Татьяна Жаркова
Развитие экологической культуры дошкольников через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Т. А. Жаркова
МБДОУ № 243, г. Красноярск
Современное содержание дошкольного образования простроено с учетом нормативных документов: Закона об Образовании (2013г., Концепции дошкольного образования, ФГОС ДО (2014г., Примерных образовательных программ дошкольного образования, имеющих гриф ФГОС и программы дошкольной образовательной организации.
Публикация «Развитие экологической культуры дошкольников через проектную деятельность» размещена в разделах
Образовательное дошкольное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:
1. «Обеспечить индивидуальное развитие каждого ребенка.
2. Реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений.
3. Помнить, что ребенок – активный участник педагогического процесса.
4. Привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт.
5. Обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей» [2].
Современное экологическое воспитание представляет собой «динамичную систему ценностных ориентаций и установок, направленное на воссоздание и развитие природно-социального богатства, накопленного человеческим обществом на протяжении длительного периода» [3].
Как верно утверждает Н. М. Мамедов, «экологическая культура предстаёт как новый способ соединения человека с природой, примирения его с ней на основе более глубокого понимания» [1].
«Экологическое образование и воспитание — чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического воспитания» [4].
Экологическое воспитание это целенаправленная систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие экологической образованности и воспитанности детей.
Содержание экологического образования дошкольников раскрывает одно из направлений ФГОС ДО – это «Познавательное развитие», которое реализуется через разные формы образовательной деятельности, такие как наблюдения, экспериментирование, проектирование и т. д.
Воспитание интереса к окружающей природе, приобщение к природе как всеобщей ценности, формирование основ экологической культуры – это основные задачи экологического образования дошкольников.
Одним из эффективных форм приобщения к ценностям природы, на наш взгляд, является проектная деятельность. Проектная деятельность – это новая познавательная форма организации образовательного процесса в ДОУ, включающая интеграцию различных образовательных направлений. Участие ребенка дошкольного возраста в проектах позволяет в полной мере раскрыть творческий потенциал его, заинтересовать родителей и педагогов в сотрудничестве.
Одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста, является проектная деятельность. «Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, и результативность» [2].
Проектная деятельность по экологическому развитию детей дошкольного возраста, по нашему мнению, будет способствовать:
• Обогащению представления о значении растений в жизни природы и человека, строении и функциях частей растения, о необходимых условиях для роста и развития комнатных растений. Последовательная работа позволит раскрыть у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному принятию решений, таких как: узнавание и называние растений в группе и т. д.
• Увеличится словарный запас детей, способствующий умению выстраивать речь, используя сложные предложения и конструкции.
Таким образом, проектная деятельность является очень значимой для детей дошкольного возраста, так как его реализация позволит скорректировать имеющиеся пробелы дошкольников в экологической культуре, расширит их кругозор, что положительно скажется на социализации в обществе.
Библиографический список
1. Урсул А. Д. Государство и стратегии устойчивого развития. М. : РАГС, 2000. С. 197, 195.
2. Электронный ресурс — Режим доступа: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/639498/ ( Дата обращения: 05.02.2019).
3. Электронный ресурс — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-razvitiya-ekologicheskoy-kultury-v-protsesse-obrazovaniya-i-vospitaniya ( Дата обращения: 05.02.2019).
4. Электронный ресурс — Режим доступа: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/865-ekologicheskoe-vospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta/ ( Дата обращения: 05.02.2019).