Людмила Негородова
Консультация для воспитателей «Воспитание доброты и милосердия у младших дошкольников в процессе ознакомления с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение природой положительно влияет на человека, делает его добрее, будит в н лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Детей знакомим с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются так качества, как доброта, любознательность, милосердие.
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание доброты и милосердия у младших дошкольников в процессе ознакомления с природой“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для ребенка все живое — прекрасно. Януш Корчак писал: «Близки е] собака и птица, ровня — бабочка и цветок, в камушке и ракушке он вид братьев». И мы, взрослые, часто разрушаем это светлое отношение к ЖИВОИУ, запрещая ребенку брать в руки червяка или лягушку, охаивая свинью, руг бродячую кошку, бездомную собаку?
Возбуждать симпатии к животным, раскрывая их свойства, повадки, ] суть, — один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребенок ] только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнезда, потому что это полезные животные. Е]\ необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, птице и собаке — I всему, что его окружает.
Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому — к тогу побуждает их детский демократизм. Только бы им в этом не мешали, I отвращали, а, наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание.
«Любовь к животному миру — это эстетическое чувство формирующее взгляды, вкусы, — писал Ч. Дарвин. — Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отражаться на умственны способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах».
Любить — значит знать. Знать — значит наблюдать за животным* ухаживать за ними, помогать им, читать о них книги, начиная с древнейших сказок, басен и кончая произведениями современных писателей анималистов. У ребенка вместе со стремлением действовать самому, возникавт желание быть хорошим. Под влиянием взрослого у детей появляется желание сделать что-то хорошее для других, для растений и животных. Но наряду этим у младших дошкольников отмечается непроизвольный характер всех психических процессов. Исходя из этих особенностей ребенка, создали благоприятные условия и отобрали методы, которые способствовали решению задач экологического воспитания в занимательной форме.
Мы обратились к игровым обучающим ситуациям, которые строились по типу сюжетно-дидактической игры. Обучение проходило как игра воспитатель предлагал сюжет, брал на себя основную роль, а остальные распределял между детьми, поддерживал игровую ситуацию. План, по которому развивался сюжет, соответствовал логике решения дидактических задач занятий и наблюдений. В игре дети получали новые знания, наблюдали за объектами природы, выполняли трудовые действия.
В игровых ситуациях использовали кукольные персонажи: Незнайку. Буратино, доктора Айболита, Хрюшу.
Изучая отношения детей к окружающему природному миру, мы опирались на:
- наличие интереса к природе;
- наличие стремления у детей принять участие в уходе за животными и растениями.
Большая работа была проведена по формированию правильного отношения детей к растительному миру: комнатным растениям, деревьям, кустарникам, цветам. Дошкольникам трудно было понять, что растения живые и для нормального существования им необходимы хорошие условия, уход и забота. Приходилось объяснять и показывать, что растения растут, пьют воду, т. е. живут.
Используя игрушку Чиполлино, мы наблюдали за ростом и развитием лука, рисовали его. Дети с интересом следили за прорастанием луковицы, подходили к окну, на котором стоял лук, смотрели, показывали воспитателям.
Большое значение в экологическом воспитании имеет окружающая природная среда на участке детского сада. Наблюдая с детьми на прогулке убедились, что у них есть интерес к живой и неживой природе. Весной дети находили жучков, рассматривали их, сообщали: «Смотрите, какой у меня, жучок маленький, красивый». Вместе наблюдали за божьей коровкой,обратили внимание ребят на то, что жучок маленький, крылышки и ножки хрупкие. При неловких движениях их легко повредить, поэтому с ними над< осторожно обращаться.
Ознакомление с домашними животными и дикими зверями проходило с помощью наблюдений за кошкой, собакой, рассматривая картины. Представление о жизни животных у детей постепенно становилось реалистичным. Малыши поняли, что домашние животные живут у людей, которые за ними ухаживают (кормят, поят) и создают им необходимые условия жизни, а дикие звери живут в лесу и сами ищут себе еду.
— У волка есть волчата, ему надо их кормить, — Женя Р.
В группе поместили клетку с хомячком.
— Настя — Тише, не надо шуметь, видите, как она сжалась, испугалась.
— Давайте отнесем клетку с хомячком в другое место, где мы не играем. — Аня.
Вместе нашли тихое место в раздевалке. Это предложили сами дети.
— Надо покормить хомячка. — Костя.
Но были дети, которые не обратили внимания на животное, продолжали свою игру. На предложение воспитателя посмотреть на хомячка ответили отказом. Однако прислушались к замечаниям других детей,что своими криками они мешают животным и стали играть тише.
Проводила наблюдения за детьми, чтобы изучить их отношение I обитателям уголка природы, растениям и птицам на участке. У дошкольников появилось желание сделать что-то хорошее для животных растений, и оно стало осознанным.