МААМ-картинки

Развитие нравственно-эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки

Елена Ананьина
Развитие нравственно-эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд

Разрешите представиться – я, Ананьина Елена Федоровна, воспитатель детского сада «Малышок».

2 слайд

Представляю вашему вниманию презентацию практических достижений своей профессиональной деятельности «Развитие нравственно-эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки»

Свое выступление я хочу начать со слов выдающегося педагога

"Сказка-это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений (В. А. Сухомлинский)

3 слайд

Публикация «Развитие нравственно-эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки» размещена в разделах

Процессы модернизации, происходящие в российском образовании ориентированы не только на процесс усвоения обучающимися определенной суммы знаний, но также направлены на развитие личности дошкольников, формирование их познавательных интересов, нравственных и эстетических чувств.

В современных условиях развития страны и общества все большее значение приобретает нравственно-эстетическое начало, охватывающее как искусство, так и отношение к природе, личностные взаимоотношения людей, эстетику труда и производства, быта и поведения. Современное общество расширило границы нравственно-эстетического восприятия, следовательно, сформировался социальный заказ на нравственно-эстетическое воспитание детей через развитие их эстетических чувств.

Согласно ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие основано на ценностно-смысловом восприятии и понимании произведений различных видов искусства (музыкального, словесного, изобразительного, а также мира природы; сформированность эстетических чувств к окружающей действительности; формирование представлений о основных видах искусства через процесс восприятия музыки, фольклора, художественной литературы; стимулирование процесса сопереживания различным персонажам художественных произведений; процесс реализации самостоятельной творческой деятельности детей (конструктивно-модельной, изобразительной, музыкальной)

4 слайд

Способность воспринимать окружающий мир с эстетической стороны, творчески проявлять свои умения и навыки способствует воспитанию целостностной личности. Эстетические чувства, которые развиваются у дошкольников, активно воздействуют на его нравственные взгляды и убеждения.

Ученые, которые изучали вопросы эстетических чувств у дошкольников, (А. В. Антонова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, О. С. Ушакова) подчеркивали необходимость их формирования во взаимосвязи ознакомления с различными видами искусства, в том числе и литературы.

5 слайд

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Сухомлинский В. А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

6 слайд

Целью моей работы является развитие нравственно-эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки

Для реализации цели перед собой я поставила следующие задачи:

1. Создать необходимые условия для знакомства детей с народными сказками.

2. Познакомить детей со сказками в рамках их возраста.

3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

4. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.

7 слайд

Мною была выдвинута гипотеза: Народная сказка будет выступать как средство развития нравственно – эстетических чувств старших дошкольников, если:

1. при работе с народной сказкой проводить продуктивную деятельность с дошкольниками, основанную на разнообразном иллюстративном материале;

2. применять театрализованную деятельность как средство развития эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста;

3. приобщать дошкольников к различным видам искусства

8 слайд

В реализации данной темы используются различные методы и

приемы, формы организации детских видов деятельности, которые позволяют интегрировать задачи развития нравственно – эстетических чувств средствами народной сказки с задачами других образовательных областей. Например:

1. Сказка – это мощное средство речевого развития (поэтические особенности сказки, своеобразие языка, словаря, построение сказочных фабул вносит неоценимый вклад в языковое развитие дошкольников.

( Образовательная область: речевое развитие,

2. Сказка – это свод представлений об окружающем мире, о людях, отношениях, т. е. средство познавательного развития. ( Образовательная область: познавательное развитие).

3. Сказка – это также вид искусства, который в синтезе с музыкой, изобразительным творчеством, театром помогает освоить представления о мире в художественно – эстетическом контексте. ( Образовательная область:

художественно – эстетическое развитие).

4. Сказка неоценима и в социально – коммуникативном развитии детей, развитии их представлений о нормах и ценностях, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; становлении самостоятельности,

развитии эмоциональной отзывчивости, формировании позитивных установок к различным видам труда и творчества. В сказках также предлагаются модели общения и взаимоотношений между людьми. ( Образовательная область:

социально – коммуникативное развитие).

5. Сказка – это образец здорового- в народном понимании образа жизни, единения с природой для - достижения гармоничного физического и духовного развития. ( Образовательная область: физическое развитие)

9 слайд

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, пересказ, их обсуждение, театрализованное исполнение сказок, творческие выставки детских работ по мотивам сказок и многое другое. Образовательный процесс можно осуществлять:

1. В ходе ООД

2. В ходе режимных моментов

3. В процессе совместной деятельности педагога с детьми

4. При организации самостоятельной детской деятельности

10 слайд

Развитие нравственно-эстетических чувств старших дошкольников средствами народной сказки проходит в следующих направлениях:

• Через формирование развивающей среды :

- в книжный уголок – были внесены русские народные сказки, альбом с иллюстрациями по сказкам;

- в речевую зону – внесены дидактические и настольно - печатные игры по теме;

- изготовление и постепенное внесение разных видов театров;

- в игровую зону реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, набор кукол, ширмы для кукольного театра, элементы костюмов героев сказок, маски, русские сарафаны, косоворотки;

- в зону изобразительной деятельности – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам.

• Через приобщение к прекрасному в природе, которая к тому же в сказках зачастую сильно влияет на характер и облик героев. Природа гармонична в своей красоте, процессы, происходящие в ней наглядны.

Через приобщение к различным видам искусства: музыку, живопись, литературу, театр. (в группе имеется фонотека с народными песнями, позволяющие озвучить те или иные сказочные сюжеты)

• Через художественную деятельность, как организованную в рамках ООД, так и самостоятельную творческую деятельность.

11 слайд

12 слайд

13 слайд

Для развития нравственно-эстетических чувств старших дошкольников средствами народной сказки, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. Отбирая сказки, всегда анализирую их, продумываю, как сказка может повлиять на ребенка. Какие чувства вызовет. Поэтому стараюсь подобрать такие произведения героями, которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей.

14 слайд

В течение года с детьми проводится работа по отобранным сказкам. В первых числах месяца знакомлю детей со сказками, обсуждаем их, разбираем особенности характеров главных героев, их поступки. Затем по каждой сказке мы проводим организованную образовательную деятельность по рисованию, аппликации или лепке, оформляем выставку работ, или поделок; далее знакомимся с мультипликационными или художественными фильмами по предложенным сказкам, рассматриваем картины, слушаем подходящую музыку. Эти формы работы вызывают у детей живой интерес и массу эмоций, ведь они могут сами в соответствии со своими представлениями продемонстрировать свои эстетические чувства : показать героев сказки, подобрать краски, костюмы для создания того или иного образа. Также детям очень нравится рассматривать работы товарищей и отмечать в них удачные моменты. Как правило, работа со сказкой заканчивается театрализацией, которая проводится или для родителей, или для детей более младших групп. Театрализация по сказкам является для детей целым событием. Дети стараются не просто выучить роль, они пытаются передать характер своих героев. Массу эстетических чувств у детей вызывает само выступление: радость за хорошо выполненную работу, радость от общения со сверстниками, малышами и взрослыми.

15 слайд

В своей работе учитываю основные принципы дошкольного образования, отмеченные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

16 слайд

Необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой, объяснение важности сказки в развитии внутренней жизни ребенка, творчества, эмоциональной сферы, чувств. Народная сказка не должна представляться как временное явление в развитии ребенка. Мною используются следующие виды работы с родителями:

• Тематические родительские собрания.

• Дни открытых дверей.

• Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам, участие в них.

• Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера.

• Участие в тематических конкурсах.

• Участие в проектной деятельности.

Наглядная информация. Так в уголке для родителей представлена информация в виде списка литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.

Также помещаю советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Провожу индивидуальное консультирование и беседы с родителями. Таким образом, всю работу по развитию нравственно – эстетических чувств средствами народной сказки провожу совместно с родителями.

17 слайд

Подводя итог можно сделать выводы: народная сказка является одним из самых доступных средств для развития нравственно – эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста. Эффективность проделанной работы выражается в том, что дети стали:

• положительно эмоционально отзываться на проявления прекрасного;

• испытывают чувство радости, как от своих достижений, так и от успехов других людей, сочувствуют, сопереживают не только героям сказок, но и людям;

• у них формируется чувство прекрасного;

• эмоционально-ценностное отношение к окружающей ребенка действительности;

• осознают первоначальные эстетические качества в произведениях искусства;

• сами придумывают загадки, сочиняют сказки

В конце своего выступления хотелось бы добавить:

Сказка – это маленький волшебный мостик, соединяющий нас с нашими детьми. Чем больше таких мостиков мы построим – тем крепче будут наши отношения с детьми, тем более уверенными в себе и своих силах вырастут они. Поэтому я говорю: «Пусть будет сказка. И чем больше сказок будет, тем интереснее и веселее станет наша жизнь.

18 слайд

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Работа по самообразованию на тему: «Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».

Консультация «Развитие нравственно-эмоциональных чувств, навыков общения у детей дошкольного возраста» Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания. Учить чувствовать – это самое трудное, что есть.

Народная сказка как средство воспитания эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста Современная концепция дошкольного воспитания основана на понимании важности и необходимости работы по воспитанию эстетических чувств дошкольников.

Развитие познавательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста средствами активных методов ОД в подготовительной группе "Соль друг - соль враг" Задачи 1. Стимулировать детей к формулированию собственных выводов; 2. Развивать речевую.

Развитие художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии Презентация "Развитие художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии" Выступление.

Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства Алексеева Татьяна.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами математических игр Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами математических игр (методические рекомендации).

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования Воспитатель МБДОУ Детский сад № 40 Новаторова А. А. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования.».

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребе6нка,.

Влияние семьи на формирование у детей дошкольного возраста нравственных и эстетических чувств Развитие общества сопровождается постоянными изменения, в том числе и в духовно-нравственной сфере. В настоящее время больше всего это сказывается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие нравственно-эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 11:02
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие нравственно-эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ананьина (УИ 1563389) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД