Гончарова Елена
Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема исправления речи является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Темочки:
Наблюдается следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
У детей, имеющих диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи, отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также недостаточная подвижность пальцев рук, т. к. это тесно связано с речевой функцией.
Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах.
Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.
Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.
С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Умения выполнять мелкие движения с предметами развиваются в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.
Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.
Вас должно насторожить, если ваш ребенок активно поворачивает лист. В этом случае заменяет умение менять направление линий при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.
Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3-4 см (по образцу).
Если ваш ребенок имеет склонность фиксировать кисть. На плоскости он не справится с этой задачей: нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать её в несколько приемов, передвигая руку.
Чем можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?
- запускать пальцами мелкие волчки;
- разминать пальцами пластилин, глину, игры с песком, водой;
- катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, шарики;
- сжимать и разжимать кулачки, мять руками поролоновые шарики;
- делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и крепкие, которые не разожмешь;
- двумя пальцами руки (указательным и средним) "ходить" по столу сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит.
- показать отдельно один палец - указательный, затем два (указательный и средний, далее три, четыре, пять;
- показать отдельно только палец - большой;
- барабанить всеми пальцами рук по столу
- махать в воздухе пальцами, собирать все пальцы в шепотку;
- кистями рук делать "фонарики";
- хлопать в ладоши громко и тихо в разном темпе;
- наматывать нитки на катушку или на собственный палец;
- застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками, завязывать узелки;
- закручивать шурупы, гайки;
- игры с конструктором, мозаикой, кубиками;
- складывание матрешек, игры с вкладышами;
- рисование в воздухе, резать ножницами.
Если вы будете уделять внимание упражнениям, играм, заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, то повлияете на общее развитие ребенка и подготовите к овладению навыком письма, что поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Помните, что работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.
Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.
МКДОУ №420 Гончарова Е. Н.