Валентина Зверева
Развитие познавательных способностей дошкольников через экспериментальную деятельность с неживой природой
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательных способностей дошкольников через экспериментальную деятельность с неживой природой.
Жизнь в эпоху научно-технического процесса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Превращение ребенка в творческую личность зависит от технологии педагогического процесса. На смену информационно-продуктивному процессу обучения объективно приходит проблемно-творческий. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей.
Публикация «Развитие познавательных способностей дошкольников через экспериментальную деятельность с неживой природой» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Познавательное развитие – сложный процесс, оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребенок по своей природе – пытливый исследователь мира. Детство - пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но и – главным образом, как поиск, приобретение знаний
самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, в процессе сотрудничества, сотворчества.
Однако многие педагоги сталкиваются с интеллектуальной пассивностью детей. Исследования К. К. Поддъякова доказывают, что причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети только выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность или игру, поэтому отечественные педагоги предлагают включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, явлений, замечать их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Все крепко и надолго усваивается, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитатели должны делать больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования к поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку найти ответы на вопросы: «как?» и «почему?».
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспери- ментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Вот поэтому в детстве экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Вот поэтому необходимо поставить правильно цель: «Создание системы работы по развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования, определить задачи и самое главное, организовать хорошо оборудованную, насыщенную предметно-развивающую среду. Поэтому в группах необходимо оформить уголок экспериментирования. Материалы должны быть разнообразные: это песок, гипс, вода, пробки, мыло, снег, бросовый материал, глина, воздух, камни, ракушки, перышки, звук, магниты, бумага, стекло, резина. Можно приобрести сундучки, содержание которых очень богатое: это и бусины, пуговицы, веревки, шкурки, тесьма, нитки, пластиковые бутылочки разных размеров, разноцветные прищепки, пробки, косточки, семена и скорлупа орехов, спилы дерева, вата, упаковки от киндер-сюрприза; растворимые продукты (соль и сахар); бумага разной формы, мерные кружки, ложки, формы для изготовления льда, контейнер для яиц, резиновые и пластиковые перчатки, пипетки, пластиковые шприцы без игл, взбивалки, деревянные ложки, палочки от мороженного, увеличительные стекла, микроскоп, магниты, рулетки, линейки, часы механические, песочные, свечи, фартуки, гуашь, цветные мелки, ножницы, щетка, совок и наши дети ежедневно будут экспериментировать и изобретать что-то новое и интересное, так как только в процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментирования у детей задействованы все органы чувств, т. е. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус (если это не опасно) вещества.
Важным мотивационным моментом должно быть обыгрывание. Так, например: в группу приходит Петрушка и приносит волшебные разноцветные баночки с запахами: где определяется запах лета, фруктов, весны.
Игры с песком и водой приносят детям не только радость и эмоциональное равновесие, но и развивают моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображение, мышление, фантазию, речь.
Для поддержания интересов к экспериментированию дети могут получить задание от имени сказочного героя-куклы для решения проблемной ситуации. Например: приходит Фея и вместе с ней дети строят из песка дорожки, пекут куличи, возводят песочные мельницы и т. д. Итак, дети не только знакомятся со свойствами воды, глины, снега, теста, но и закрепляют полезные и вредные свойства каждого из этих материалов, учатся активно применять полученные знания в играх. И очень приятно видеть какую большую радость, удивление и даже восторг испытывают дети от своих маленьких и больших открытий. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер.
Конечно же, мы не можем обойтись без помощи родителей, чтобы закрепить полученные навыки и умения. Все что предлагается ребенку в группе, нужно доводить до сведения родителей или приглашать родителей и в группе принять активное участие в экспериментировании.
Большое место занимают опыты, их можно проводить как на занятии, так и в свободной деятельности. Дети с желанием проводят опыты с объектами неживой природы : песком, глиной, магнитом. Из какого песка можно лепить: сухого или сырого. Рассматривая песок через лупу, дети видят, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок – этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.
По теме «Волшебница - вода» можно провести опыт: «Наливаем - выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лед» - такие опыты напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети все делают сами. Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если, сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходства». Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность и умение находить пути решения проблемных ситуаций.
Каждая неделя посвящается определенной познавательной теме, например: «Какие предметы могут плавать», «Свет и тень», «Песочная страна», «Подушка из пены». Как я уже сказала ранее, необходимо использовать различные стимулы для положительной мотивации деятельности детей : внешние стимулы - новизна,
необычность объекта, сюрприз, мотив помощи, познавательный момент (почему так); ситуация выбора.
Наша задача – помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными. Надо учить не всему, а главному, не сумме фактов а целостному их пониманию, не только дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в ее потоке.