Приложение МААМ

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 3–4 лет в опытах и экспериментах посредством литературы

Ирина Новикова
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 3–4 лет в опытах и экспериментах посредством литературы
▼ Скачать + Заказать документы

«Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя - помочь развитию творческой активности ребёнка. Ведь именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Именно исследовательская деятельность помогает дошкольнику соответствовать требованиям ФГОС. Исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели.

Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 3–4 лет в опытах и экспериментах посредством литературы» размещена в разделах

Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Художественная литература обладает большим потенциалом для интеллектуального и эмоционального развития личности, дети искренне доверяют сказке, а значит с ее помощью легче развивать и воспитывать дошкольников. Благодаря сказке ребенок познает окружающий мир, узнаёт много нового и интересного о явлениях природы, о растениях, о свойствах разных предметов. Также дошкольники развивают способности к анализу и оценке поведения героев, развивается эмпатийные способности (понимание и сочувствие, желание помочь). Книга дает возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. В связи с этим, сказочный материал может быть основой для развития познавательной активности детей. Таким образом, процесс детского экспериментирования можно эффективно сочетать с процессом ознакомления со сказками, так как они оба являются эффективными методами познания закономерностей и явлений окружающего мира, открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность ребенка – природного исследователя окружающего мира.

Организация работы по опытническо – экспериментальной деятельности с использованием художественной литературы

Одним из главных условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является создание развивающей предметно – пространственной среды (РППС).

РППС окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Можно рекомендовать воспитателям организовать в группе «Центр науки», в который входит оборудование для опытническо – экспериментальной деятельности, которое используется при проведении НОД и самостоятельной деятельности детей, с помощью которого ребенок может совместно с воспитателем или самостоятельно продолжить исследования изучаемой темы.

Требования при оборудовании «Центра науки» :

• Безопасность для жизни и здоровья детей;

• Достаточность;

• Доступность расположения.

• Также для организации самостоятельной детской деятельности целесообразно разработать карточки-схемы проведения экспериментов, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования должен меняться в соответствии с темой недели, проводимой в ДОУ.

Материалы должны быть подобраны в таком количестве, что одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей.

Занятие по опытническо - экспериментальной деятельности в младшем возрасте.

В младшем возрасте занятие в рамках опытно-экспериментальной деятельности строится с учётом возрастных особенностей детей 3–4 лет и по нормам САНПИН длится не более 15 минут. Структура занятия сочетает в себе разнообразные формы для профилактики переутомления у воспитанников и поддержания позитивного настроя: развлекательные, подвижные и дидактические игры, физкультминутки и пальчиковую гимнастику, познавательные и дидактические беседы, разучивание стишков, разгадывание загадок, прослушивание музыкальных фрагментов и исполнение песенок, рассматривание иллюстративных материалов. НОД проводится 1 раз в неделю с подгруппой детей не более 10 человек.

В своей работе используем традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются (наглядные, словесные, практические), а также

инновационные методы, такие как:

«Игры-эксперименты» - поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др.).

«Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию входе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.

«Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.

Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние).

К моделированию в опытно-экспериментальной деятельности способны дети 3–4 лет (например, моделируют вихрь при мощи кусочков бумаги и создания воздушного потока, важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и доступной, от близкого к далекому.

Проблемные и поисковые ситуации – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».

Элементарный опыт– это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по познавательной деятельности. Для наиболее полного изучения, какого – либо явления или предмета, возможно применение метода проектов. Данный метод позволяет делить информацию на мелкие части, проводить серии опытов, устанавливать связи между условиями и результатами деятельности. Например, проекты: «Волшебница вода», «Мир металла», «Бумажная сказка».

Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию. Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется на завершающем этапе проектной деятельности. Лэпбук хорошо подходит для применения в разновозрастных группах. Лэпбук - отличный способ осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки обучения.

В связи с существующими изменениями в системе дошкольного образования внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в экспериментальную деятельность позволяет наиболее полно и успешно реализовать новые стандарты образовательного процесса в ДОУ. ИКТ позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация, слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия.

В настоящее время проблема приобщения ребенка к чтению стоит очень остро. К сожалению, в наше время телевидение и Интернет существенно снизили престиж чтения книг. В домашнем досуге книга всё чаще заменяется просмотром телепередач, видеоиграми, редкостью становятся домашние библиотеки. Поэтому сегодня, в меняющейся социально-культурной ситуации, перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема поиска эффективных путей приобщения дошкольников к книге, воспитания будущего юного читателя с учетом современных требований ФГОС ДО. Во все времена ценность книги и чтения неоспорима. Книга для человека – это универсальное, и, в первую очередь, воспитывающее, развивающее и образовательное средство. С самых ранних лет она формирует личность ребёнка, воспитывает нравственные качества, помогая видеть добро и зло через поступки героев, позволяет усвоить нормы поведения. Учитывая реалии сегодняшнего дня, мы, сохраняя традиционные, искали новые, современные формы работы с детьми и одной из них является умелое сочетание чтения художественной литературы и познавательно - исследовательской деятельности. Считаем, что знакомство детей с произведениями русской и зарубежной художественной литературы, служит базовой основой познавательно-исследовательской деятельности.

Модель обучения детей организации опытническо-экспериментальной деятельности посредством художественной литературы :

В своей работе используем сказки (русские народные, авторские, загадки, потешки, стихи и рассказы, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал. Познавательно-исследовательская деятельность детей с участием персонажей знакомых и любимых сказок позволяет сделать знакомство с произведениями художественной литературы занимательным и интересным. Осуществляя эту своеобразную деятельность, ребенок мысленно становится на позицию героя, прослеживает ход его действий, сочувствует его успехам и неудачам, вместе с героем он стремится достигнуть определенных целей. Таким образом, сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, и побуждает каждого ребёнка к деятельности. Ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником поисково-исследовательской деятельности.

Произведение подбираем с таким содержанием, на основе которого можно развернуть детское исследование.

1. Доступность произведений детскому пониманию. Произведение может воздействовать на чувства ребенка, только когда понято им.

2. Реалистичность. Важны стихи, сказки и рассказы, описывающие реальную жизнь животных в природе, их внешний вид, повадки, жилища и др.

3. Привлекательность для детей. Следует подбирать произведения с интересным сюжетом, насыщенные поэтическими образами.

4. Соответствие возрасту детей.

Художественное произведение, выбранное для опытнической деятельности, читается заранее, в соответствии с требованиями к чтению художественной литературы.

Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию в младшей группе и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части.

• В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова.

• Во второй части проводится беседа о прочитанном, с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

• В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип – показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста. Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким.

При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приё мы формирования полноценного восприятия произведения детьми:

1. Представление жанра, автора, названия произведения;

2. Объяснение незнакомых слов;

3. Выразительное чтение воспитателя;

4. Беседа о прочитанном;

5. Повторное чтение;

6. Рассматривание иллюстраций.

Примерный ход опытническо-экспериментальной деятельности :

Воспитатель, совместно с детьми вспоминают о том, какое произведение читали недавно, о чем оно? Далее воспитатель зачитывает ту часть литературного текста, которая вводит детей в определенную ситуацию. Затем взрослый помогает детям выдвинуть цель «Чем можем помочь и как?», гипотезы (их может быть несколько). Затем следует выбор гипотез для практической проверки, для чего организуется специальная обстановка. Содержание опытнической деятельности, внедренная в сказку, успешно принимается всеми детьми. Далее с детьми обсуждаются условия и организация опыта. Выделяется основной принцип проведения опыта. А затем обсуждается полученный результат, реальная возможность применить его в данной ситуации. Делается вывод.

Структура детского экспериментирования

При формировании навыков опытническо-экспериментальной деятельности можно использовать следующую структуру (по методике Александры Ивановны Ивановой).

1. Осознание того, что хочешь узнать.

2. Формулирование задачи исследования.

3. Продумывание методики эксперимента.

4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.

5. Прогнозирование результатов.

6. Выполнение работы.

7. Соблюдение правил безопасности.

8. Наблюдение результатов.

9. Фиксирование результатов.

10. Анализ полученных данных.

11. Словесный отчет об увиденном.

12. Формулирование выводов.

Структурно-логическая схема формирования навыков экспериментирования в младшей группе.

Этапы эксперимента Младшая группа

1-ый этап

Осознание проблемы Проявляют любопытство, задают первые вопросы

2-ой этап

Формулирование задачи Задачу эксперимента формулирует воспитатель, дети ее понимают

3-ий этап

Продумывание методики При проведении простейших экспериментов начинают отвечать на вопрос взрослого «Как это сделать?»

4-ый этап

Выслушивание инструкций и рекомендаци К концу года начинают выполнять инструкции, содержащие два поручения сразу

5-ый этап

Прогнозирование результатов При проведении простейших опытов начинают отвечать на вопрос «Что случится, если мы это сделаем?»

6-ой этап

Выполнение работы Работают вместе с воспитателем

7-ой этап

Выполнение правил безопасности Начинают предвидеть некоторые последствия своих действий. Реагируют на предупреждения взрослых, если до этого убеждались в их правильности. Контроль со стороны взрослых обязателен

8-ой этап

Наблюдение результатов Появляются первые признаки произвольного внимания. Непрерывное наблюдение длится 1-2 минуты. Простые наблюдения ведутся самостоятельно, остальные - под непосредственным руководством педагога

9-ый этап

Фиксирование результатов К концу года начинают использовать готовые формы (циферблаты, фотографии, картинки)

10-ый этап

Анализ полученных

данных Запоминают последствия некоторых экспериментальных воздействий. Понимают простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей

11-ый этап

Словесный отчет об увиденном Развернуто отвечают на вопросы взрослых по теме наблюдения. Нуждаются в большой поддержке со стороны воспитателя

12-ый этап

Формулирование выводов Отвечают на вопросы взрослых по теме наблюдения и эксперимента

Использование мотивации при построении НОД.

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Цель мотивации - заинтересовать ребенка, поставить перед ним какую-то проблему и побудить решить ее.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:

o Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.

o Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне».

o Третий тип мотивации «Научи меня» - Основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

o Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - Основан на внутренней заинтересованности ребёнка.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

o Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)

o обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

o обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

o действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

В заключительной части НОД, возможно использование такой эффективной формы работы с детьми младшего возраста, как открытый конец занятия. Целью которого является, - Создание эмоционального настроя на последующую деятельность, на использование полученной информации, приобретённых умений в самостоятельной деятельности.

Таким образом, мы считаем, что эффективность работы с детьми 3-4 лет по развитию познавательно - исследовательской деятельности в опытах и экспериментах, посредством художественной литературы, будет высокой при систематическом планировании, создании условий, применении разнообразных дополняющих друг друга методов, приемов, форм.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Данная работа предусматривает активное привлечение родителей к сотрудничеству. Нельзя забывать, что много ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдая за действиями членов семьи. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы. Поэтому очень важно, привлекать родителей к совместной работе по данному вопросу. Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умений. Это связано с их переживаниями об успешности и благополучии своего ребенка в современном мире.

Сотрудничество семьи и образовательного учреждения – наилучшая форма по оптимизации процесса детского развития, опирающаяся на естественные потребности и наклонности ребёнка. Особый интерес в связи с этим вызывает проблема выявления возможностей сотрудничества педагогов и семьи, содержанием которого является организация детского экспериментирования. Для повышения родительской компетентности возможно использование консультаций, рекомендации различной тематики:

o «Организация детского экспериментирования в домашних условиях (правила для родителей)»;

o «Маленькими шагами в удивительный мир!»

o «Экспериментируйте, играя»;

o «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».

o «Как отвечать на детские вопросы?»

o «Книга – наш лучший друг».

o «Как правильно читать детям сказки?»

Также целесообразно в работе с родителями использовать листовки, буклеты, например, «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», где можно предложить родителям варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей, правила при проведении экспериментов и пр.

Интересным приемом в работе с родителями, может быть, постоянно действующая рубрика в уголке для родителей «Игротека маленького исследователя», где родителям, могут быть, предложены различные формы проведения совместных с детьми элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

Возможно использование в работе интерактивных игр, таких как «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», а также проведение родительских собраний в нетрадиционной форме.

На собрании родителям важно дать очень важный совет: не торопиться давать ребенку готовые ответы, предоставить ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок сразу сможет ответить на вопрос, необходимо дать ему время. Не спешить даже после того, как вы убедитесь, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить, нужно задавать ему наводящие вопросы, подвести к тому, чтобы «открытие» сделал он сам.

Благодаря взаимодействию с родителями исследовательская деятельность выходит за рамки образовательного учреждения, дети делятся полученными знаниями с родителями и продолжают более детально исследовать проблему в домашних условиях. Результатом таких домашних исследований могут стать проекты, созданные совместно с родителями, которые дети с удовольствием могут представить в детском саду, а также в форме презентаций или при помощи различных платформ (типа ЗУУМ, Дискорт, Ютуб и пр.)

Также, одной из интересных и нетрадиционных форм работы с родителями может быть, изготовление, совместно с родителями, лепбука на изученные темы, либо вопрос ребенка, либо по прочитанным произведениям: сказкам, рассказам, потешкаи и пр.

Интересной формой работы с родителями можно считать фотовыставки, например, предложить родителям, провести дома с детьми элементарные опыты и принять участие в фотовыставке «Экспериментируем дома». Результатом этой работы также будут служить интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе проводили эксперименты и опыты.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и взаимопонимания между родителями и педагогом. Очень важно привлекать родителей к помощи в создании РППС группы, в оборудовании «Центра Науки», в пополнении его необходимыми материалами. Все это способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Такое взаимодействие с родителями увеличивает интерес к исследовательской деятельности своего ребенка.

Литература :

1. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/ : детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.

2. Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005

3. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990.

4. Дыбина, Щ. В. Неизведанное рядом [Текст] : опыты и эксперименты для детей / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - М. : Сфера, 2010. - 192 с. - (Ребенок в мире поиска). - Библиогр. :186с.

5. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 3-4 г.

6. Интернет-ресурсы

Публикации по теме:

«Лаборатория профессора Всезнайкина». Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности детей«Лаборатория профессора Всезнайкина». Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности детей Нам известно,что дети задают много вопросов,им интересно все что происходит вокруг,они хотят все узнать,все попробовать. Мы организовали.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений»Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений» Цель: Формирование познавательного интереса к познанию нового. Задачи: Развить творческую индивидуальность детей; Развить воображение,.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Все профессии важны» Цель: Формирование у детей представлений о различных видах профессий. Задачи: • Познакомить детей с видами профессий, показать значение.

Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулкеМоделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышами. У них накапливается чувственный.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 3–4 лет в опытах и экспериментах посредством литературы
Опубликовано: 14 января 2023 в 14:48
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 3–4 лет в опытах и экспериментах посредством литературы» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Новикова (УИ 80134) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД