Ляйсан Насырова
Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические основы развития музыкально-
творческих способностей учащихся младших классов на уроках фортепиано
1.1. Психолого – педагогические аспекты развития музыкально -
творческих способностей
Музыкальные способности определяются современной психологией и педагогической как специфическая форма познавательных способностей, которые проявляются в особой духовной деятельности человека (Б. М. Теплов, Г. С. Тарасов, Э. Б. Абдуллин и др.). Способности эти рассматриваются в двух аспектах – как способности к восприятию интонационно - образной, эмоциональной сферы музыки и как способности к ориентированию в её «акустической картине». В самом процессе музыкальной деятельности эти проявления способностей неразрывно связаны : «повышенная эмоциональная отзывчивость на музыку…образует склонность, влекущую за собой развитие слухомоторных способностей, а вместе с ними – музыкального слуха и чувства ритма». Развивающиеся музыкальные способности позволяют человеку более тонко чувствовать красоту, выразительность музыки, воспринимать в ней определённое художественное содержание и воспроизводить в своём исполнении. Полноценное музыкальное развитие (восприятие, исполнение, творчество) требует от человека не только высокоорганизованных специальных способностей, но и высокого уровня общего развития, богатой эмоциональной культуры, тонкой наблюдательности творческого воображения. В современных психолого- педагогических исследованиях (З. А. Ринкявичус, Г. С. Тарасов, В. И. Муцмахер, Г. М. Цыпин, А. Г. Каузова, А. Н. Николаева) музыкальное развитие ученика трактуется значительно шире развития его специальных способностей и на передний план выдвигаются задачи формирования личности ученика.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Проблема способностей подробно освещена в работах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, В. Д. Шадрикова, Я. А. Пономарёва, А. Н. Лука, Д. Кирнарской и других. В современной психологии под способностями принято понимать совокупность функциональных свойств (качеств) системы, проявляющихся в эффективной реализации конкретной деятельности.
Способности – это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обслуживающими возможность их приобретения.
Структура общих способностей состоит из моторных и познавательных особенностей психики человека. Моторные (или двигательные, тактильно - кинестетические) и познавательные (вербальные, психоэмоциональные) особенности усвоения социального опыта возможно рассматривать в структуре индивидуального развития. В музыкальной деятельности психомоторные (двигательные) особенности личности обуславливают проявление важнейшей характеристики музыкальности - темпо-ритмических способностей человека, позволяющих адекватно воспринимать главную особенность музыки – её временную природу.
Степень интенсивности переживаний, сила выраженности позитивных или негативных эмоций личности обуславливается как врождёнными способностями темперамента, так и преобладающим опытом переживаний, накопленных в социальных условиях жизнедеятельности индивида.
Развитие музыкальных способностей в практике музыкального образования можно понимать не только как формирование специальных, профессиональных навыков музицирования, но и как специфическое развитие общих способностей восприятия и ощущений, внимания и образной памяти, воображения и мышления, волевой регуляции, т. е. познавательных свойств личности. Анализируя разные виды музыкальной деятельности (слушание, творчество, исполнительство) учёные показывают, как реализуются в них принципы формирования музыкальных способностей (А. Л. Готсдинер, Л. Л. Бочкарёв, К. В. Тарасова и др.).
В настоящее время исследованию общих способностей как компонентов специальных способностей посвящён ряд работ в области когнитивного обучения (Я. А. Пономарёв и др.). Ряд исследований (Г. С. Тарасов, И. В. Тихомиров) выявляют связь между музыкальными и общими умственными способностями, некоторые (Д. К. Кирнарской) посвящены теоретическому анализу и обоснованию различного рода сочетаний способностей, в частности, музыкальных с языковым, основанных на сходстве словесного и музыкального языка.
К проблемам развития музыкальных способностей пианиста – исполнителя обращено внимание учёных - исследователей Л. Л. Бочкарёва, А. Л. Готсдинера, Г. М. Цыпина и педагогов - практиков А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой.
Музыкальные способности разрабатывались в трудах по теории исполнительства педагогами Л. А. Баренбоймом, С. И. Савшинским, В. Г. Ражниковым, а также освещались в монографиях выдающихся педагогов – пианистов Г. Г. Нейгауза, Я. И. Мильштейна, С. Е. Фейнберг. Музыкальные способности в этих работах рассматривались как условие успешной деятельности музыкантов.
Л. А. Баренбойм предлагает ввести в элементарный музыкальный комплекс такие, как умение наблюдать за течением музыки и читать её с листа, способность переживать музыкальную форму как процесс.
Большое внимание в музыкальной педагогике, музыкальной психологии и музыкознаний (М. Г. Арановский, А. Н. Сохор, Д. К. Кирнарская) уделяется интеллектуальным процессам, подчёркивается, что в основе их лежит «языковой слой музыкального мышления», делающий возможной музыкальную и исполнительскую коммуникацию.
Особое внимание уделяется общетворческим, общехудожественным моментам в музыкальной одаренности, развитию музыкально - образного мышления и воображения, креативности как качества личности музыканта - исполнителя.
В работах Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, Г. С. Костюх, Г. С. Тарасова проанализирован подход к музыкальному восприятию как общему психологическому звену всех форм музыкальной деятельности, а также введения понятия культуры восприятия музыки, которая определяется как особая структурно - функциональная организация комплекса музыкальных способностей человека, обеспечивающая возможность понимать музыку адекватно замыслу композитора.
Восприятие музыки как познавательный процесс связано с развитием музыкального мышления, истоки которого - в ощущении интонации. Обращение к интонационной теории Б. В. Асафьева как музыкально - эстетической концепции музыки и её восприятие помогает определить пути развития музыкально - творческих способностей. Интонация – это главный проводник музыкальной содержательности, музыкальной мысли. Накопление интонаций создаёт сложный комплекс музыкальных представлений и даёт возможность приобщиться «к сокровищнице общепризнанных обществом, средой, эпохой. интонации», которую Асафьев называет устным музыкально – интонационным словарём.
Таким образом, проникновение в выразительно – смысловой подтекст интонации и есть основа, как музыкального, так и исполнительского развития.
Проведённый анализ теоретических подходов к проблеме развития музыкальных и творческих способностей оказывает влияние и на практические положения, которыми необходимо руководствоваться и в педагогической деятельности.
Музыкальные и творческие способности являются сложным сочетание природного (врождённого, социального и индивидуального, они развиваются лишь в практической музыкальной деятельности.
Все музыкальные способности развиваются в условиях взаимодействия: не может быть одной способности при полном отсутствии других.
Особое значение в педагогическом процессе имеет достижение единства эмоционального и сознательного в развитии личности, что значительно повышает психические возможности учащихся и позволяет учителю расширять спектр средств педагогического воздействия. Это возможно благодаря активному привлечению связей музыки с жизнью, заострению внимания ученика на жизненном содержании музыки и её выразительных значений и внемузыкальных ассоциаций, обогащению музыкально - художественного опыта учащихся.
Анализ музыкально - педагогической и психологической литературы даёт основание утверждать, что в настоящее время среди учённых нет единого понимания сущности и структуры музыкальных способностей.
В отечественной психологии исследование музыкальных способностей связано с именем Б. М. Теплова. Он считал, что структура музыкальных способностей состоит :
1) из ладового чувства;
2) слухового представления;
3) музыкально-ритмического чувства.
Эти три частные способности образуют стержень музыкальности, т. е. способности воспринимать смысловое содержание музыки.
Музыкальные способности целесообразно формировать с раннего детства. В каждом виде музыкальной деятельности – восприятии, творчестве исполнительстве - кроме основных музыкальных способностей развиваются музыкальное мышление, исполнительские и творческие способности.
В процессе музыкальной деятельности развиваются общие способности ребёнка : внимание, память, эмоции, мышление, творческое воображение, укрепляется воля и др. Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учёта их склонностей и интереса.
Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятие и музыкальная одарённость.
В трудах Б. М. Теплова были разработаны категории музыкальной одарённости «качественно своеобразного сочетания способностей, от которых зависит возможность успешного осуществления музыкальной деятельности и которое определяется самой природой музыки как таковой», и музыкальности – «способности переживания музыки как выражения некоторого содержания», центром которой является «эмоциональная отзывчивость на музыку». Две стороны музыкальности – эмоциональную и слуховую Б. М. Теплов рассматривает в единстве, так как «взятые в отдельности, они лишают музыкального восприятия и переживания музыки предметной определённости».
В понятии музыкальной одарённости Теплов включает и не только специфические проявления психических свойств человека, но и общие качества личности, которые участвуют ив музыкальной, и в художественно-творческой деятельности: силу, богатство и инициативность воображения, сочетания в нём слуховых и зрительных образов; умение эмоционально погружаться в музыкальное произведение и концентрировать на нём все душевные силы; особенности внимания, памяти, уровень знаний, жизненный опыт.
Ю. А. Цагарелли в своей работе определяет структуру музыкальных способностей как синтез способностей, необходимых для творческого восприятия музыки. В общую структуру музыкальности автор включает шесть частных способностей, составляющих её ядро:
- музыкальный слух;
- музыкально–ритмическую способность;
- эмоциональную отзывчивость на музыку;
- музыкальную память;
- музыкальное мышление;
- музыкальное воображение.
К. В. Тарасова в своей монографии «Онтогенез музыкальных способностей» рассматривает структуру музыкальных способностей как состоящую из двух основных подструктур:
1)эмоциональной отзывчивости на музыку - главного показателя музыкальности;
2)познавательных музыкальных способностей сенсорных интеллектуальных и частных (музыкальный слух и сенсомоторные данные) (Приложение 3).
К сенсорным способностям К. В. Тарасова относит музыкальный слух (мелодический, тембровый, динамический) и чувство ритма, а к интеллектуальным музыкальным способностям - музыкальное мышление (в единстве репродуктивного и продуктивного компонентов) и музыкального воображения. Комплекс музыкальности К. В. Тарасова определяет как систему входящих в него общих и частных структурных элементов, формирующихся в онтогенезе от элементарных ко всем сложным составляющим.
В исследованиях Н. А. Ветлугиной была определена структура музыкальных способностей в соответствии с основными видами музыкальной деятельности восприятие, исполнение, импровизации сочинения) музыки.
А. Л. Готсдинер в книге «Музыкальная психология» выделяет следующую структуру музыкальных способностей :
1) музыкальная память (общая и музыкальная);
2)музыкальный слух (микродифференциальный, абсолютный, звуковысотный, мелодический, гармонический, архитектонический полифонический);
3) музыкально - ритмическое чувство;
4) психомоторные способности.
Старчеус М. С. В статье «Структура музыкальных способностей.
Уровни способностей» выделяет:
1) Элементарные музыкальные способности (чувство музыкальной высоты, ладовое чувство, чувство ритма и др.);
2) Сложные музыкальные способности (способности которые связаны с осуществлением профессиональной деятельности: композиторская, исполнительская, чувство формы, чувства стиля, музыкальная обучаемость. Структура музыкальных способностей изменяется с возрастом, в зависимости от характера музыкального обучения и накопления музыкального опыта человека : в разных возрастных группах наблюдается разное соотношение опорных, ведущих и фоновых компонентов структуры музыкальных способностей.
Д. К. Кирнарская в монографии «Музыкальные способности» определяет структуру музыкальной одарё нности как совокупность нескольких компонентов:
1) интонационный слух
2) чувство ритма;
3)аналитический слух;
4) архитектонический;
5) музыкально - продуктивная способность.
Структура музыкальной одарённости, как считает Д. К. Кирнарская, отражает путь развития, который прошла музыка на всем протяжении человеческой истории. Первым появился интонационный слух, отражающий аффективные и коммуникативные свойства звука, за ним чувство ритма - оно осознавало музыкальное движение, формируя музыкальное время. Опираясь на ощущение тембра, на осмысление музыкального движения, его структуированности, сложился аналитический слух. Следующей ступенью развития структуры музыкальных способностей является архитектонический слух. С него начинается этап активного овладения музыкальной речью. Архитектонический слух подразумевает понимание стилевых и жанровых закономерностей музыкальной речи, овладение навыками построения музыкального текста.
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А. Н. Лук, выделяет среди специальных способностей творческие способности, к которым относит:
1)способность видеть проблему там, где её не видят другие;
2)способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;
3)способность применять навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;
4)способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;
5)способность легко ассоциировать отдалённые понятия;
6) способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;
7)гибкость мышления;
8)способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки;
9) способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющуюся систему знаний;
10)способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;
11)легкость генерирования идей;
12)творческое воображение
13)способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что сущность способностей не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но понятия знаний, умений, навыков и способностей взаимно обусловлены : с одной стороны способности являются предпосылкой овладения знаниями и умениями, а с другой – в процессе овладения умениями и знаниями происходит развития способностей.
Главными показателями, которые позволяют судить об уровне развития способностей, являются лёгкость усвоения новой деятельности, а так же широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую.
Развитие способностей совершается по возрастающей, или, как говорил
С. Л. Рубинштейн, «по спирали» : сначала возможности реализуются, при этом возможности представляют способности одного уровня, в результате чего открываются возможности для дальнейшего развития, т. е. для развития способностей более высокого уровня.
Способности разделяются на общие и специальные. В современной отечественной психологии способности выделяют с точки зрения психофизиологической функциональности, выделяя умственные, моторные, мнемические, речевые и творческие.
Творческие способности относятся к группе разделяемой на учебные и собственно творческие способности. При этом под творческими способностями разумеются такие, которые определяют процесс создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений.
Иными словами творческие способности определяют процесс индивидуального творчества в различных областях творческой деятельности.