Наталья Ивановна Иляскина
Проект «Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность :
Актуальность создания данного проекта по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.
Публикация «Проект „Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.
Цель: формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей через вовлечение их в театральную деятельность.
Задачи:
Управленческие
(что должен делать педагог) Личностные
(что должны знать и уметь дети)
1 2
1. Последовательно знакомить детей с различными жанрами художественной литературы (сказка, рассказ, басня, стихотворение, загадка). 1. Дети должны знать сказки, рассказы, стихотворения, басни, загадки в соответствии с возрастом, уметь отличать произведения разных жанров.
2. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию; формировать у детей умение передавать мимикой, позой, жестом, движением свои эмоции. 2. Понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь выразить свое в соответствии с нравственными общественными нормами.
3. Развивать и совершенствовать все стороны речи, добиваться чистого произношения всех звуков, расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи; обучить способам моделирования сказок,способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ. 3. Использовать прямую и косвенную речь; уметь заменять одно слово другим, со сходным значением; самостоятельно составлять по образцу рассказы и сочинять небольшие сказки, использовать при пересказе или сочинении предметы «заместители»,уметь сочинять концовки к сказкам; уметь общаться со взрослыми и сверстниками.
4. Развивать интерес к театру как искусству; воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через вовлечение в театральное творчество. 4. Понимать образный строй спектакля, определять внешние и внутренние признаки театрального помещения; знать театральные профессии, правила поведения в театре; знать различные виды театра (бибабо, пальчиковый, перчаточный, кукольный, теневой).
5. Совершенствовать предметно-развивающую среду для активизации словесного творчества и актерского мастерства; расширять материально-техническую базу, соответствующую требованиям программы. 5. Иметь навыки пользования предметами театрально-игрового оборудования, бережно относиться к ним.
Продолжительность реализации программы – 1 года. В соответствии с направлениями работы были обозначены виды деятельности, периоды и формы работы. Разработан учебно-тематический план по видам деятельности и по периодам обучения.
Предусматривается два периода работы: 1-й период – обучение детей 5-6 лет (2019-2020г).
Работа по развитию у детей речевых навыков средствами театрализованной деятельности проходит через основные виды деятельности и в их взаимосвязи, может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время, в любое свободное время в течение дня, органично включена в различные другие занятия. Главное, чтобы взаимодействие взрослого с ребенком не носило формальный характер.
Участники проекта :
Сотрудники МБДОУ№237, воспитанники и их родители.
Планируемый результат: Ребенок активно и с интересом участвует в театрализованных постановках разного вида театра в качестве актера, с интересом следить за происходящим из зрительного зала в качестве зрителя. Активно принимает участие в подготовке театрального представления.
Содержание проекта
Реализация проекта началась с организации театрально - игровой среды в группе. Подобрали игрушки, атрибуты, литературные произведения, театральные куклы и костюмы. Для музыкального оформления спектакля в группе есть магнитофон, диски. Оформлены театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, дидактические, настольно-печатные и развивающие игры по литературным произведениям. В группе есть стойка для элементов костюмов, простые декорации, ширмы для кукольного и настольного театра.
Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики, речевых игр и упражнений, всех видов театра, сказкотерапии. На занятиях созданы условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей детей, имеет место постановка проблемной ситуации. Также при условии, если родители принимают активное участие в реализации проекта, оказывают помощь педагогу. Работа имеет интегрированный характер. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение, на занятии дети активно двигаются, танцуют и поют. В работу включены дидактические, развивающие игры и упражнения на развитие пространственных отношений, мелкой моторики рук, артикуляционного аппарата, подвижные игры и т. д. В гости приглашаются логопед, психолог, руководитель изостудии, музыкальный руководитель. Некоторые занятия, подвижные игры, повторение ролей и т. д. предусматриваются на улице. Предусмотрены консультации педагога изостудии, психолога и логопеда, педагогами дополнительного образования.
Работа над постановкой проходит в несколько этапов:
1. Подготовительный этап длиться на протяжении длительного времени до, в процессе и после постановки. Включает всю работу по развитию речи в театрализованной деятельности :
-Просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы по ним, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т. д.
-Игры - драматизации
-Разыгрывание разнообразных песенок и стихов
-Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т. д.
-Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации
-Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей
-Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого
-Подвижные речевые игры с персонажами сказок
-Элементы сказкотерапии: придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя произведения, смена характера или действия.
-Интеграция с художественно-эстетической областью развития : рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные методики рисования (ниткография, кляксография,ри сование крупой, аппликация из салфеток, мозаика, пластилинография и т. д. Музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку
-Интеграция с познавательной областью развития : конструирование из крупного и мелкого конструктора, конструктора «лего» и бумаги. Сенсорное развитие – моторика, слух, речь, обоняние ( например: волшебный мешочек)
-Интеграция с коммуникативной областью – чтение художественной литературы, без которой данный проект был бы невозможен
-Интеграция с областями - физическое развитие, здоровье: подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, занятия на свежем воздухе
Первый этап включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю. В это время идет работа над формированием заинтересованности детей к содержанию произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Важную роль на данном этапе имеют выразительное чтение произведения, грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ). На данном этапе проводятся игры с настольным или кукольным театром по сказкам, впервые проводится проигрывание частей драматизации, пробование ролей. Это позволит наиболее адекватно подобрать актеров. Далее предлагается разыграть произведение или отрывок в театрализованной деятельности.
2. Основной этап целиком посвящен непосредственной подготовки к проведению самого спектакля, выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью:
-Выразительное чтение литературного произведения
-Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в ней главные)
-Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.).
-Художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога и т. п.)
-Анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль
-Распределение ролей
-Подготовка атрибутов и костюмов для инсценировки
-Работа над ролью
составление словесного портрета героя
фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр
сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой, анализ придуманных поступков героя
работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача - помощь ребенку в смысле слов и текста
- работа над речью
работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпоритма исполнения, мимики, интонации
- работа над характером роли
- работа над согласованием движений, речью, интонацией, мимикой и характером роли
3. Заключительный этап посвящен организации самого представления. Подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши, проведение консультаций для родителей и т. д. Оформление группы к представлению, последние репетиции и примерка костюмов. Проведение самого мероприятия.
4. Аналитический этап подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде газеты или фотовыставки для родителей, презентация опыта коллегам.
Прежде чем начать работу над проектом, в начале 2019 года я провела диагностику детей 4 -5 лет средней группы №7
Каждый критерий я оценивала:
- высокий уровень – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;
- средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;
- низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.
Результаты диагностики 27– ти исследуемых детей показали:
- интерес к театрализованной деятельности со средним уровнем проявило 5 человек (33,3%, с низким уровнем - 10 человек (66,7%, с высоким уровнем детей не выявлено;
- умение давать оценку поступкам со средним уровнем – 11 человек (73,3%, с низким уровнем – 4 человека (26,7%, с высоким уровнем детей не выявлено;
- владение выразительностью речи со средним уровнем – 2 человека (13,3%, с низким уровнем – 13 человек (86,7%, с высоким уровнем детей не выявлено;
- понимать эмоциональное состояние со средним уровнем -3 человека (20%, с низким уровнем – 12 человек (80%, с высоким уровнем детей не выявлено;
- сопереживание героям сказок со средним уровнем -9 человек (60%, с низким уровнем – 6 человек (40%, с высоким уровнем детей не выявлено;
- вживание в образ со средним уровнем -4 человека (26,7%, с низким уровнем – 11 человек (73,3%, с высоким уровнем детей не выявлено.
Проанализировав результаты констатирующей диагностики, я сделала вывод, что дети группы проявляют малый интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё, умением вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения.