Светлана Морозова
Консультация «Развитие творческих способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей
Одним из основных направлений модернизации общего образования является его деятельный характер, направленность содержания образования на формирование общих умений и навыков, обобщенных способов учебной, коммуникабельной, практической и творческой деятельности. Действительно, вопросы и проблемы, которые необходимо решать молодому поколению в связи с развитием и использованием новых технологий, требуют творческого подхода.
Публикация «Консультация „Развитие творческих способностей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Как же помочь ребенку развить в себе способность творчески мыслить, которая будет так необходима ему в дальнейшей, взрослой жизни? Какова роль педагога-музыканта и, каковы его возможности в этом сложном процессе?
«Ребенок – объект воспитания» - достаточно распространенная позиция в педагогике. На мой же взгляд, нельзя забывать о том, что ребенок творит себя сам. А мы, педагоги, лишь призваны умело направить его.
В начале своего жизненного пути ребенок подражает всему, что происходит вокруг него, но при этом он остается самим собой. Известно, что подражание – начало начал любого творчества, в котором присутствует и собственное видение, и восприятие окружающих вещей и явлений. Не успев окрепнуть, маленький человек произносит свое первое: «Я – сам!» Придя в детский сад, ребенок впервые начинает самостоятельно овладевать знаниями, творчески мыслить. Пусть он ошибается и думает не как все, но это его решение, его собственный путь. Главное – поддержать это желание и интерес к самостоятельному поиску.
Существуют несколько правил, которых, на мой взгляд, должен придерживаться педагог:
- не сковывать, а освобождать;
- не сдерживать, а поддерживать;
- не сгибать, а распрямлять.
Процесс развития ребенка, становление его как творческой личности – это таинство, в которое педагог должен вмешиваться очень осторожно. Что же такое творческие способности? Бесспорно, это способности, которые позволяют ребенку самостоятельно создавать что-то новое и оригинальное. Творческие способности проявляются в умении продолжить мыслительную деятельность за пределами требуемого решения задачи, которая ставится перед ребенком. Главная цель, стоящая перед педагогом – выработать в детях стремление к самостоятельному мышлению, активизировать их фантазию, творческую деятельность. Развитие творческих способностей у детей зависит от теоретической подготовки, музыкально-художественного вкуса педагога.
Основным видом деятельности, как утверждают психологи, в дошкольном возрасте является игра, которая помогает легко усваивать новый материал, обобщать пройденный; не теряет своей привлекательности и актуальности познавательная деятельность детей на занятиях музыкой. Какие же формы игровой деятельности можно использовать на занятиях музыки для развития музыкально-творческих способностей?
Это различные двигательные, ритмические и вокальные импровизации, сочинение музыкальных фраз и предложений, игры на определение ладовой окраски прослушанной музыкальной пьесы, различные музыкальные драматизации.
Все это приводит к установлению взаимосвязей между обучением и творчеством.
1.
Освоение программных умений дают возможность ребенку свободно, уверенно действовать не только во время музыкальной игры, во время исполнения пляски, песни, но и при выполнении творческих заданий. С другой стороны, творческие задания активизируют музыкальные способности детей, что помогает им более успешно усваивать навыки и умения. В педагогическом процессе творческие и обучающие задания чередуются, взаимно обогащая друг друга.
Приведу несколько примеров творческих заданий, используемых в моей практике:
1. «Стихи под музыку»
Педагог читает текст стихотворения. ребята, становясь «композиторами», описывают словами какая музыка могла бы к нему подойти (мажорная или минорная, быстрая или медленная, в высоком или низком регистре и т. д.) Из нескольких муз. отрывков, ребята выбирают тот, который по их мнению подходит к стихотворению. Педагог повторно читает стихотворение под музыку (мелодекламация).
2. «Музыка»
а) «Настроение». Из нескольких предложенных отрывков ребята выбирают тот,который соответствует понятию (грусть, радость, веселье, мечтательность и т. д.)
б) «Подбираем музыку» К предложенным ситуациям (девочка потерялась, мальчик играет со щенком, метель и т. п.) ребята подбирают соответствующую по ладу музыку из предложенных нескольких муз. фрагментов.
в) «Музыкальный портрет» Педагог предлагает репродукцию портрета с ярко выраженным эмоциональным состоянием героя. Ребята выбирают из нескольких муз. отрывков подходящий по настроению.
Для восприятия произведений изо искусства, дети осваивают цветовое богатство красок.
Когда ребята хорошо знают цвета, их оттенки, владеют приемом смешивания красок – приступают к работе по различению холодной и теплой гаммы цветов. Холодные тона эмоционально близки таким состояниям настроения как грусть, тоска, печаль и т. п. Через общность настроения холодные цвета можно связывать с минорным ладом в музыке.
Господство цветов теплой гаммы в произведении живописи создает теплый колорит, Эмоционально связан с понятиями радость, добро, свет, т. е. с теми жизненными явлениями и состояниями, которые в восприятии человека ассоциируются с ощущением гармонии и благополучия. В музыке – мажорный лад. Активное освоение цветовой гаммы поможет ребятам не только правильно воспринимать характер и настроение произведения живописи, но и углубить визуальные ассоциации, рождающиеся при прослушивании музыки, при наблюдениях за явлениями в окружающей жизни, а так же взглянуть на себя глазами художника.
3. «Подбери цвет». Звучит музыка мажорного или минорного лада. Задача ребят, выбрав какой-то один цвет, объяснить, почему он соответствует музыке.
4. «Если бы я был художником» Нарисовал бы маму, папу, друга, сегодняшний день, свое настроение… тем или иным цветом, теми или иными музыкальными красками.
5. Составить музыкально-цветовую композицию понятий: зима, лето, весна, осень, снег, огонь, мороз, зной, обида, дружба и проч.
6. Составить музыкально-цветовые иллюстрации к поэтическим отрывкам: А. С. Пушкин «Осень», «Зимнее утро», «Зимний вечер»; Ф. Тютчев «Весенние воды»
2.
Развитие пластики, освоение динамической красоты движений, богатство мимического рисунка, ощущение пространства составляют важный аспект эстетического воспитания и являются эффективным средством развития творческих способностей.
7. Для рук: «Листья кружатся, падают» - подул ветер, «снег кружится» - метель, «бегут ручьи.
8. Для тела:
а) Ситуативные этюды выполняются как иллюстрации к определенным ситуациям. Этюды могут быть динамические и статические в зависимости от поставленных задач. Если задача заключается в создании достоверного образа в движении, то прибегают к динамическим этюдам, здесь необходимую помощь может оказать муз. произведение, близкое по ритмическому рисунку пластическому движению. Статические этюды больше ассоциируются с произведениями живописи и скульптуры как статичных видов искусства.
- ребята исполняют пластический этюд на заданную тему, при слове «замри» они застывают в тех позах, в каких их застал этот возглас. Здесь из динамической формы этюд переходит в статическую;
- «Смена кадров». В основе лежит кинематографический прием смены кадров. Под музыку ребята создают ситуативный динамический этюд. При смене музыкального образа меняется заданная ситуация, соответственно меняется пластический рисунок. Ребята как бы переносятся в другую обстановку, и создают новый образ.
б) Этюды по картине проводятся после знакомства с жанрами живописи, но целесообразнее использовать портрет, бытовую живопись и пейзаж. Исходным является создание статических этюдов с последующим их динамическим развитием, т. е. развить сюжет, домыслить картину, приведя ее в движение. Пластический этюд по картине «Березовая роща» А. Куинджи можно сопроводить использованием русской народной песни «Во поле береза стояла» и поэтическим произведением, связанным с березой. При этом необходимо опираться на поисковый принцип, избегая прямолинейной подсказки
9. «У зеркала» :
а) нахмуриться как
- король,
- ребенок, у которого отобрали игрушку;
б) улыбнуться как
- мать младенцу,
- кот на солнце.
10. «Превращение» :
1)«Клоуны» Д. Б. Кабалевский
При повторном прослушивании: два клоуна жонглируют, не замечая друг друга.
Вдруг сталкиваются спинами и падают. Им немножко грустно, они, сидя на полу, качают головами, затем помогают друг другу встать и снова весело жонглируют, но уже лицом друг к другу.
Мимика: голову откинуть, губы растянуть в улыбке, бровь приподнять, глаза прищурить.
2) «Новая кукла» П. И. Чайковский
3) «Баба Яга» П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский
4) «Балет невылупившихся птенцов» М. П. Мусоргский
5) «Лебедь» Н. А. Римский – Корсаков
6) «Кикимора» А. Лядов и т. д. 3.
11. Развитие пластической выразительности:
1) Пройти по камешкам как:
-зайчик,
-Буратино,
-медведь.
2)Предложить от лица любого персонажа подкрадываться к спящему зверю.
3)Изобразить прогулку трех медведей.
12. Развитие речевой, интонационной выразительности:
1) Предложить детям произнести фразы по-разному:
«Радуга появилась», «Солнышко встало», «У меня зазвонил телефон»
2)Повторить эти варианты, но без слов.
3) Пропеть эти фразы:
- напевно,
- отрывисто.
13. Развитие воображения :
1) Используется музыка к балету «Спящая красавица» П. И. Чайковского.
После прослушивания темы Сирени и Феи Карабос детям предлагают шаблоны контуров одинаковых волшебниц. Одну из них, дети превращают в добрую фею, другую - в злую.
2) «Песня жаворонка» П. И. Чайковский
Не называя произведения, изобразить услышанную музыку с помощью красок (графически, пятнами, самим озаглавить рисунки, назвать пьесу.
3) Приготовить различные предметы и музыкальные инструменты, закрыть глаза, прослушать несколько звуков, затем по звукам сочинить невероятную историю.
4) «Музыка на кухне», сочинить историю и озвучить.
5) Предлагается послушать звуки окружающего мира:
вьюгу, метель; тройку лошадей; пение жаворонка и т. п. Предложить детям поиграть в композиторов и рассказать, какими музыкальными средствами можно изобразить предложенный пример, какие инструменты могли бы исполнить эту музыку.
Затем дать для прослушивания пример классической музыки: «Вальс снежных хлопьев» и «Песню жаворонка» П. И. Чайковского, «Тройку» Г. Свиридова и проч.
14. Знакомство с построениями музыки (формами) :
- «Теремок» - вариации;
- «Колобок» - рондо;
- «Курочка Ряба» - трехчастная форма;
-«Репка» - куплетная форма.