Ксюша Баева
Статья «Воспитание духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
“Пойми живой язык природы -
и скажешь ты: прекрасен мир…»
И. Никитин
Один из основных принципов в ФГОС ДО приобщение детей к социально – культурным нормам, традициям семьи и общества. Поэтому воспитание духовности подрастающего поколения является ключевой проблемой развития современного общества, приоритетной направлением образовательной политики РФ. Определение духовности в отечественной философии опирается на ряд подходов известных ученых и общественных деятелей: Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, Д. С. Лихачева, Л. Н. Толстого, Н. Д. Никандрова и др., которые в это понятие включают различные аспекты - философский, антропологический, психологический, педагогический, лингвистический.
Публикация «Статья „Воспитание духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Для результативного духовно-нравственного воспитания детей необходимо обратить внимание на одну из задач ФГОС ДО, которая подразумевает объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социально – культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества. Для детей дошкольного возраста воспитание духовности может быть эффективно реализовано в процессе приобщения детей к природе родного края.
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Родная природа является источником первых знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Человек всегда и везде, в той или иной форме соприкасается с природой. В духовно-нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому.
Проблема воспитания духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края многогранно. В тоже время в своей работе в качестве целевой направленности педагогической деятельности по данной проблеме мы определили формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров к родной природе и к самому себе. В ходе реализации намеченной цели решались задачи:
1) развивать у детей дошкольного возраста экологические представления о природе родного края и правилах поведения в ней;
2) пробуждать чувство ответственности за природу и активизировать личное участие в ее охране;
3) расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края.
Для проектирования содержания образования мы использовали парциальную программу экологического воспитания дошкольников «Добро пожаловать в экологию» О. Воронкевич и примерный региональный модуль «Мы в Мордовии живем» О. В. Бурляевой. С учетом имеющихся условий, возможностей и интересов своих воспитанников нами был составлен перспективный план по экологическому воспитанию с детьми и намечен план работы с родителями. Особое внимание было уделено созданию экологической среды в группе и проектированию экологической тропы.
Учитывая особенности возраста, а также специфику развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Содержательный аспект деятельности по воспитанию духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края включал следующие направления:
- чтение художественной литературы: И. Винокуров «Кто как зимует»; М. Пришвин «Этажи леса»; Н. Сладков «Птичьи столовые»; И. Бунин «Метель»; Е. Благинина «Рябина»; С. Михалков «Прогулка»; В. Бианки «Лесные домишки»;
Э. Успенский «Проказы старухи зимы»; В. Чарушин «Что за зверь»; Ф. С. Атянин «Ласточка», Ю. Н. Азрапкин «Шумбрат, вирняй!» («Здравствуй, лес!», В. Н. Корченганов «Луганязе-лаймонязе» (Луг-лужок) А. Ф. Ежов «Касы веленязе» (Растет моя деревня, пословицы;
- организация экологических бесед, с использованием мультимедийного оборудования: «Как помочь птицам зимой»; «Живые ли деревья зимой»; «Как живётся диким животным в лесу»; «Кто в лесу «вредный», а кто «полезный»?»; «Природа и человек»; «Правила леса», «Красная книга Мордовии», готовые презентации.
- организация дидактических игр «Чей клюв?», «Планета земля», «Кто к кормушке прилетел», «Времена года», «Экологические цепочки», “Чудесный мешочек”, “Вершки и корешки”. «Когда это бывает?”, “Зоологическое лото”, «Что где зреет?» «Времена года». «Что в корзину мы берем?», «Что где растет» (с мячом, «Узнай по описанию», «Узнай на вкус», «Такой листок - лети ко мне!», «На птичьем дворе», «Что сажают в огороде?», «Природа и человек» - создание условий для продуктивной деятельности (рисование «Воробьи и синички», лепка «Хитрая лиса», «Филин», аппликация «Белки на дереве»; ручной труд, создание макетов);
- прослушивание музыкальных произведений о временах года, звуки природы;
- организация наблюдение за объектами живой и неживой природы, в частности долгосрочное наблюдение, такие как «огород на окне», проведение опытов с детьми;
- создание условий для трудовой деятельности детей в природе (кормление птиц, подсыпание снега к корням деревьев);
- организация экскурсий в Краеведческий музей.
- проведение праздников и развлечений «Наши меньшие друзья», «День Земли», «Что, где, когда?», экологических акций.
Большое внимание отводилось работе с родителями. С целью преемственности вопросов духовного воспитания детей в условиях семейного воспитания, нами были организованы и проведены: консультации для родителей на тему: «Заповедники Мордовии», «Не быть равнодушными», «Учите детей любить живую природу», «В союзе с природой».
фотовыставки, выставки семейных рисунков на тему «Природа глазами детей», организованы благотворительные акции «Накормите птиц зимой» и другие мероприятия.
Благодаря системной работе, дети получили возможность постигать мир ближайшего окружения, у них стали зарождаться сочувствие и сопереживание к миру родной природы, наблюдалось проявление заботливого отношения к тем, кто в этом нуждается. У детей повысился интерес к своей малой родине, возникло желание узнать свои корни, традиции. В перспективе планируется продолжать работу с детьми в этом направлении, включить в содержание знакомство с культурой родного края, организовать мини-лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности.