Маргарита Карасева
Развитие познавательной активности детей по средствам экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Карасева Маргарита Геннадиевна
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная активность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.
Публикация «Развитие познавательной активности детей по средствам экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование. По словам американского философа Ральфа Эмерсона «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам»
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать свою собственную точку зрения, доказывать её правоту. Вот поэтому я выбрала тему моей проектной работы: «Развитие познавательной активности детей по средствам экспериментальной деятельности» Приступая к планированию работы по организации исследовательской деятельности со старшими дошкольниками в своей группе я поставила цель:
- Развивать познавательную активность детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами живой и неживой природы. - Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Приступив к работе, я провела диагностирование детей и результаты показали, что преобладает средний и низкий уровень сформированности представлений по экологии.
Затем разработала перспективный план, конспекты занятий по детскому экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста, распределила подборку практического материала по разделам, с указанием развивающих задач, названия опыта, перечня необходимых материалов и оборудования.
На подготовительном этапе внедрения детского экспериментирования мною были созданы в группе все оптимальные условия для исследовательской деятельности дошкольников, что позволило детям проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности я в группе оборудовала детскую мини – лабораторию «Почемучки», состоящую из нескольких зон: - мини - лаборатории, где представлены различные материалы и приборы для исследования; - методического центра с перспективными планами запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотеки опытов и экспериментов; - центра «Хочу всё знать» со всякой познавательной и энциклопедической литературой, коллекциями;
Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использовала, являлись опыты. Планирование работы в нашей группе основано на трёх взаимосвязанных направлениях, каждая из которых включает в себя подразделы:
1направление: живая природа.
Здесь я запланировала опыты и эксперименты, расширяющие знания детей о строении растений, значении растений, функционировании растений, условиях жизни растений, особенностях поверхности овощей и фруктов, их форме, цвете, вкусе, запахе. Это и рассматривание, и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений. Был создан и разработан проект: «Огород на подоконнике», куда входили длительные наблюдения - эксперименты за прорастанием лука, редиса, «Как вырастить фасоль, картофель», за распусканием листочков на разных ветках (тополя, березы) и т. п.
2 направление:неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, магнетизм, превращение веществ)
По этому направлению я запланировала цикл опытов и экспериментов «Волшебница-вода», «Превращение воды в лед», «Очистка воды от масла», «Извержение вулкана», «Выращивание кристаллов соли», «Невидимка - воздух».
Целью этих опытов было расширение и углубление представлений об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твёрдое, газообразное, знакомство с основными свойствами воды,
воздуха, формирование представлений о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое, знакомство со значимостью и ценностью воды и воздуха в жизни человека. Для знакомства с почвой мной было запланирован цикл опытов «А что у нас под ногами?» (из каких слоёв состоит почва, знакомство со свойствами
каждого слоя (песка, глины, камней, знакомство со значимостью почвы для жизни живых организмов.) Сюда входил цикл опытов про магнетизм: «Удивительный магнит», «Как достать скрепку из воды не намочив рук» (его скрытые свойства, использование свойств магнита человеком, знакомство с компасом, цикл опытов «Свет и цвет», «Звук».Так же было открытое занятие по валеологии,в котором использовался эксперимент «Как бежит кровь по венам».
3 направление: материал и их свойства Это цикл опытов, направленных на формирование представлений о материалах (ткани, бумаге, стекле, фарфоре, пластмассе, металлах, керамике). «Свойства бумаги», «Таинственные письма».
Огромное значение в работе с дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями. Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускались небольшие буклеты и памятки. Работа с родителями - родительское собрание «Детское экспериментирование в детском саду и дома». Цель, которого показать, как опытная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную деятельность, помогает ему углублять представления о живой и неживой природе, обобщать результаты опытов.
- консультации: «Детское экспериментирование дома», «Экспериментирование с водой», «Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе», «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей дома» - консультации для воспитателей: «Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду», «Научите ребенка любить живую природу»
Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие- то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Открывают новые ощущения вместе со мной, с воспитателем. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей. А значит, это достижение и моего результата. Значит и я, живя сегодня в настоящем, делаю вклад в наше будущее. «… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера». (А. Шапиро.)