Людмила Засаднюк
Развитие музыкальной одарённости у старших дошкольников через музыкально-инструментальную, исполнительскую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Музыка во
ы»
Поддержка одарённых детей на данном этапе развития современного образования является достаточно актуальным. Проблема обусловлена потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Музыкально одарённый человек всегда ценился в обществе. Это человек духовно богатый, творческий, способный созидать прекрасное.
Публикация «Развитие музыкальной одарённости у старших дошкольников через музыкально-инструментальную, исполнительскую деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2019
Значение инструментальной, исполнительской музыкальной деятельности, как известно, для развития музыкально-одарённых детей трудно переоценить. Данная деятельность развивает все виды музыкальных способностей, а так же творческий потенциал ребёнка.
Как вариант, для развития детей в этом направлении, предлагаю инструментальное творческое музицирование на тему «Музыка воды». Данный метод был апробирован мной в работе с детьми и доказал свою эффективность. В чем же ценность этого метода? Необычность, нестандартность содержания темы, на основе ассоциативного мышления, пробуждает у детей интерес, мотивирует на деятельность (хочу узнать, услышать, хочу попробовать, развивает музыкальные способности, порождает новый виток в развитии воображения, фантазии, а значит творчества. Особенно это важно для одарённых детей, так как способный, одарённый человек всегда стремится к творчеству, а развивать творческие способности, как и любые другие, как известно, необходимо именно с дошкольного возраста.
Введение детей в тему «Музыка воды» можно осуществлять с помощью беседы, практических упражнений и рассказа о том, что музыка, как одно из прекрасных творений человека и природы, окружает нас повсюду и если прислушаться, можно услышать её. Как это прекрасно, не только увидеть, но и услышать многообразие окружающего мира! Музыку рождают музыкальные инструменты, есть своеобразная музыка и у различных предметов (например «Кухонный оркестр», есть своя удивительная музыка и у природных явлений, ведь мир вокруг нас такой живой, чудесный и неповторимый: моря и реки, леса и горы, растения и животные. Какую же музыку можно услышать в природе? (шелест листьев, журчание ручья, шум летнего дождя и т. д.). А как вы думаете, дети, у воды есть своя музыка? А что же рождает музыку воды, или, где мы можем её услышать? (шум дождя, звон ручейка, капели, шум морского прибоя и т. д.). А как вы думаете, какое настроение, например, у музыки осеннего дождика? (унылое, монотонное звучание) А у весеннего ручейка? (радостное, волнующее и т. д.) Перед вами музыкальные инструменты, которые всем вам хорошо известны. Как вы думаете, на которых из них мы можем изобразить то или иное звучание воды? (колокольчик, например, может изобразить журчание ручейка, треугольник – звуки весенней капели, музыкальный инструмент «Дождик» - бурный поток воды и т. п.) Дети, предложившие свой вариант ответа, могут изобразить на музыкальном инструменте то или иное звучание воды, импровизируя с ритмом, темпом и силой звучания инструмента.
Чтобы глубже заинтересовать детей темой «Музыка воды» можно проиграть с ними музыкальные мини-сказки с элементами импровизации на музыкальных инструментах, рассчитанные на подгруппу детей. Как пример, предлагаю музыкальную сказку «Чья музыка красивее?» Её цель: развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха, воображения, фантазии, творческого инструментального музицирования. В плане интеграции образовательных областей: формирование элементарных экологических представлений, воспитание любви к природе.
Для озвучивания сказки к музыкальным инструментам (музыкальный треугольник, музыкальный инструмент «Дождик»)
необходимо добавить предметы, которые будут озвучивать того или иного персонажа сказки. Например, «водяные маракасы» - эстетично оформленные бутылочки с небольшим количеством воды. А так же, маленькую леечку с водой и с поддоном и два стаканчика с водой и трубочками.
Перед началом игры необходимо распределить роли и инструменты, для озвучивания того или иного героя сказки. (Инструменты для озвучивания героев сказки дети выбирают сами.)
Герои сказки:
1. Весёлая лужица - можно предложить детям озвучивать Весёлую лужицу «водяными маракасами». Их звучание очень похоже на звук, когда по лужице шлёпают «весёлые» сапожки.
2. Звонкая капель - например, музыкальный треугольник. (Звонкое звучание, похоже на звонкие капли.)
3. Бурный водопад - например, музыкальный инструмент «Дождик». (Звучание громкое, звонкое, есть схожесть с бурным потоком воды.)
4. Весёлая леечка.
5. Горные ручейки (2-6 шт.) - стаканчики с водой и трубочками.
Перед началом игры, необходимо напомнить детям, что силу звучания инструмента, темп и ритм они выбирают самостоятельно, в зависимости от образа героя сказки.
.
Содержание сказки:
- Собрались однажды вместе Весёлая лужица, Звонкая капель, Бурный водопад, Леечка и Горные ручейки. И стали они спорить: - «Чья музыка красивее?» Лужица сказала : - «Моя музыка красивее, потому, что по мне шлёпают весёлые сапожки и мою водичку пьют земля, цветы и травка. И зазвучала Лужица своей весёлой музыкой. (Исполнение).
Но Лужице возразила Звонкая капель: - «Нет, моя музыка красивее. Она звонкая и весёлая. Мои капельки рождают ручейки и они тоже питают всё живое. Вот послушайте мою музыку! (Исполнение)
- Да нет же, моя музыка красивее! – возразил Бурный водопад. – Мои воды быстрые, чистые и сильные, и музыка моя громкая и звонкая. Мною любуются все и все восхищаются моей музыкой. (Исполнение).
И тут все услышали тихий голосок маленькой Леечки: - А моя музыка не громкая, но тоже очень красивая и я тоже приношу пользу растениям, помогаю людям поить их водичкой. (Исполнение).
- Нет, наша музыка красивее – это вступили в спор Горные ручейки. – Наша музыка удивительная, бурлящая и вся природа в горах заслушивается ею. Наши воды, прозрачные как слеза, стекаются в озеро и тоже питают всё живое. (Исполнение).
Так они и спорят все вместе до сих пор, а люди и вся окружающая природа слушают удивительную музыку воды!
Далее, следует исполнение детьми «музыки воды» шумовым оркестром на фоне негромкого аудио сопровождения (лиричное музыкальное произведение по выбору педагога). Герои сказки, как отдельные партии оркестра, вступают в игру по усмотрению дирижёра, роль которого может исполнять как педагог, так и ребёнок.
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-291719-1571803952.jpg[/IMG]