, запаха воды.

Между двумя видами : игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра-вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит и добивается конкретных результатов. При планировании работы по организации детского экспериментирования, мы учитываем то, что в процессе исследовательской деятельности ребёнок должен приобрести опыт физический, природоведческий, социальный, познавательный, поведенческий.

Например: Было проведено занятие по аппликации : «Открытка для осени», куда включили метод экспериментирования. На этом занятии я поставила проблему: Как приклеить листья на дерево?» (какими способами)

Дети предлагали прибить гвоздями, приклеить с помощью пластилина, жевательной резинки, клея. А дальше задача усложнялась: нужно было приготовить клей.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно- экспериментальной деятельности делать элементарные выводы.

Детское экспериментирование достигает наибольшей результативности при тесном взаимодействии дошкольного учреждения с семьей ребенка. Цель: ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности, вовлечение родителей с целью сотрудничества.

Родительское собрание «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье». Цель: ознакомление родителей с содержанием программы развития экспериментальной деятельности.

Лекторий для родителей «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка». Цель: ознакомление родителей с методами работы по разделу «Детское экспериментирование»

Проводили анкетирование родителей, целью данной анкеты было: выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей, (по книге «Организация экспериментальной деятельности дошкольников" методические рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой, М:АРКТИ 2003, 64 с.) Анкета для родителей включала в себя 5 вопросов. Первая группа вопросов (1,2,3) изучала мотивацию и особенности детского экспериментирования в семье.

Вторая группа вопросов(4 и 5)исследовала условия совместного детского - родительского эксперимента.

В ходе анкетирования родители проявляли интерес к данной проблеме, потому что они с удовольствием заполняли предложенную анкету, задавали вопросы по заполнению. Анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место, условиями для совместно детско-родительского экспериментирования они считают следующие: оказание помощи в чем- либо, поддержка.

Вывод:

Практика показывает, что метод экспериментирования позволяет :

Достаточно чётко прослеживать момент самореализации ребёнка (получение новых знаний об объекте, получение наглядных результатов своей деятельности).

Перспектива

Темы занятий экспериментов будут усложняться по содержанию, задачам, способам проведения в соответствии с возрастными особенностями детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Доклад на «круглом столе» в ДОУ для воспитателей «Безопасность в детском саду» «Безопасность» Одной из задач воспитания и развития детей в новой редакции программы «Детство» является развитие осторожного и осмотрительного.

Консультация для воспитателей «Проблемы организации игр в современном детском саду»Консультация для воспитателей «Проблемы организации игр в современном детском саду» Консультация для воспитателей. Проблемы организации игр в современном детском саду. Воспитатель I категории д/сад «Алпамыс» Казахстан, г.

Консультация для воспитателей «Проведение экспериментальной деятельности в детском саду» Цибулина С. А., воспитатель, Иркутская область, г. Шелехов, МКОУ «НШДС №14». Эксперимент или опыт - особый вид наблюдения, организованный.

Консультация для воспитателей «Выставки — конкурсы семейного творчества в детском саду» Взрослые, окружающие ребёнка, играют существенную роль в его развитии. Первичная ступень социализации малыша - семья, но, к сожалению, она.

Консультация для воспитателей Экологическое воспитание детей в детском саду Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий.

Консультация для воспитателей «Элементарная поисковая деятельность в детском саду» Маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают родителей и воспитателей, немало таких, как: «Зачем чирикают воробьи?»,.

Консультация для воспитателей «Культурно — досуговая деятельность в детском саду» План. 1. Развлечения – красочные моменты повседневной жизни детского сада. 2. Планирование развлечений. 3. Виды развлечений. 4. Какие.

Лекция-консультация для воспитателей по адаптации детей к ДОО «Первые дни ребенка в детском саду» Возраст ребенка с 1 до 2-2,5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация.

Материал к семинару для старших воспитателей «Закаливание в детском саду» «Закаляйся, если хочешь быть здоров!». С годами старый девиз не теряет своей актуальности и еще на заре цивилизации закаливанию организма.

Консультация для воспитателей «Взаимосвязь патриотического и экологического воспитания дошкольников в детском саду»Консультация для воспитателей «Взаимосвязь патриотического и экологического воспитания дошкольников в детском саду» СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Любовь к Родине начинается с любви.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью опытов, экспериментов»
Опубликовано: 25 июня 2015 в 09:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью опытов, экспериментов»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Дякун в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД