Мамедова Ирина
Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой
▼ Скачать +Заказ
Консультация для родителей
«Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»
В настоящее время наши дети с раннего детства проводят много времени у компьютеров, смотрят мультфильмы, которые наводят ужас, что сказывается на их психическом и физическом здоровье. После компьютерных игр и просмотра «страшных» мультфильмов, дети зачастую становятся злыми, агрессивными. У детей не формируются понятия о том, «что такое хорошо, и что такое плохо», не формируется та, особая форма общественного сознания и общественные отношения, которые принято называть нравственностью.
Публикация «Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Нравственность представляет собой ценностную структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей дошкольного возраста играет художественная литература. Детская книга рассматривается как средство нравственного воспитания многими педагогами и писателями. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, как деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.
Из огромного количества существующих литературных жанров, для нравственного воспитания дошкольников можно выбрать традиционные виды: малые формы устного народного творчества (для младшего дошкольного возраста, рассказы детских писателей (для среднего и старшего возраста) и сказки (для всех возрастов). Выбирая для чтения поэзию, нужно придерживаться произведений с ярко выраженным сюжетом (например, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака).
Малые фольклорные формы устного народного творчества (песенки, потешки, прибаутки) характеризуются чёткостью, краткостью и выразительностью. Веками народ отбирал и хранил их, передавая из уст в уста. Наполненные народной мудростью они оказывают на маленького человека и нравственное влияние – пробуждают чувство симпатии, любви к людям, всему живому. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку - баюкает младенца. В возрасте 2-4 лет ребенок еще не всегда может дать правильную моральную оценку поступкам героев песенки или потешки. Поэтому важная роль отводится воспитателю, он помогает осмыслить ситуацию, перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у детей удовольствие и радость, сформируют соответствующее отношение к героям и их поступкам.
Удивительно разнообразен мир авторских и народных сказок: от предельно простых по форме и содержанию до сказок с острым и захватывающим сюжетом. В сказках осмеиваются такие пороки человека как заносчивость, трусость, глупость, лень и злоба, красочно рисуется борьба могущественных сил зла с силами добра, представленных чаще в образе самого человека. Сказки рассказывают о том, что мужество, преданность и стойкость обязательно побеждают зло. Мышление ребенка дошкольного возраста отличается образностью и конкретностью; он оперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными образами и конкретными представлениями и на их основе делает обобщения, выводы. Прежде всего, в формировании нравственных основ ребенка педагогу помогает народная сказка. Основная мысль, идея такой сказки выражена с помощью метода «активной наглядности» : путем развёртывания конкретных фактов, событий. Герои народной сказки представляют собой живые фигуры, взятые из реальной действительности. Они обрисованы четко, определенно. Эта определенность достигается тем, что герой сказки, как правило, отличается ярко выраженной чертой характера (добротой, трусостью, смелостью и т. д.). Все его поступки подчинены одной, характеризующей его, черте характера: добрый герой – остаётся добрым до конца, злой – злым. Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе! Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, «Коза и семеро козлят» предостерегает: открывать дверь незнакомцам нельзя, можно попасть в беду, «Красная шапочка» быть внимательным к наставлениям взрослых. В старшем дошкольном возрасте становится возможным использование рассказов детских писателей (Н. Носов, В. Драгунский, М. Зощенко, К. Ушинский и т. д.). Жанр рассказа также очень удобен для иллюстрации нравственных норм : в центре сюжета, как правило, одно событие, воплощённое в эпизоде из жизни героя. Рассказ имеет дело с готовыми характерами, которые раскрывают свои черты в определённых ситуациях. Если характер героя меняется, то это происходит под влиянием каких-либо событий.
В своей работе надо стараться подбирать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей : товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе (В. Осеева, В. Бианки, В. Сутеев).
При опросах и анкетирование родителей можно увидеть, что лишь единицы из них сохраняют в своих семьях традиции семейного чтения, родители ссылаются на нехватку времени и соответствующих знаний. С целью возрождения чтения книг в семье можно провести консультации для родителей «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Развитие ребёнка и традиции семейного чтения», дать советы по организации семейного чтения. Обратить внимание родителей на то, что у читающих родителей, как правило, читающие дети, а семейное чтение – это хороший способ мотивировать ребёнка научиться читать самому.
С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры можно использовать следующие формы работы:
- групповые собрания;
- консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Чтобы дети росли добрыми»;
- выставки книг;
- открытые занятие с участием родителей;
- совместная творческая деятельность родителей и детей;
- полезные советы;
Таким образом, можно сказать, что обращаясь к чувствам дошкольника через художественную литературу, мы можем формировать нравственное отношение к окружающему, закладывать тем самым моральные основы его будущей человеческой деятельности.