Получи документы

Отчёт по самообразованию «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Наталья Демидова
Отчёт по самообразованию «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

В течение 2017-2018 учебного года я работала над темой самообразования «Развитие познавательной активности детей по средствам опытно – экспериментальной деятельности».

Актуальность этой темы заключается в следующем:

Публикация «Отчёт по самообразованию „Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности“» размещена в разделах

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях. И моя задача удовлетворить потребность детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу: О. В. Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным окружением", О. А. "Ознакомление с природой"; Виноградова Н. Ф.» рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф»,2007г. ; Дыбина О. В. «Ребёнок в мире поиска» программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М., Сфера 2005г. ; Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». М. Сфера, 2004г. ; Рыжова Н. «Игры с водой и песком» Обруч,1997г. -№2; Смирнова Ю. В. «Воздух: книжка для талантливых детей и заботливых родителей» СПб,1998.

Цели и задачи моей работы

Цели: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами эксперимента;

- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи.

Задачи: 1. расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

2. Развивать представление об основных физических явлениях.

3. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды.

4. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

5. Создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач; для возможности радоваться сделанному открытию.

При организации экспериментально-исследовательской деятельности использовала следующие методы и приемы:

- эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- "погружение" в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в своей группе я создала мини-лабораторию "Юный эколог", в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканчики, тарелки, бросовый материал (камешки, песок, ракушки, семена, инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик и т. д., огород.

С детьми проводились беседы на тему: "Необходимости и интереса к исследовательской деятельности", об экспериментирования с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

На протяжении всего учебного времени проводила НОД (непосредственная образовательная деятельность) и опыты-эксперименты по темам :

"Можно ли пить талую воду" - показала детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

"Хитрые семена" - познакомила со способами проращивания семян.

"Ходит капелька по кругу" - дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

"Узнай все о себе, воздушный шарик" - знакомила детей с качествами и свойствами резины; учила устанавливать связь межд материалом, из которого сделан предмет, и способом его исследования.

"В мире стекла" - помогла детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).

"В мире пластмассы" - знакомила детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помогала выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

"Дерево умеет плавать" - расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

"Сравнение стекла и пластмассы" - знакомила детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.

"Волшебная вода" - расширяла знания детей о свойствах воды (жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная. Лед - это вода, пар - это вода0.

"Ткань и ее свойства" - познакомила с видами ткани (ситец, лен, драп, атлас - впитывающие влагу, кожа, болонья - не впитывающие влагу).

"Воздух невидимка" - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, прозрачный, бесцветный.

В своей работе создавала образовательные ситуации:

"Спор игрушек" - учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т. к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и помять.

"На чем полетят человечки" и учила выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности: сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.

На протяжении своей исследовательской дятельности использовала дидактические игры :

"Подбери материал для названного предмета", "Оглянись вокруг", "Расскажи о предмете", "Отгадай материал", "Где спрятался воздух", "Что из чего будет".

В результате НОД и опытов-экспериментов :

• ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;

познакомились с явлениями природы;

• получили представление о круговороте воды в природе;

• уточнили знания о воде, о ее состояниях;

познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;

• дети получили представления о свойствах ткани, резины и т. д. ;

познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;

ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.

Для себя я поставила цель на будущее продолжать работу и изучить следующую литературу: Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова "Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет", О. В. Дыбина, Е. А. Сидякина, А. Ю. Кузина, С. Е. Анфисова, Л. В. Бадул "Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации (по ФГОС).

В ходе реализации поисково-исследовательской деятельности я реализовала следующие педагогические компетенции:

- интеллектуально-педагогическая компетентность;

- информационная компетентность;

- регулятивная компетентность.

Заключение

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.); знания детей о неживой природе;

повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.

Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Публикации по теме:

Формирование познавательного интереса у детей посредством опытно-экспериментальной деятельности «Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности» Цель мастер-класса:.

Презентация «Развитие познавательной активности дошкольников посредством метода проектной деятельности» Дошкольный возраст является уникальным периодом становления и развития способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться.

Развитие творческих способностей детей 4–5 лет посредством опытно-экспериментальной деятельности Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, связанных с самостоятельной.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельно .

Презентация «Отчёт по самообразованию «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством кружковой деятельности» Презентация. 1 слайд. «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности». Подготовила:.

Презентация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Слайд № 2 В настоящее время.

Развитие поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельност «Развитие поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности». Ерофеева.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельностиРазвитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Одним из эффективных методов работы.

Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментальной деятельности В соответствии с требованиями ФГОС ДО одним из направлений содержания образовательной области “Познавательное развитие”, является - развитие.

Воспитание и развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчёт по самообразованию «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Опубликовано: 24 мая 2018 в 15:00
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчёт по самообразованию «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Демидова (УИ 766929) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД