Светлана Торопова
Развитие творческих способностей воспитанников
На первом этапе мы провели первый констатирующий эксперимент, целью которого было выявление уровня развития творческих способностей старших дошкольников. Для реализации этой цели мы использовали тест креативности П. Торранса, который позволяет выявить у детей наличие творческих способностей : быстроту выполнения задания, легко переключаясь с одного объекта на другой; умение найти множество решений; предложить нестандартное, оригинальное решение (Приложение 1).
Публикация «Развитие творческих способностей воспитанников» размещена в разделах
Кроме того, на этом этапе было проведено наблюдение за деятельностью старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности с целью определения их активности и заинтересованности во время выполнения творческих заданий. Наблюдение проводилось по заранее намеченному плану (Приложение 2). В ходе наблюдения удалось выяснить, что многие из детей с удовольствием выполняют творческие задания, играют в творческие игры, где им необходимо самим либо выбирать роли, либо придумывать собственные правила, сюжет и так далее. Но дети часто нуждаются в помощи воспитателя. Самостоятельно придумать полностью игру (с правилами, сюжетом, ролями и тому подобное, и тем более какое-либо театрализованное действо они затрудняются. В процессе творческой досуговой деятельности проявляются только положительные эмоции, недовольства мы не заметили. Воспитатель старался вызывать интерес к творческой деятельности – с помощью яркой наглядности, интересных приёмов, присутствия сказочных героев и тому подобное.
Во время первого констатирующего эксперимента была проведена беседа с воспитателями контрольной и экспериментальной группы с целью выявления работы педагога по развитию творческих способностей старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности (Приложение 3). Беседуя с воспитателем, мы выяснили, что они не часто используют творческие формы организации изобразительной деятельности детей. Если эти формы присутствуют, то они зачастую сводятся лишь к играм. При этом детям необходима помощь воспитателя, хотя самим им очень нравится творческая деятельность.
Обработав данные, полученные во время первого констатирующего эксперимента (Приложение 4, мы получили следующие результаты:
Рисунок 1. Результаты исследования уровня развития творческих способностей в экспериментальной группе (1 констатирующий эксперимент)
Таким образом, в экспериментальной группе детей с высоким уровнем сформированности познавательного интереса 4 чел. (20%, со средним уровнем 9 чел. (45%, с низким уровнем 7 чел. (35%)
Рисунок 2. Результаты исследования уровня развития творческих способностей в контрольной группе (1 констатирующий эксперимент)
Таким образом, в контрольной группе детей с высоким уровнем сформированности познавательного интереса 6 чел. (30%, со средним уровнем 8 чел. (40%, с низким уровнем 6 чел. (30%).
Уровни развития творческих способностей Первый констатирующий этап исследования
Экспериментальная группа Контрольная группа
Абсолютное число % Абсолютное число %
Низкий
Средний
Высокий 7
9
4 35
45
20 6
8
6 30
40
30
Рисунок 3. Анализ результатов первого констатирующего эксперимента
По результатам 1 констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что по сравнению с экспериментальной группой в контрольной группе детей с низким уровнем сформированности познавательного интереса на 5% больше, что отражено на рисунке 4.
Рисунок 4. Сравнительный анализ результатов исследования уровня развития творческих способностей (1 констатирующий эксперимент)
Из описанных выше данных видно, что у детей в обеих группах преобладает средний уровень развития творческих способностей. Это говорит о том, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированы специальные умения наблюдать, рисунки отличаются схематизмом, простотой передачи формы предмета, цветового решения, выполняются по шаблону, детьми не осознаются и не используются передача признаков и характер изображения, что важно для создания полноценного, яркого, выразительного образа, преобладают изображения предметов в статике, отсутствует умение проявлять фантазию, творчество.
Реализация условий развития творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста
На втором этапе мы проводили формирующий эксперимент, целью которого было создание условий для развития творческих способностей старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. Для этого мы, на занятиях по изобразительной деятельности систематически использовали занимательные задания творческого характера, стимулирующие активную деятельность, требующие выполнения различными способами (Приложения 5).
Кроме того, на этапе формирующего эксперимента не менее важное значение имели игровые приёмы. Учитывая возраст детей, мы старались, чтобы эти приёмы были эмоционально-привлекательными, строились на ярком, живом, интересном, доступном материале, но в то же время достаточно сложном. Использовались упражнения, развивающие умение владеть графическим материалом, умения менять направления движения руки Задания были разнообразны, дети постоянно вовлекались в процесс самостоятельного поиска и «открытий» новых знаний. При организации занятий по изобразительной деятельности мы стремились к тому, чтобы каждое из них содержало элементы игры, соревнования, так как это оживляет изобразительную деятельность, повышает интерес детей к ней. (Приложение 6).
Формирующий эксперимент состоял из нескольких этапов. На первом этапе основным выразительным средством рисунка являлась форма предмета, связанная с созданием образа, поэтому предусматривалось формирование умения использовать алгоритм деятельности наблюдения, методика которого строилась сначала на рассматривании предметов и объектов, имеющих простое строение и состоящих из одной или двух частей (овощи, фрукты, игрушки, комнатные растения). В процессе обучения детям объясняли значение алгоритма в деятельности наблюдения и значение образца сенсорного обследования предметов с использованием моделей. Например, первая модель (глаз) означала выбор способов обследования предмета (понюхать, потрогать руками, попробовать на вкус, послушать и так далее); квадрат означал обследование формы предмета и его частей, ёлочка большая и маленькая – обследование величины предмета и соотношения частей по отношению друг к другу; круг разноцветный – выявление умения ребёнка рассказать всё о цвете предмета; две полоски – определение умения составить рассказ о характере поверхности (твёрдый, мягкий, гладкий, шершавый, колючий, пушистый и так далее). Использование моделей в процессе деятельности наблюдения способствовало активности детей, позволило им упражняться в разнообразных обследовательских действиях, дало возможность усовершенствовать учебные умения.
На втором этапе доминирующим выразительным средством явилась форма предметов, объектов и их цвет. В наблюдение были включены предметы более сложной конструкции, с чётко выделенными частями и цветами спектра (разнообразные комнатные растения, деревья, народные игрушки). Цель данного шага – закрепление у детей умения использовать алгоритм деятельности наблюдения с применением моделей цвета и формы. По ходу наблюдения педагог ставит вопросы, направляющие восприятие детей, например: «Потрогайте ствол берёзы, какой он? Как про него можно сказать? Каким способом можно нарисовать бархатный ствол или шершавый? Отложите модели цвета, формы ствола, веток, листьев».
На третьем этапе, используя алгоритм деятельности наблюдения, дети формировали умение рассматривать живые объекты (птицы, рыбы, домашние и дикие животные). Цель данного шага – закрепление знаний о средствах выразительности: форме, цвете.
В задания были включены приёмы сравнения (птиц и животных, способствующие развитию умения устанавливать сходство и различие в признаках, умения решать более сложные задачи наблюдения, обобщать предметы по признаку формы и цвета.
На четвёртом этапе у детей формировалось умение представить будущий образ и способы его создания, закреплялись знания о средствах выразительности образа: форме, цвете, композиции. Для решения задач на данном этапе детям предлагались творческие задания, серия дидактических игр и упражнений, направленных на закрепление представлений о последовательности изображения предметов и объектов, способах изображения, средствах выразительности, о реалистической передаче формы с её признаками и относительной пропорциональностью частей.
После проведения игры или упражнений детям предлагалось рассказать, как они будут рисовать данный объект. Проведение таких игровых заданий позволило детям самостоятельно ставить изобразительные задачи, активно искать способы их решений.
На пятом этапе у детей формировали умение рассматривать произведения живописи, графики; умение видеть и узнавать изображённые образы, определять средства выразительности, с помощью которых художник создал образ, передал эмоциональное отношение к нему. Используя выразительные средства (рисунок, композиция, цвет, можно передать эмоциональное состояние героев, настроение, сезонные и временные изменения в природе. Основным средством выразительности в живописи и графике является рисунок – пространственная характеристика образа, переданная через изображение внешности (формы, строения, позы, движения, раскрывающих характер героя, его эмоциональное состояние) с помощью разнообразных выразительных точек, линий, штрихов, мазков.
Во время занятий по изобразительной деятельности использовалась яркая, красочная наглядность, так как у детей старшего дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Постоянно велась смена видов деятельности, поскольку у детей преобладает непроизвольное внимание.
Интерпретация и анализ результатов исследования
Последним шагом нашего эксперимента был второй констатирующий эксперимент с целью выявления уровня развития творческих способностей старших дошкольников после проделанной работы. Во время второго констатирующего эксперимента были использованы так же методы, что и во время первого констатирующего эксперимента: наблюдение, беседа, тест креативности П. Торранса.
Обработав данные, полученные во время второго констатирующего эксперимента (Приложение 7, мы сделали следующие выводы:
Рисунок 5. Результаты исследования уровня развития творческих способностей в контрольной группе (2 констатирующий эксперимент)
Таким образом, в контрольной группе детей с высоким уровнем сформированности познавательного интереса 6 чел. (30%, со средним уровнем 10 чел. (50 %, с низким уровнем 4 чел. (20%).
Рисунок 6. Результаты исследования уровня развития творческих способностей в экспериментальной группе (2 констатирующий эксперимент)
Таким образом, в экспериментальной группе детей с высоким уровнем сформированности познавательного интереса 7 чел. (35%, со средним уровнем 10 чел. (50 %, с низким уровнем 3 чел. (15%).
Уровни развития творческих способностей Второй констатирующий этап исследования
Экспериментальная группа Контрольная группа
Абсолютное число % Абсолютное число %
Низкий
Средний
Высокий 3
10
7 15
50
35 4
10
6 20
50
30
Рисунок 7. Анализ результатов второго констатирующего эксперимента
Соответственно, по результатам исследования можно сделать выводы, что в экспериментальной группе увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности познавательного интереса на 15%, и снизилось количество детей с низким уровнем познавательного интереса на 20%, в то время как в контрольной группе существенных изменений не произошло.
Рисунок 8. Сравнительный анализ результатов исследования уровня развития творческих способностей до и после формирующего этапа эксперимента
Таким образом, в экспериментальной группе увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности познавательного интереса на 15%, количество детей со средним уровнем сформированности познавательного интереса увеличилось на 5%, количество детей с низким уровнем сформированности познавательного интереса уменьшилось на 20%. В контрольной группе существенных изменений не произошло, количество детей с высоким уровнем сформированности познавательного интереса не изменилось, количество детей со средним уровнем сформированности познавательного интереса увеличилось лишь на 10%, количество детей с низким уровнем сформированности познавательного интереса уменьшилось на 10 %.
Результаты в экспериментальной группе улучшились - у детей появилась склонность к творческому поиску, к развитию творческих способностей, оригинальный, необычный способ решения проблем. Детям стала реже требоваться помощь педагога – появилось больше самостоятельности в организации своего свободного времени. При чем дети зачастую сами начали предлагать различные игры, развлечения. Кроме того, дошкольники стали более самостоятельными, не только организуя свой досуг, но в процессе учебных занятий.
В экспериментальной группе показатель креативности практически не изменился.
Сравнивая результаты первого и второго констатирующего экспериментов, мы сделали вывод, что используемые формы, методы и приемы в процессе досуговой деятельности являются эффективными для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, предполагаемая нами гипотеза была подтверждена экспериментально.
Выводы по 3 главе
Дошкольное образовательное учреждение в силу своего содержания является самым широким путем личности в культуру через творчество, так как назначение детского сада – творить, искать, обновлять содержание социально-воспитательных и образовательных программ, использовать новейшие научные достижения в области образования и социального воспитания.
Занятия по изобразительной деятельности включаются в жизнь детей в дошкольных учреждениях, позволяя формировать и развивать их характер и личность. Творческий процесс это поиск и переход от уже известного к новому неизвестному. Высокая динамичность, гибкость поисковой деятельности способствует получению или оригинальных результатов при выполнении изобразительной деятельности.