Самойлова Мария
Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Самойлова Мария Михайловна
Тема : «Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
«Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать»
(В. А. Сухомлинский)
Высказывание великого педагога В. А. Сухомлинского в наше время имеет огромное значение в воспитании ребёнка.
Публикация «Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Актуальность этой темы в наше время не вызывает сомнения. Необходимость воспитания у дошкольников таких качеств как доброта, отзывчивость не вызывает сомнения. Сегодня проблема жестокости и равнодушия среди детей становится все более явной. Это проявляется в виде чрезмерной агрессии и отсутствии таких качеств как отзывчивость, сопереживание.
Затруднено на сегодняшний день формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Так как большинство взрослых сами утратили моральные качества. Так же огромное влияние на детей имеет телевидение, интернет с его все доступностью. И все мы знаем, сколько там жестокости и зла.
Доброта играет важную роль в развитии самооценки и уверенности в себе детей. Когда ребёнок получает положительное отношение и поддержку со стороны окружающих, он чувствует себя важным и ценным. Это помогает ребёнку строить положительное отношение к себе и верить в свои силы. Когда дети видят, что их отношение к окружающим и забота о других приветствуется и оценивается, это им даёт мотивацию продолжать поступать так же.
Нам, педагогам нужно создавать все условия, чтобы воспитывать нравственные качества у детей. Нужно создавать эмоционально-положительный климат в группе, проявлять добрые чувства к окружающим, моделировать ситуации, которые позволяют проявлять добрые и положительные чувства. Педагог может использовать различные приё мы и методы работы с детьми:
- театрализованные игры;
- беседы;
-чтение художественной литературы;
-моделирование различных ситуаций;
- загадывание загадок;
- создание проблемных ситуаций и мн. др.
Ежедневно, изо дня в день ребёнок должен постигать уроки нравственности. Особое значение в воспитании доброты я уделяю художественной литературе, в особенности русским народным сказкам, ведь они напрямую учат детей добру. Чтение развивает фантазию, а ещё может вызвать у ребёнка желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помочь кому-то и познакомится с нормами поведения. При этом важно направить чувства и мысли малышей в нужное русло. Ребёнок должен научиться сравнивать, сопоставлять поступки.
В дошкольном возрасте доброта и отзывчивость должны быть сформированы хотя бы на элементарном уровне. Если мы этого не сделаем, то дальнейшее формирование моральных норм станет всё более проблематичным. Поэтому наша задача научить детей быть добрыми, заложить в них основы нравственного поведения.
«Всех нужнее и дороже в этом мире доброта!»